Формирование интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано
Оценка 4.7

Формирование интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано

Оценка 4.7
Памятки +1
docx
искусство
1 кл—5 кл
22.01.2021
Формирование интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано
Данное пособие полезно тем,что рассматривает всю сложность для развития интереса у детей .
пособие.docx

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.АКМУЛЛЫ

Институт педагогики

 

 

 

 

А.И. Еремкина

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

 

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

 

 

УФА-2020

УДК 378

 

 

Еремкина А.И.Формирование интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образования, профиля Музыкальное образование /А.И.Еремкина,  Октябрьский: Изд-во Октябрьский информационный центр, 2021. – 37 с.

 

 

 

 

Учебно-методическое пособие «Формирование интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано» предназначено для студентов средних и высших учебных заведений, обучающихся по направлению музыкально педагогического образования. В пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования интереса обучающихся в общеобразовательной школе в соответствии с возрастной спецификой младших школьников в процессе организации обучения игре на фортепиано во внеурочной деятельности в рамках дополнительного образования.

Пособие также будет полезно педагогам дополнительного образования, учителям музыки, практикующим обучение детей игре на фортепиано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©Еремкина А.И. 2021


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………4

1.Формирование интереса к музыке у детей как психолого-педагогическая проблема ..............................................................................................................6

Вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература…………………..13

2. Особенности организации обучения детей игре на фортепиано……………………………………………………………………..14

Вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература………………....20

3. Педагогические условия формирования интереса к музыке у детей в процессе из обучения игре на фортепиано……………………………………21

Вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература……………….....29

4.Методические рекомендации по диагностике формирования интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано…………………….30

Вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература……………….....33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема формирования и развития интереса к музыкальным занятиям является, несомненно, одной из главных задач в работе преподавателя фортепиано и особенно актуальной в настоящее время. Ведь педагог музыкальной школы в современном мире – это чуть ли не единственный человек, открывающий двери в мир настоящей музыки. К сожалению, современные дети почти не знакомы с классической музыкой, они не ходят на классические концерты. Человек начинает любить то, что он часто слышит. А в наше время он с раннего детства потребляет продукцию средств массовой информации, которая зачастую не приобщает к культуре и искусству, а имеет развлекательную направленность. В современном мире для педагога музыкальной школы приобщение ребенка к классическому музыкальному искусству является более сложной задачей, чем в прежние времена, ведь теперь ребенок познает его, прежде всего, на занятиях в музыкальной школе.

Отношение к музыке у ребенка на начальном этапе обучения чаще всего формируется через его отношение к музыкальным занятиям. Если ребенок не любит музыкальные занятия, сложно заинтересовать его музыкой. Поэтому так важно увлечь ученика с самых первых уроков игры на фортепиано.

Не редки, однако, случаи, когда ребенок теряет интерес к занятиям и в самом процессе обучения. Что является этому причиной, как развить интерес к занятиям и воспитать любовь к музыке?

Целью написания учебно-методического пособия является теоретическое обоснование педагогических условий формирования интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано.

Основные задачи:

1. Рассмотреть формирование интереса к музыке у учеников как психолого-педагогическая проблема. 

2. Изучить стороны организации обучения детей игре на фортепиано.

 

3. Разобрать педагогические условия формирования интереса к музыке у детей в процессе из обучения игре на фортепиано

4.Выяснить причины потери интереса к музыкальным занятиям у ученика и связанные с ними типичные ошибки педагога в обучении игре на фортепиано на начальном этапе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формирование интереса к музыке у детей как психолого-педагогическая проблема.

На современном этапе развития общества в России формируются новые подходы к обучению и образованию детей, появляется ряд новых приоритетов воспитания личности. В числе новых– творческое развитие личности, которое нужно для всех видов человеческой деятельности.

Проблема интереса становится основной в педагогической науке начиная с трудов А.Я. Коменского и Ж.Ж. Руссо, и продолжает исследоваться в наше время. В работах Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной открывается значительный явление интереса – его познавательная основа, благодаря которой человек узнает окружающий мир, его противоречия и закономерности. М.В. Гамезо и И.А. Домашенко высказывались об интересе, как об «одной из форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности» [3, с. 61].

Интерес – это эмоциональный процесс, связанный в необходимости узнать что-либо новое об объекте интереса, обостренным вниманием к нему. Со второй половины 20-го века ученые (философы, психологи, экономисты, правоведы) начали считать интерес как сознательную потребность, которая определяет отношение человека к предметам и явлениям действительности. По К.Д. Ушинскому интерес – это большой стимул нравственного воспитания, но не  исключительно состояние эффективного обучения. У детей ежеминутно завязываются бессодержательные интересы, которые отвлекают ребенка от высоконравственного и прекрасного в жизни, что создает преткновение целям воспитания. Лишь направленность к полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства.

На сегодняшний день проблема интереса обширно изучалась, но при этом все еще не имеется целостной формулировки данного понятия. Есть возможность выбора некоторого количества направлений определения интереса. Одним из первых направлений можно отметить  возникновение слова «интерес». Если перевести слово «интерес» с латыни то получится перевод –имеет смысл, важно (интерес человека к чему-то, ему это интересно, необходимо, важно). Есть исследователи, которые изучают интерес, как когнитивную связь человека к окружающей среде – это второе направление. Третье-ориентация(направление). Оно имеет наиболее широкую популярность. Известно, что авторы утверждают об ориентации, как об определенной стороне  личности, другими словами, индивидуальном образовании. А у других бытует мнение, что это направление деятельности, третьи уверены, что интерес на самом деле является позитивным эмоциональным выражением, вопросы и область реальности. На четвертом месте сторона интереса содержит потребность-мотивацию, которое показывает его мир. Если сопоставить определения "потребности" и "мотива", то становится возможным узнать сущность понятия "интерес". Большое количество исследователей утверждают, что сущность интереса – это потребность. Профессора отводят отдельную роль познавательному интересу. Прежде всего, интерес сочетается с потребностью, и большому количеству исследователей это известно.

