ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Аннотация
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Наша страна многонациональна, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности общества в целом.
Ключевые слова: толерантность, национальность, особенные дети, нетерпимость.
Формирование такого важнейшего качества, как толерантность происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность, так как опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. В последние время растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Каждый ребенок, не смотря на свою национальность, должен чувствовать себя личностью. Детский сад сегодня – это модель нашего будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, с разными образовательными потребностями, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира - норма. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте понимали, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Сегодня в детской среде все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм.
Цель воспитания толерантности - воспитать в детях потребность и умение вести конструктивное взаимодействие с группами или людьми разных возможностей, взглядов и других мировоззрений. Для наиболее эффективной работы нужно взаимодействовать с семьями как детей с ОВЗ, так и с семьями нормотипичных воспитанников, педагогами и специалистами ДОУ, общественными организациями и волонтерами.
Наш детский сад посещают дети с особыми образовательными потребностями и тема воспитания толерантности в наших воспитанниках очень актуальна. С одной стороны, общими усилиями мы создаем все условия для создания комфортного пребывания детей с ОВЗ в стенах нашего детского сада, с другой, на практике, мы часто сталкиваемся с определенными трудностями взаимодействия с нормотипичными детьми – незнание особенностей, насмешки и нетерпимость к другим, “особенным” детям. Есть потребность и у «особенных» детей в интеграции в обычную среду.
Мы проводим совместную работу с воспитателями, семьями, специалистами ДОУ. В формировании толерантности у дошкольников опираемся на игровые методы, т.к. это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Формы воспитания толерантности в ДОУ:
- Проведение общих праздников и других массовых мероприятий с целью включения «особенных» детей в общую среду ДОУ (развлечение с элементами национального чувашского праздника «Акатуй»).
- Проведение ознакомительных игровых занятий педагогом-психологом в средних, старших и подготовительных к школе группах. Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основная цель - освоение и применение на практике детьми способов толерантного поведения.
- Игры-занятия, созданные на материалах различных сказок и событий, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.
- Совместные прогулки и участие в различных уличных мероприятиях. (Катание на санках, тюбингах, строительство и прохождение снежных лабиринтов).
- Совместные спортивные мероприятия. («Веселые старты», различные спортивные игры и праздники).
- Проведение разнообразных мероприятий в рамках ежегодной декады инвалидов.
Формирование толерантности - процесс не быстрый, многослойный и каждый воспитанник проходит свой путь принятия «особенных» детей.
В образовательном процессе используем различные методы работы:
- Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и ребенок. Это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
- Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Например, игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник», - обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
- Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Этюды и упражнения направленные на:
- воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача такой формы работы состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Дети планеты Земля».
Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
Работа с родителями.
Для получения эффективного результата по воспитанию у детей толерантности предполагается тесное взаимодействие педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники и театрализованные представления, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.
Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, принятия людей, не похожих на него по любому признаку. Тесное сотрудничество ДОУ с семьей обеспечивает результативность в формировании нравственного поведения у дошкольников и продуктивное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Постижение детьми своеобразия и красоты, гармонии культуры разных народов совершенствует у них эстетический вкус, воспитывает волю, мужество, толерантность.
Очень важно, чтобы дети не растеряли те знания и умения, что приобрели в стенах детского сада, и продолжали пополнять свой багаж знаний и в школе и других учебных заведениях. Русские люди всегда были миролюбивыми, не оставляли в беде другие народы, не забывали традиции, корни русскоязычного населения и хочется, чтобы воспитанники детских садов – наше будущее молодое поколение – жили в мире с другими национальностями.
Итогом нашей совместной работы хочется видеть внимательных, доброжелательных, знающих воспитанников. Воспитанников, умеющих помочь, поддержать особенных людей.
Список использованной литературы:
1. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений, совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт.-сот. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. - Волгоград: Учитель, 2014.
2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.:ТЦ СФЕРА, 2002.
3. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение /Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. - М.: Вербум-М, 2003. – 164 с.
4. Бурдина Г.Ю., Галочкина М.В. Совершенствование современного образовательного процесса посредством развития толерантности //Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). - Самара: ЦДК 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 43-51.
5. Ильинская, С. Г. Толерантность / С.Г. Ильинская. - М.: Праксис, 2013. - 288 c.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.