Формирование информационной культуры педагога в дошкольном
образовательном учреждении.
Мы – люди 21 века живем в непростое время. 21
век – это век вхождения человечества в новую стадию своего развития, получившую
название постиндустриальное или информационное общество, и как следствие
коренных изменений в мировой системе образования.
Скорость научного, технологического,
экономического и социального развития общества возросла многократно. Быстрое
развитие информационных и коммуникационных технологий, смена которых происходит
невиданными ранее в истории человечества темпами, дает неограниченные
возможности для решения различных профессиональных задач.
Ребенку 21 века предстоит жить в этом
стремительном мире, где на первое место встают знания и интеллект, способность
самосовершенствоваться, самообразовываться в течение всей своей жизни и строить
правильные партнерские отношения. Задача образования – это заложить основы
личности, необходимые ребенку для проживания в информационном обществе и помочь
ему овладеть информационной культурой. И начинать уже необходимо работать над
решением данных задач, начиная с дошкольного возраста.
Педагог, использующий на занятии или в другой
какой-либо совместной деятельности компьютер, развивающие, обучающие и воспитывающие
компьютерные игры способствует формированию познавательного интереса,
активности, мотивации, вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, повышает
качество усвоения программного материала, закладывает основы информационной
культуры. Для ребенка становятся менее привлекательными «бродилки» и
«стрелялки», он начинает испытывать радость от игр познавательного,
развивающего характера.
На сегодняшний день необходимо формировать информационную культуру у всех участников воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении и прежде всего у педагога, так как он непосредственно изо дня в день работает не только с воспитанниками группы, но и с их родителями. Только педагог, имеющий высокую информационную культуру способен формировать информационную культуру родителей и воспитанников.
Разберемся теперь, а что же это такое информационная культура. Понятие это емкое, сложное, трактуется многими авторами неоднозначно. Я приведу пример определения данного понятия, изложенного в книге Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности». «Информационная культура личности – это одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе»,- такую трактовку дают авторы выше упомянутой книги. Далее авторы для того, чтобы лучше разобраться со значением понятия «информационная культура» используют образ «информационного древа», дерева, корни которого – это традиционная информационная грамотность и грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий, плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях, а ствол - это информационное мировоззрение .… понятие «информационная культура» полностью включает в свой состав понятие «информационная грамотность», отличаясь от него такими компонентами, как информационное мировоззрение и - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях». А «информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности» читаем мы далее.
Обращение к вопросу формирования информационной культуры подкреплено еще и выходом в свет соответствующих приказов, программ, концепций, разработанных Правительством РФ, Министерством образования РФ и на других уровнях государственной власти. Так, например, в России в 1990 году была разработана концепция информатизации образования. Ее главные направления таковы:
Для успешной реализации данной программы
необходима соответствующая подготовка педагогов образовательных учреждений, а
так же наличие соответствующего технического оснащения.
В Приказе Министерства образования и науки Российской
Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных
государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования" сказано:
-в требованиях к кадровому обеспечению
«…педагогические работники должны обладать основными компетенциями во владении
информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в
воспитательно-образовательном процессе »;
-в требованиях к техническим средствам обучения
«…возможность использования современных информационно-коммуникационных
технологий в воспитательно-образовательном процессе»;
-в требованиях к информационно-методическому обеспечению
«информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в
электронной форме: управлять образовательным процессом; создавать и
редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; формировать и
отрабатывать навыки клавиатурного письма; использовать интерактивные
дидактические материалы, образовательные ресурсы; проводить мониторинг и
фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения
основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлять
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных,
формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления
образовательной деятельностью; осуществлять взаимодействие образовательного
учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с
другими образовательными учреждениями и организациями; информационное
обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном
учреждении квалифицированных кадров…».
Поэтому в данной ситуации уместно говорить о
повышении компьютерной грамотности, совершенствовании информационной культуры,
формировании ИКТ – компетентности и руководителей, и методистов, и педагогов
дошкольных образовательных учреждений.
В МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» озабочены
решением данной проблемы несколько последних лет. Для этого в образовательном
учреждении создана хорошая материально-техническая база. В учреждении
приобретено 16 компьютеров, из них 2 компьютера имеют выход в Интернет, ноутбук,
проектор, экран, видеокамера, 7 телевизоров, 7 видеомагнитофонов, 11
магнитофонов, 2 музыкальных центра. 8 принтеров, 2 ксерокса. Причем из 16
компьютеров 5 находятся в группах детского сада
(а групп всего 9), 3 в компьютерном классе, 4 у
администрации, 1 у медицинских работников, есть компьютер в кабинете развития
речи, педагога-психолога, учителя-логопеда, ноутбук в методическом кабинете.
Создан и работает сайт МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка», который занимает 2
место по городу по разным показателям. В нем есть странички специалистов, где
регулярно дается необходимая для родителей информация, в том числе, а чем можно
заняться в свободное время с ребенком. Создана почта для оказания
консультативной помощи родителям. В перспективе хотелось бы приобрести
интерактивную доску.
Закуплены развивающие, обучающие компьютерные
игры для воспитанников.
Из 31 педагога прошли курсы по формированию
базовой ИКТ – компетентности на базе ЦРО г. Обнинска 27. Для тех педагогов,
которые не смогли обучиться в силу независящих от них причин, проведены
обучающие и практические семинары в ноябре 2011г. и марте 2012г. Проводила данные
семинары педагог дополнительного образования, которая является активным
пользователем ПК, Интернет-ресурсов. Также этот педагог проводит групповые и
индивидуальные консультации для педагогов, испытывающих затруднения, активно
участвует в семинарах и других мероприятиях учреждения, является разработчиком
программы «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста».
Углубленные курсы по ИКТ прошли 4 сотрудника.
С целью распространения и передачи инновационного педагогического опыта в области применения ИКТ в практическую деятельность педагогов, повышения их профессиональной компетентности, формирования информационной культуры в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» в феврале 2012 г. прошел конкурс среди педагогов МБДОУ. В нем приняли участие 6 педагогов.
В апреле 2012 г. 5 воспитателей и заведующий
МБДОУ подали заявки для участия в дистанционной I Всероссийской
научно-методической конференции «Мультимедиатехнологии в современном
образовании». В этом же месяце запланировано проведение городского семинара по
формированию информационной культуры педагога детского сада, на котором будет
представлено 3 занятия с использованием ИКТ, педагоги поделятся опытом своей
работы с коллегами города Обнинска.
Планирование воспитательно-образовательного
процесса в двух группах ведется в электронном виде, в электронном виде ведет
документацию педагог-психолог. Я уже не останавливаюсь на деятельности
администрации.
В 2011г. коллектив принял участие в двух
вебинарах, организованных авторами Образовательной системы «Школа 2100»:
Создается копилка методических разработок с
использованием ИКТ, созданных педагогами нашего образовательного учреждения.
В 2010 г. четыре воспитанника учреждения приняли
участие через интернет во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые
заступники Руси».
Создан проект «Информационные компьютерные
технологии – как инструмент создания открытой образовательной системы МДОУ»,
над которым началась работа в 2011г., и который получил
положительную лицензию ГАОУ ДПО «КГИМО».
Конечно, процесс формирования информационной
культуры очень непростой, в один день не сформировать, но первые шаги наше
образовательное учреждение делает уверенно и твердо. Я думаю, что очень важно
поставить правильные цели и задачи и неотступно следовать им.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.