Невзирая на то, что подходов к понятию интерес много, взгляды исследователей совпадают при разделении его параметров и характеристик. Ученые выделяют, что интересу характерна утвердительно придавшая выразительный оттенок и избирательная направленность занимающегося к разнообразным сторонам учения, то есть иными словами он наблюдается в эмоциональных красках, во внимании к объекту интереса. Чаще всего у ребенка интерес выражается в желании узнать самостоятельно что-то новое, тогда возникает сосредоточенность внимания.

Если ученик задает вопросы, активно участвует без советов и наставлений, сам дополняет и исправляет ответы – все эти мыслительные процессы свойственны интересу. Исходя из этого интерес – это «сплав», согласие умственных, эмоциональных, характерных выражений личности, основой которого является мыслительный процесс.

Можно выделить главные стороны интереса – внимание, объективность и осознанность. Интерес-это очень сложное и разнообразное понятие, так как оно содержит большое количество толкований и определений. Мы полагаем, что внимание можно выделить как форму случая, поскольку оно проявляется в связи с потребностями человека во взаимоотношениях со своим окружением. Интерес-это разумная и реальная потребность, проявляющаяся в определенной концентрации на деятельность.

На сегодняшний момент на занятия по фортепиано дети приходят с разным уровнем подготовки, так же с наличием или отсутствием заинтересованности в обучении. Так же нам известно, что не каждый ребенок имеет осознанную мотивацию для обучения. Обучающиеся должны приобрести навыки и знания, нужные в рамках обучения игре на фортепиано.

Очень часто в процессе обучения дети сталкиваются с определенными трудностями, и интерес к занятиям пропадает. Имеет большое значение обеспечение для ребенка таких средств, которые будут способствовать развитию его личности, а также использовать все педагогические условия для формирования мотивации к обучению игре на фортепиано. На уроках игры на фортепиано ребенок ощущает незаинтересованное внимание и наличие каких-либо дополнительных психологических мотивов, которые не способны компенсировать недостаток этого внимания. «Познавательный интерес – является основным ресурсом формирования мотивации. Это самая ценная мотивация для обучения, которая приобретает «строительный материал» из внешнего мира»

Важную роль в фортепианной педагогике А.Д. Артоболевская так как у нее имеется огромный вклад с точки зрения интереса.. Для каждого своего ученика педагог подбирала индивидуальный план работы, и считала, что скудность объема исполняемого материала, или же очень большое количество времени уделяется одному музыкальному произведению, способствует к утрате интереса со стороны ученика, обучающийся начинает уставать, отвлекаться, тем самым теряет пульсацию и ритм урока. А.Д. Артоболевская имела свой стиль преподавания, который заключался в том, что знания преподносились параллельно, хоть и связаны между собой. Через определенный промежуток времени эти знания соединялись в единое целое и твердо усваивались обучающимся. Артоболевская использовала в своей работе принцип опережающей педагогики и говорила о нем: «Человек может быть больше чем он может… только надо всегда бежать впереди самого себя» [3, с.75].

Анна Даниловна в своей педагогической деятельности очень часто использовала словесно-поэтическую подтекстовку, иначе говоря декламационный метод. Именно этот метод помогает ученикам достигнуть и освоить новые пианистические навыки и умения. Артоболевской бралось любое легкое по своей форме музыкальное произведение, и на нем Анна Даниловна учила своих учеников простой и выразительной, как бы разговорной речи, осмысленного общения с исполняемым произведением. Педагог так же считала, что ученика нужно обязательно похвалить за выполнение любой, даже небольшой задачи, так как это послужит стимулом для дальнейшего обучения игре на фортепиано.

Когнитивное развитие и интерес к обучению игре на фортепиано-очень важный элемент. Первичное внимание является когнитивным, поскольку обладает всеми функциями особого внимания как психического образования-его избирательным характером, единством объективного и субъективного. [15].

Познавательные интересы, образовательные и познавательные интересы, как известно, имеют тройственную структуру. Они различаются в когнитивном (рациональном), эмоциональном и волевом (поведенческом) аспектах.[18].

Несмотря на то, что когнитивное внимание объединяет явления разных психических качеств, тем не менее, оно построено на мыслительных процессах. Формирование мотивации интереса к образовательной деятельности проводится посредством внешних воздействий. Мы знаем, что с древних времен уроки игры на фортепиано проводились в индивидуальной форме обучения. Это позволяет значительно лучше усвоить материал, повысить уровень обратной связи и контроля над качеством усвоения, а также дает преподавателю возможность использовать индивидуальные методы обучения с каждым учеником, которые не будут доступны на групповых занятиях. [19].

Все программы работы в классе фортепиано нацелены  на повышение музыкальных способностей учащихся, обучение образованных артистов, владеющих искусством игры на музыкальном инструменте и умеющих передать музыкальное содержание произведения. Но имеется серия причин, которая препятствует развитию учебной деятельности обучающегося, а также мешающие формированию активности к самостоятельной работе. Когда учатся играть на фортепиано, учащиеся усваивают в основном минимальную часть учебного материалы, так как рабочие программы требуют выучить определенное количество пьес за определенный период времени – триместр, четверть или полгода, либо приготовление к праздничному концерту или экзамену.

 Ученик за короткое время утомляется и устает учить одно и то же музыкальное произведение, это состояние не лучшим образом проявляется на его заинтересованности к обучению, замедляет темп развития. Для решения этой задачи можно использовать «рисованный» отрывок из музыкального материала, то есть когда ученик может сознательно воспроизвести произведение по нотам, понять их и учесть формулировки. Главное в обучении «рисованию» - это увеличение музыкального репертуара и перспектив ученика, при этом не имеет значения великолепное исполнение музыкального произведения. [8]. Результатом этой работы будет этап, на котором ученик овладеет образной и поэтической идеей произведения.

