Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казулинская средняя общеобразовательная школа»
215557, Смоленская обл., Сафоновский р-н, д.Казулино, ул.Центральная, д.15
тел: +7(48142)7-33-11, e-mail: kazulino@inbox.ru
Формирование информационной культуры младших школьников
Логутенкова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ Казулинская СОШ
2021
Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.
Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, – все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры – информационной культуры личности.
«Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий» (Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, № 7, с. 25).
В педагогической среде произошло осознание роли информационной культуры в преодолении системного кризиса образования. Главной задачей образования должно быть не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных:
1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
2) грамотно работать с информацией;
3) самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:
ü учить школьников самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);
ü приобщать к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;
ü развивать познавательные интересы и творческие способности.
Для успешного решения этих задач создан справочно-поисковый аппарат библиотеки: алфавитный каталог, алфавитно-предметный указатель, систематический каталог научно-методической и педагогической литературы для учителей, картотека периодических изданий и др. Такая систематизация позволяет сузить информационный поиск до конкретной темы.
Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся. Библиотекарем проводятся тематические уроки, как в самой библиотеке, так и с выходом в классы.
Библиотека, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы (такие как презентации выставок, по темам, интеграционные научные конференции, различные обзоры) оказывает помощь в самостоятельном изучении материала. Она приучает использовать рукописные тексты, учит искать материалы из области межпредметных связей, составлять аннотации на имеющиеся издания и. т.п.
Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей.
Роль родителей огромна в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают значение этой культуры и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии и ребенка, и самих родителей.
Существуют разные пути формирования информационной культуры. Наиболее эффективный – чтение, так как оно осуществляется в системе новых приоритетов творческой, социальной, коммуникативной активности личности в информационном обществе. С сожалением приходится констатировать, что чтение не популярно среди учащихся.
Человек всегда стремился к прогрессу: взял в руки палку, изобрёл колесо, множество механизмов и инструментов. Они расширили его физические возможности и увеличили свободу в пространстве и времени. А теперь, когда мы научились умножать силу рук, увеличивать скорость ног, зоркость глаз и тонкость слуха, чего нам стало недоставать? Нам понадобился инструмент для усиления интеллекта. И этим инструментом стал компьютер. Он расширяет свободу умственную и духовную, раздвигает границы сознания, даёт возможность приобщиться к достижениям коллективного разума, внести в него свой собственный интеллектуальный вклад.
В федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта задачи формирования информационной культуры прослеживаются в требованиях, предъявляемых к образовательной системе «Информатика»:
1) прочное, осознанное владение основами знания о процессах преобразования;
2) передачи и использования информации, раскрытия значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира;
3) роли современных информационных технологий в развитии общества.
Реализация подобных требований позволяет заложить фундамент, на основе которого можно формировать информационную культуру школьника.
Как и при работе с книгой, необходимо формировать информационную культуру при работе с компьютером. При подготовке сообщений по различным предметам ребенок должен уметь отобрать, структурировать, представить в корректной форме информацию, взятую с сайтов Интернета. Он должен уметь работать с компьютером как с источником информации и устройством для ее переработки.
Использование компьютера позволяет реализовать задачи:
1) – активизации познавательной активности в интерактивном режиме;
2) – формирования умений учебной, экспериментальной и исследовательской деятельности;
3) – пропедевтики изучения нового материала, с учётом экономии времени;
4) – реализации межпредметных связей;
5) – воспитания личных качеств: усидчивости, терпения, выдержки, умения оказать помощь товарищу;
6) – развития логического мышления, творческого потенциала, самостоятельности, внимания, памяти, способности самостоятельно принимать решение, чётко выполнять поставленную задачу (выполнять действия по инструкции (алгоритму)), выполнять самопроверку, взаимопроверку.
Работая с компьютером, учащиеся осваивают различные формы работы:
ü – создание и удаление файлов и папок;
ü – работа с флеш-картами;
ü – работа с заранее заготовленным файлом;
ü – проведение тестовых работ;
ü - работа с принтером, умение распечатать полученную и созданную информацию.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальному миру, а инструмент решения задач. Более того, большинство вводимых понятий (объект, управление, исполнитель и пр.) являются именно теми понятиями, с помощью которых формируются и решаются информационные и не только информационные задачи.
Формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:
1) – личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
2) – умения самостоятельно осуществлять поиск информации, устранять информационный дефицит;
3) – способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
4) – способности создавать и использовать персональные поисковые системы;
5) – способности к восприятию и оценке информации (умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к библиографическому общению).
Применение информационных технологий в начальном образовании является наиболее эффективным для развития информационной культуры у учащихся в начальной школе, а также позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей. Применение информационных технологий дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Таким образом, хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых (библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.