Хотелось бы отметить, что преподаватели уделяют большое внимание развитию технических навыков у учеников. Это зачастую идет во вред развитию исполнительских перспектив, а у ребенка возникает задержка в теоритической части обучения. [7].  Из-за этого почти не остается времени на решение художественных задач и развитие музыкального мышления. В результате репертуар учащегося ограничивается произведениями, поставленными на автоматизм и исполненными без понимания образного, поэтического замысла и художественной сущности музыкального произведения. Также большое разочарование вызывает тот факт, что на уроках очень мало времени тратится на проверку на слух и импровизацию. Хотя эти виды творческого музицирования полезны тем, что активизируют развитие музыкальных способностей юных пианистов-развитие музыкального слухового представления, чувства лада, музыкальной памяти, музыкального мышления и воображения [12].

На основе педагогического словаря происхождение "активная деятельность" (от лат. activus-активный) - активная связь субъекта с миром, способность вносить социально значимые изменения в физическую и духовную среду на основе изучения исторического опыта человечества; это проявляется в творческой деятельности, волевых действиях, общении» [ 16].

Познавательная активность формируется как «деятельностное» состояние личности, которое носит стремление к обучению, умственному труду и выражению характерных усилий в процессе овладения знаниями». Так же как: «свойство личности учащегося, которое выражается в его хорошем отношении к содержанию и процессу учения, к более совершенному познанию знаниями и способами деятельности за предпочтительное время, в привлечении нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».Поиск ориентировки в обучении, стремление удовлетворить познавательный интерес, успешное течение деятельности, эмоциональный подъем - все это характеризует активизацию учебно-познавательной деятельности.

Существуют всевозможные способы активизации познавательной деятельности в педагогической практике, основными из которых являются: различные формы, методы, средства обучения, выбор такого их сочетания, при котором у ребенка развивается наилучший стимул к самостоятельности и активности.

Можно выделить ряд методов, которые дают активный эффект на уроках по фортепиано:

Первым методом является - применение подобных видов искусства, что повышает эмоциональность уроков, делает их более наглядными, более разносторонними и более занимательными;

Второй метод-использование исторических сведений, сведений о происхождении музыкальных жанров, композиторов и др.; обсуждение с учениками пройденного материала, беседы о музыке;

Третьи методом выделяем - методику выполнения совместных выступлений на концертах и конкурсах; продуктивные взаимоотношения между преподавателями и учениками.[6].

Основная мотивация ученика в преддверии урока музыки и на протяжении всего урока должна присутствовать - это внимание. Советский педагог и психолог Ш. А. Амонашвили точно и заслуженно высказал свое мнение по этому вопросу: «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь» [2, с.56].

Интерес студента заключается в большом желании овладеть исполнительскими навыками. Когда ученик проявляет интерес к инструменту, он за короткий промежуток времени сделает гораздо больше того, что от него ожидает учитель. Лучший педагогический прием в решении этих задач-найти для каждого ученика определенные рычаги, чтобы пробудить в нем интерес к игре на фортепиано. Е.М.Тимакин отмечал, что необходимо «чтобы труд доставлял радость, а время занятий проходило незаметно» [20, с.85]. Сделать это можно лишь при одном условии: если на основе знания индивидуально-личностных и возрастных особенностей ученика «наполнить процесс разучивания осмысленными, интересными и доступными ученику заданиями» [20, с.91].

На начальном этапе обучения игре на фортепиано необходимо повышение интеллектуального уровня, что является важной ступенью в формировании интереса к обучению. Именно в это время ребенок переходит от привычной игры в детском саду, к обучению в школе. Ребенок остается связанным с миром раннего детства, но в то же время способен показать место и окружающую его действительность уроками игры на фортепиано[10]. И уже в этот момент на занятиях постепенно меняется и содержание формы педагогической работы. Господство игровой деятельности перестает быть актуальным, содержание учебного материала меняется. В классе начинается более углубленное изучение нотной грамоты, игра на слух больше не актуальна, и ребенок начинает играть по нотам.

При обучении игре на фортепиано индивидуально, учитель и ученик должны тесно взаимодействовать друг с другом. Именно такое взаимодействие  позволяет осуществить развитие интереса к обучению младших школьников.

 

Вопросы для самоконтроля.

1.Дайти определение слову интерес.Какие есть направления определения интереса?

2. Какие методы дают эффективность на занятиях по фортепиано?

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Лукьянов А.П., Поляков А.В. Взаимодействие педагога и обучающихся в классе музыкального инструмента (фортепиано)//Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 2. С. 53-60.

2.Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание,1979. 450с. 44.

 

 

 

 

 

 

2. Особенности организации обучения детей игре на фортепиано

«Игра на фортепиано, как инструменте, дающем полную картину музыкальной фактуры, не может не увлечь настоящий музыкальный талант» – говорил Н. А. Римский-Корсаков.

 На современном этапе жизни общества большая часть родителей с рождения ребенка начинают заниматься его интеллектуальным и физическим воспитанием. В наше время большинство родителей считают, что формирование личности ребенка, нужно развивать как можно скорее, и начинают активно учить ребенка читать, рисовать, заниматься музыкой. Мы будем говорить о начальном обучении игре на фортепиано.

Американский детский психолог и врач ГленнДоман, изучая детей от рождения до 6-ти лет, определил следующую закономерность: чем раньше ребенок начинает учиться (любому предмету, делу), тем быстрее он его осваивает, но в дальнейшем может потерять к этому интерес. Он также определил основные принципы этого процесса и использовал полученный результат на практике. Фонд Г. Домана "Институт развития человека", разрабатывающий программы обучения детей для учителей и родителей.

Обучение игре на фортепиано может проходить в детском саду, в ДМШ, в ДШИ, а также в общеобразовательной школе, как внеурочная деятельность (кружок).

В детском саду для обучения игре на фортепиано создается кружок, в рамках дополнительных образовательных услуг, эти услуги предоставляются на платной основе. Возможность их оказания предусмотрена уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств и не используются взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. Платные дополнительные услуги нужны для того, чтобы укрепить материально - техническую базу образовательных учреждений.

Мы хотим выделить программу «Веселые нотки» Шабановой С.М., ее новизну можно объяснить тем, что при создании данной программы педагог не стремился воспитать профессионального музыканта из узкого направления, а хочет приобщить детей к культуре и музыкальным знаниям для дальнейшей социализации в жизни. Поскольку данная программа предназначена для реализации в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические рекомендации имеют ряд особенностей:

1. Индивидуальный подход к каждому дошкольнику;

2. Пластичность, как в составлении музыкального репертуара, так и в момент его реализации;

3. Редактирование действий ребенка;

4.Учитель проводит работу с родителями ребенка.

Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в индивидуально два раза в неделю по 30 минут. Общее число занятий  в год 72 (36 часов).

После прохождения  полного обучение по программе ребёнок в конце года должен овладеть правильной посадкой и постановкой рук при игре на фортепиано, иметь понятие о элементарных теоретические знаний музыкальной грамоты, чтения нот с листа и показать первичные навыки владения инструментом.

По окончании базового обучения в кружке «Веселые нотки» ребенок будет:

Знать: о музыкальных о жанрах, стилях, направлениях в музыке; о композиторах разных эпох.

Уметь: слышать, понимать и анализировать музыку, аккомпанировать и подбирать.

Освоит: навыки: звукоизвлечения, технические, ансамблевой игры.

Мы хотим выделить Дополнительную предпрофессиональную общеобразовательная программу в области музыкального искусства «Фортепиано» срок реализации 8 (9) лет ДШИ №1 в г. Октябрьский.

На основе данной программы в  ДШИ принимают детей 4-6 лет, которые ходят еще в детский сад, без конкурсного отбора, для подготовки уже к будущему поступлению в музыкальную школу. Родители этих маленьких детей в основном хотят раскрыть и развить способности ребенка, пока он не пошел в общеобразовательную школу. Для приема в музыкальную школу ребенка с возраста 6-7 лет, существует необходимость в прохождении вступительных экзаменов. В каждой музыкальной школе они разные, но как правило это прослушивание и коллоквиум. Прослушивание ребенка состоит из проверки:

1.музыкального слуха: ребенка просят спеть песню, или предлагают повторить сыгранную мелодию или пару нот;

2.ритма: простукивают мелодию, и ребенок должен повторить;

3.памяти: просят повторить сыгранную песню или мелодию.

Далее результаты оценивают баллами, и если набрано нужное количество, то ребенок поступает в музыкальную школу.

 В ДМШ по классу фортепиано обучение ориентировано на детей, поступающих в школу в 7-8 летнем возрасте, а также после 9 лет. Все учебные программы по фортепиано реализуются в объеме 8-летнего обучения. Обучение в 9 классе используют обучающиеся желающие поступить в профессиональное учебное заведение.

Уроки преподавателя с учеником по 8-летнему курсу обучения проводятся два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут (2 академических часа). Для 9-летнего курса обучения для занятий отводятся 3 академических часа в неделю.

Большое значение в приобретении профессиональных навыков, исполнительского мастерства, усвоение программного материала является практика концертных выступлений, академических концертов (два раза в год: в первом и втором полугодиях), технических зачетов (два раза в год: в первом и втором полугодиях), прослушиваниях, контрольных уроках, фестивалях, конкурсах.

Для академического концерта преподаватель должен подготовить с обучающимися 3-4 произведения различных по жанру и форме. Технические зачёты проводятся со 2 по 6 классы. В четвёртой четверти проводятся контрольный урок для анализа технического уровня ученика. В течении учебного года ученики выпускных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений (без оценки), которое включает 4 произведения. Для подготовительного класса в конце каждого полугодия проводятся прослушивания.

Так же при обучении помимо специальности (урок фортепиано) существует ряд специальных предметов необходимых для развития обучающегося. Такими предметами являются:

1.Ансамбль: сформированный комплекс умений и навыков для развития умения работы в коллективе, ансамблевое исполнительство показывает  как два ученика добились единства в исполнительской игре, и реализуется ли это в исполняемом произведении.

2.Концертмейстерский класс: определенный комплекс знаний, умений и навыков, который обращен на развитие у ребенка овладения искусством аккомпанирования солистам (вокалистам и инструменталистам), наличие первого опыта выступления ученика (на академическом зачете, концерте) в роли концертмейстера.

3.Хор: ознакомление с первичными основами хорового искусства, вокально-хоровых сторон хоровых партитур, способность передать с помощью пения смысл музыкального произведения, навыки исполнения партий в составе хорового коллектива и вокального ансамбля.

4.Сольфеджио: состоящее из теоритической и практической части. Теоритическая включает в себя основы музыкальной грамоты (интервалы, аккорды, паузы, гаммы). А практическая часть состоит из развития слуха (ученик должен уметь определять интервалы, писать диктанты).

5.Слушание музыки: ознакомление с музыкальными инструментами, с исполнительскими коллективами (хоровые, оркестровые), умение рассказать о своем впечатлении от прослушанного произведения.

6.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) и башкирская музыка: знакомство с биографиями зарубежных и отечественных композиторов, способность в устной и письменной форме рассказывать о творчестве композиторов; умение узнавать по звучанию фрагменты раннее изученного произведения.

Начальный этап обучения является важнейшим и главным , так как это определяет будет ли дальнейшая деятельность ученика успешной. В этот период перед преподавателем ставится задача в выборе учебного пособия. Известные нам сборники, такие как «Школа игры» под редакцией А.Николаева, «Путь к музицированию» Л.Баренбойм чаще всего современным детям не интересны из-за того, что  недостаточно красочных иллюстраций, творческих заданий.

В учебных пособиях современного композитора Н.Тороповой «Нотный сад», «Первые нотки», «Музыкальная страна» очень много красочных иллюстраций, которые обучающийся  может раскрасить по своему усмотрению, стихотворениями к пьесам с веселыми названиями. Все это на начальном периоде обучения вызывает у ребенка огромный интерес, и, следовательно, доступно складывается процесс обучения нотной грамоте. Пьесы с таким названием как: «Крош», «Совунья», «Ежик» и т.д. без всяких сомнений привлекут внимание учеников. Сборник «Музыкальные узоры» состоит из этюдов для юных пианистов, большинство из которых имеют названия, такие как: «Неугомонная пчёлка», «Этюд - неразбериха», «Просторы океана» и др.

Так же обучение игре на фортепиано может проходить в общеобразовательных школах, как внеурочная деятельность.

Сборник  Н.Тороповой «Удивительный дуэт! Музыкантам мало лет!» -это учебное пособие для фортепианного ансамбля самых младших музыкантов, который состоит из веселых пьес с необычными названиями и   В сборник включены веселые пьесы с интересными названиями и с ясным образным содержанием.

Сборник С.Барсуковой «Пора играть, Малыш!» является учебным пособием для детей дошкольного возраста, начинающих своё обучение в подготовительном и первом классах детских музыкальных школ и школ искусств. Музыкальный материал данного сборника состоит из попевок и народных песен в очень удобном для пения детьми диапазоне. Так же в сборнике имеются пьесы для ансамбля с преподавателем  на двух инструментах, что в значительной степени вызывает оживление процесса начального обучения игре на фортепиано, вносит положительные эмоции от общения с инструментом и педагогом. А для того чтобы репетировать дома и в классе в сборнике есть немая клавиатура.

Сборник Т.Б. Юдовиной-Гальпериной «Большая музыка – маленькому музыканту» основан на классическом репертуаре. Классическая музыка в них представлена в удобном переложении для самых юных музыкантов, что непременно пробуждает у детей желание играть и слушать  музыку.

На начальном этапе обучения одним из важных моментов является выбор удобного пособия для педагога, и в тоже время  интересного для ученика, подбор упражнений для развития творческих способностей с учетом возможностей и интересов ребенка.

Обучение детей в школах искусств имеет огромное значение для развития их творческих, сценических качеств, которые важны и в жизни. Творческий процесс влияет на память, мышление, логику и внимание.

 «Задача начального обучения – введение ребёнка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной для этого возраста форме». [2, с. 4]

Огромное внимание на развитие музыкальных способностей, учеников акцентирует А.Д. Алексеев знаменитый советский педагог и музыковед.У него была своя собственная методика обучения игре на фортепиано, в которой он говорил о том, чтобы развить музыкальное способности следует применить огромное упорство. (1, с. 9).

В трудах Натальи Кончаловской «Нотная азбука» очень детально представлены работы с примененьем стихов, которые включают в себя конкретную методическую направленность на изучение нотной грамоты. Так же А.Д. Артоболевская в предисловии своей книги «Первая встреча с музыкой» предоставляет образцы стихов для новичков. А.Д. Артоболевская заявляла, что в некоторых пьесах нет текста, и если ученику она понравилась эмоционально, то он обязательно сам с удовольствием сочинит слова. (5, с. 14).

Наиболее качественной и эмоциональной игры, можно добиться с помощью стихов, но самый важный акцент делается на развитие музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано (3, с. 40).

Так же существует сборник Л. Хересно «Музыкальные картинки», в котором тоже содержатся стихотворения для начинающих пианистов. «Метод игры с параллельной декламацией» педагога И.Д. Перфильева тоже содержит  тексты в стихах для начинающих пианистов.

Исходя из вышеперечисленного, нам становится понятно, что многие современные сборники обращены на декламационный метод, так как именно они помогают развитию музыкальных способностей. Остро ощущается необходимость в применении декламации на занятиях с начинающими пианистами. Имеется потребность совершенствовать у детей такие мелодические способности, как чувство ритма, музыкальная память и эмоциональная отзывчивость.

Вопросы для самоконтроля

1.Как происходит прослушивание ребенка при поступлении в  музыкальную школу?

2. В каких музыкальных сборниках для обучения используются стихи?

Рекомендуемая литература

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка-М.,1968. 415 с.

2. Воскресенский, М. Оборин артист и учитель / М. Воскресенский // Л. Н. Оборин: статьи, воспоминания: к семидесятилетию со дня рождения. — М., 1977.-С. 147-162.

 

 

 

3.Педагогические условия формирования интереса к музыке у детей в процессе из обучения игре на фортепиано.

Комплекс педагогических методов формирования интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано был реализован на занятиях внеурочной деятельности, кружка «Экспромт».

 При обучении игре на фортепиано начальный этап является главным, так как именно он будущее музыканта. Перед педагогом в данный период стоит задача - создать благоприятную атмосферу, которая дает ребенку душевную комфортность и уверенность в своей силе, возможностях. Педагог должен проявлять любовь и уважение к детям. Залогом, дающим определенные  результаты работы с ребенком - является  простое, соучастное, добродушное отношение педагога, которое  раскроет душевный мир ученика. Как только ученик приходит в класс  для обучения игре на фортепиано, то педагог во время занятий наблюдает за ним, чтобы определить индивидуальный план работы, метод для его воспитания и обучения.

Обучение в кружке  «Экспромт» проходит  в виде индивидуальных занятий. Данная форма обучения включает в себя ряд особенностей: индивидуальный подход к каждому ребенку, выбор репертуара соответствующий  возрасту, решение индивидуальных педагогических задач.

Условия успешного формирования интереса к музыке на основе обучения игре на фортепиано:

– занятия будут построены в опоре на следующие педагогические принципы: активизация учебно-познавательной деятельности; диалогическая направленность во взаимоотношениях преподавателя и учащегося.

– в занятия педагог будет включать метод исполнительского показа (педагог показывает правильность исполнения музыкального произведения), утрированного показа (во время этого показа педагог преувеличивает какой-либо момент в исполнении).

– во время обучения родители тоже будут подключены в процесс.

Нам известно, что обучение игре на фортепиано – трудоемкий  и многосторонний процесс, содержащий в себе пианистическое и обще-музыкальное  развитие ребенка. При обучении игре на фортепиано основными направлениями являются: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воспитание воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке. Воспитательная работа с процессом обучения должна образовывать одно целое, так как самая важная часть этой работы проходит на уроке.

Ребенок в силу своих психологических и возрастных особенностей не может работать как взрослый. Его музыкальный потенциал полностью реализуется в игре. Сделать процесс обучения занимательным и увлекательным помогает игра, которая раскрывает способности детей, усиливает их творческие задатки. Если на занятиях использовать игровую деятельность (извлекаемый звук, любое упражнение, произведение) обретает эмоционально-образное содержание. Для педагога имеет большое значение «построения» игры так, чтобы ученик в ее ходе мог сам ставить перед собой цели, и по мере возможности самостоятельно их достигать. Во время урока, когда ученик ошибается, учитель должен уклониться от поучительных суждений, и использовать  такие средства игры, в которых нет преподавателя и ученика, а есть равные партнеры.

Домашнее окружение на начальном этапе обучение выполняет главную роль. Ребенку необходимо знать, что у него дома есть близкие, которые помогут осилить трудности, и подсказать. Даже если родители не учились игре на фортепиано, и вообще не занимались музыкой, но очень любят ее, могут стать для ребенка незаменимыми помощниками. При такой помощи и участии музыка для ребенка станет самой главной частью жизнью.

С самого первого занятия по фортепиано мы уделяли внимание развитию музыкального слуха ученика, формированию навыков понимания музыки. Педагогу рекомендовано систематически, предоставлять ученику разнообразные музыкальные произведения. Для наиболее успешного освоения искусства игры на инструменте, нужно уделять время слушанию музыки, которое накапливает музыкальные впечатления и формирует художественный вкус. Педагог должен выбрать для ученика нотный материал следующим образом, чтобы обучающийся мог сопоставить пьесы противоположенного характера или, определить характерные черты в похожих по содержанию произведениях. Ученику будет интересно угадать жанр музыкального произведения (танец, марш, песня) пропев его мелодическую линию, а так же понять есть ли в ней скачки или движение ровное, мягкое. Можно предложить ребенку нарисовать дома рисунок к пьесе, которая ему больше всего понравилась, что вызовет в его душе положительные ассоциации. Для того, чтобы развить гармонический слух мы на занятиях прослушиваем разнообразные музыкальные последовательности, а ученику необходимо угадать численность играемых звуков: 1,2,3 и т.д.

Ознакомление с клавиатурой начинаем обязательно со сказки, например: «В некотором царстве,  в некотором государстве  проживали  разные по звучанию мелодии–  какие-то были высокие и низкие, басистые и мягкие, но звучали не очень слаженно и красиво, давай с ними подружимся и тогда они превратятся в музыку. Вправо - голоса звучат выше, тоньше. Влево - ниже, толще». Или можно рассказать иначе: « на клавиатуре живут разные звери, но они решили поиграть в прятки. Давай мы с тобой попробуем найти  мышку, птичку, зайку, льва и слона». При таком ознакомление с разными  музыкальными звуками, у ученика происходит накопление слуховых впечатлений, что очень способствует развитию его музыкальных данных.

С первых занятий нужно обучать игровым движениям в наибольшей мере при помощи своих рук, так как именно своей рукой педагог можно почувствовать  правильно ли ребенок держит руку на клавиатуре. До того, как ребенок прикоснется первый раз к клавишам, необходимо заниматься пару минут гимнастикой. Для ученика будет полезно, если перед началом и после занятий за фортепиано педагог проведет «танцевальную минутку», что позволит освободиться от зажатости и развить  ритмическое чувство, а так же пластику движений.

     Чтобы в будущем обучающийся смог исполнять технически трудные произведения необходимо развивать физические данные ребенка, для этого следует ввести упражнения для плечевого пояса и туловища в домашние занятия. Существует ряд упражнений, которые окажут большую помощь для ребенка в правильной посадке за инструментом, научат ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги. Среди самых распространенных упражнений, которые помогут ученику в правильной посадке за фортепиано (прямо держать спину, руки и плечи в свободном положении, опора на ноги), следует выделить: «Шалтай-болтай», «Гуси-лебеди», «Сломанная и новая кукла», «Заводная кукла». Данные гимнастические упражнения поддерживают развитие физического воспитания и подготовке рук будущего исполнителя. Во время первых занятий с ребенком не рекомендуется говорить: «Давай сейчас поупражняемся». Намного эффективней будет, если педагог скажет: «Давай поиграем с куклой или машинкой». Педагогу необходимо стараться не делать грубых замечаний ребенку: «Ты сидишь неправильно, некрасиво за инструментом». Лучше сказать: «Вот смотрю я на тебя и вижу, что как будто ты притворился косолапым медвежонком, а покажи, как же тогда сидит за музыкальным инструментом Ванюша?» Такое замечание не вызовет у ребенка обиду, и он сам охотно покажет свое умение красиво сидеть за инструментом.

     При индивидуальной работе у ребенка часто появляется скованность, зажатость, стеснительность, и это вызывает ухудшение исполнения какого-либо упражнения, что не характерно для возможностей ребенка. Такая проблема возникает из-за того, что на занятии ученик замечает пристальное внимание педагога к себе, чтобы этого избежать, преподавателю необходимо создать психологическую комфортность для ребенка.

Далее наступает этап - постановки руки. Нельзя говорить ребенку: «играй округленными пальцами»- он станет тогда неверно закруглять пальцы ногтями к клавишам, а нужно, чтобы между 1-м и другими пальцами получалось так называемое «окошечко», либо «теремок с окошечком». Чтобы  ученик мог лучше запомнить, что касаться клавиши нужно кончиком, а не всем пальцем полностью, при этом палец нужно опускать легким касанием на подушечку. Для усвоения постановки пальцев можно использовать следующую игру: пальцы по очереди «здороваются» с карандашом своими кончиками («носиками»). Так же на занятиях используем игру «Я рисую звуками». В данной игре ребенку предлагается с помощью извлечения звуков в определенном  регистре представить природные явления: капельки дождя, пасмурное небо, раскаты грома и рассказать почему он именно так изобразил эти явления.

На данном этапе перед преподавателем стоит самая важная, тяжелая и решающая задача: «поставить» руки ребенка.

При первом знакомстве с клавиатурой мы использовали самое легкое упражнение: просим ребенок посмотреть на черные клавиши и  отметить, что они объединяются по 2 и 3, далее необходимо положить на них ладошку и погладить «подбирающим» движением. Затем ученику можно предложить находить эти клавиши с закрытыми глазами. Потом так же можно изменить задание  и ребенок сначала глядя на клавиатуру, затем с закрытыми глазами – находит по очереди разные белые клавиши (ориентируясь на черные клавиши). Когда ребенок нашел нужную клавишу необходимо  «поздороваться» с ней легким берущим движением. Остальные пальцы должны быть расположены на любых удобных клавишах, легко без нажима касаясь их кончиками. Такое задание по ориентированию на фортепиано нацелены  на развитие у ученика мышечно-осязательного чувства, тактильных ощущений, выработку контакта кончика пальца с клавишей. Две рядом стоящие черные клавиши – окошечко, три – балкон.

  При первой встречи ребенка с клавиатурой, следует сделать звучание «живым», для этого можно сочинить игру, например: у ноток сегодня музыкальный фестиваль и они очень веселятся и радостно поют, или же сегодня у ноток грустное настроение и они притихли. Либо же представить,  что нотки поругались и хотят перекричать друг друга. Данная игра с нотками нацелена на то, чтобы делать замечания в наиболее мягкой форме не говорить: «Что ты так громко играешь, барабанишь» - а сказать: «Что-то у тебя сегодня ноты раскричались, расшутились». Тогда ребенок, не будет воспринимать, это как будто его попрекнули, а обратит внимание на качество извлекаемых им звуков. Во время исполнения определенных звуков или пьес нужно помочь ребенку найти в звуках образ, настроение. К игре на фортепиано мы приступаем с самых первых уроков, даже еще не узнав ноты и знаки. Ни в коем случае нельзя затягивать период подготовки к игре и «увязать» в мелких упражнениях, в изучении теоретических основ, в скучном репертуаре, так как  интерес к занятиям музыкой у ребенка будет быстро угасать. А перед педагогом стоит задача – не только сохранить, но и закрепить его.

Для того чтобы  развить координацию у ребенка мы использовали упражнения, которые  помогают ученику командовать своими руками, замечать большие (всей рукой) и наиболее мелкие (кистью, пальцами) движения:

Упражнение 1. Ученик поднимает по очереди сначала правую, а затем левую руку и так же по очереди их опускает. Можно представить как будто пытается дотянуться до потолка. После того, как данное упражнение усвоено мы его усложняем следующим образом: сначала руки ложатся на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1-й и 5-й пальцы, и, в конечном итоге, на каждый палец отдельно.

Упражнение 2. «Волна» Ученику необходимо плавно вести руку то влево, то вправо (как будто бы волна приближается к берегу, а потом постепенно отдаляется). А педагог при этом следит, чтобы вперед шел кистевой сустав и вел за собой пальцы.

Упражнение 3. «Солдаты». Необходимо представить марширующих солдат и в это время пальцы должны «шагать». Работают 2-й и 3-й пальцы, 2-й и 4-й, 3-й и 1-й, 2-й и 1-й, 2-й и 5-й, 3-й и 5-й, 4-й и 3-й.

Упражнение 4. «Паучок» «Шагают» все пальцы одновременно. Педагог отдает команду, какими пальцами «шагать». При этом обязательно нужно называть разные пальцы для левой и правой руки. Например, одновременно «шагают» в левой руке 5-й и 1-й, в правой руке 2-й и 4-й пальцы и т.д. Такое упражнение поможет ребенку для быстрого запоминания пальцев.

Упражнение 5.  «Паучки пошли в поход». Мы представляем, что «паучок решил пойти в поход и вот он несет тяжелый рюкзак и, проходит пятью лапками (все пальцы подряд), и решает осторожно передать рюкзак 2-му паучку (другой руке). Так они и продолжают свой путь, передавая друг другу рюкзачок». Таким упражнением ученик учится переносить «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку.

Так же необходимо уделить много времени понятию «ритм». Очень полезное упражнение, в котором преподаватель играет польку или марш, ускоряя, замедляя, внезапно останавливая музыку, а ученику в это время можно предложить танцевать или маршировать. Так как музыка звучит не ритмично у ребенка не получится ни танец, ни марш. Следует задать вопрос: «Как ты думаешь почему у тебя не получается выполнять движения?» (ученик должен ответить что мелодия звучит не ровно). Далее можно рассказать ученику, что такое темп и пульс музыки. Можно предложить детям  на занятиях следующую ситуацию: «Если человек устал, и шагает очень медленно (играется соответствующая музыка, то, как у него бьется сердце, какой у него пульс? Один человек идет спокойно, а другой бежит, как стучит у них сердце: в одном темпе или нет?». Здесь мы использовали отрывки из произведений «Детского альбома»  П.И.Чайковского. Далее следует объяснить ребенку, что музыка живая и что у нее есть свой пульс и свое сердце, как у человека. «Пульс»-можно назвать «Метрической дамой» и рассказать ученику сказку о ней: «Метрическая дама» была очень строгая, серьезная и  ходила очень ровно. Так ребенок запоминает, что есть шаги разных персонажей и они могут быть быстрыми или медленными, короткими или длинными. Можно предложить ребенку самому сочинить схему шагов для любимых игрушек или персонажей сказок, мультфильмов. Получится игра «Угадай кто шаггает?». На фортепиано, играя  2 звука, услышим музыку шагов, где есть образ шагающего, ритм, высота звуков, темп, динамика.

 Что такое размер, такт и тактовая линия лучше всего объяснить ученику на первых уроках. Мы можем предложить такую форму интерпретации: такты - это комнаты, в которых живут ноты. Размеры комнаты в каждом музыкальном произведении часто одинаков, он указывается сразу после знаков тональности; если размер комнат меняется, то пишется в начале такта: 2/4; 3/4; 4/4. Верхнее число указывает, сколько "импульсов", а нижнее - что такое импульс. "Пульс" может быть равен разным длительностям нот. В большом доме живут ноты, их количество определяется тем, что число может уместить их в такты пульса. Например, у нас есть размер 2/4, значит, его пульс будет равен четвертной, и их две. Далее предложим ученику ответить о размере 2/4 на следующие  вопросы: Сколько нот одинаковой длительности может проживать в этом размере? А если вдруг разные длительности дружат и хотят жить в одной комнате? Так же можно предложить ребенку поиграть в гостиницу. В данной игре ребенок – администратор огромной гостиницы и должен  расселить ноты, приехавшие на музыкальный концерт, по разным этажам гостиницы. Мы рисуем на бумаге «этажи» разного размера, и предлагаем найти комнату каждой нотки.

. Если у ученика родители музыканты, то можно порекомендовать устраивать шумовой оркестр дома, где ребенок –будет главным дирижером, а родители музыкантами. В качестве инструментов можно использовать любые подручные средства такие как: ложки, тарелки, кастрюли, погремушки, и т.д. все эти предметы издают определенные звуки, которые как раз необходимы для домашнего оркестра. Если дома не получается устроить оркестр, то можно соединить двух учеников и с ними разыграть шумовое представление. Для того, чтобы достигнуть усвоение музыкального ритма, нужно  во время урока записывать или раскладывать карточками ритмический рисунок любимых стихотворений, песен, названий предметов.

Задача педагога на данном этапе добиться того, что у ученика сформировалась взаимосвязь между ритмической записью и внутренним чувством метроритма. Если педагог эту задачу выполнит, то что в будущем ученик с легкостью будет читать с листа.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите условия успешного формирования интереса к музыке на основе обучения игре на фортепиано.

2.Назовите упражнения для развития координации у ребенка?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании. М.-Л.: Музыка, 1965. 152 с.

2. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: Музыка, 1969. 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методические рекомендации по диагностике формирования интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано.

 

Для увеличения уровня развития интереса у детей  с помощью обучения игре на фортепиано мы воспользовались комплексной методикой.

 В процессе исследования нами применялись:

-индивидуальные методы опроса, для того чтобы узнать интересно ли обучение игре на фортепиано, какие мелодии ученик хотел бы научиться исполнять);

-анкетирование, в котором были вопросы непосредственно связанные с интересом.

-педагогические наблюдения, во время которых мы наблюдали за каждым учеником и замечали любое изменение в развитии.

Целью констатирующего эксперимента было определение уровня развития музыкальных данных у обучающихся.

Для того чтобы провести педагогический эксперимент нам необходимо было выделить этапы, на основе которых были определены цели и задачи.

Задачи исследовательской работы:

- подготовить необходимые задания и провести по ним диагностику развития музыкальных способностей у учеников экспериментального класса и контрольного.

- выработать параметр, а так же меры развития музыкальных способностей, для увеличения интереса к обучению.

Мы выделили два метода констатирующего эксперимента:

1.метод наблюдения.

2.метод анализа практической деятельности учеников.

Для осуществления констатирующего эксперимента мы составили анкету, которая помогла замерить уровень формирования интереса к обучению игре на фортепиано. Так же мы выбрали музыкальные произведения в основном из сборника Б. Милича «Маленькому пианисту», которые мы играли детям для прослушивания и музыкального анализа. Так же мы определили параметры осуществляемого анализа:

1) эмоциональная отзывчивость на музыку;

2)музыкальная память;

3)музыкально-ритмическое чувство;

Во время проведения констатирующего опыта, мы замечали конфигурации всякого параметра и, что наиболее, определяли степень становления музыкальных возможностей.

Каждому параметру мы выделили определенные критерии оценки развития музыкальных способностей у учеников экспериментальной группы. Мы предоставили три критерия по которым оценивали  развитость умений – высокий, средний, и низкий.

Для того чтобы оценить уровни развития эмоциональной отзывчивости у учеников мы выбрали трехбалльную систему в которой один балл - низкий

два балла - это средний уровень, а три балла высокий уровень.

Мы расшифровывали критерии оценки уровней ко всем параметрам по следующей системе:

Высокий уровень: обучающийся может самостоятельно решить поставленную педагогом перед ним задачу; у ученика есть свое личный взгляд, замечает изменение настроения в музыкальном произведении; соотносит и сопоставляет произведения по сходству и контрасту; учащийся на уроке очень сосредоточен, старается учитывать каждое замечание, данное педагогом; активно проявляет инициативу и самостоятельность в поиске решения исполнительской задачи.

Средний уровень: ученик участвует в диалоге о музыке с преподавателем по мере надобности, но не проявляет должной активности по своему желанию; задает вопросы только после наводящих вопросов преподавателя о музыке, но стремление к более глубоким знаниям о музыкальном произведении.

Низкий уровень: ученик не может выполнить задание; у ученика нет желания слушать музыку, тем более говорить о ней, не хочет участвовать в музыкальной деятельности; внимание ученика рассеянно, не концентрируется на словах педагога, в результате чего играет с теми же ошибками, без положительной динамики; у обучающегося отсутствует желание выполнять задания самостоятельно.

 

Анкета для определения сформированности познавательных мотивов обучения игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ.

1. Сколько вопросов ты задаешь учителю в течение урока?

А) не задаю вопросы;

Б) 1-2;

В) 3 и больше.

2. Ты задаешь вопросы, потому что:

А) я не задаю вопросы;

Б) учитель говорит наводящие на вопросы фразы;

В) мне интересно узнать больше.

3. Через какое время после начала урока ты чувствуешь усталость и скуку?

А) практически сразу;

Б) зависит от изучаемого произведения;

В) урок проходит незаметно.

4. О чем ты думаешь, проигрывая музыкальное произведение в медленном темпе?

А) обо всем, кроме музыкального произведения, играю «на автомате»;

Б) стараюсь сосредоточиться на музыке, но не всегда это удается;

В) стараюсь сыграть правильный нотный текст и в правильном ритме.

5. Сколько раз в неделю ты самостоятельно занимаешься музыкой дома?

А) не более 1

Б) 2-3 раза

В) 3 и более раз

6) Какое количество времени ты уделяешь самостоятельным занятиям фортепиано?

А) 10-15 минут

Б) 20-30 минут 72

В) 40 и более минут

За каждый ответ А- 1 балл, Б-2 балла, В- 3 балла. Результат 6-10 баллов сооветствует низкому уровню сформированности познавательных мотивов, 12-14 – среднему, 16-18- высокому.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что мы применяли в процессе исследования?

2. Какие методы констатирующего эксперимента?

 

Рекомендуемая литература.

1. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста / Е. М. Тимакин. – М.:Сов.композитор, 1989. 144 с.

2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности/ Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979.190с.


 

Заключение

Наша работа в данном учебном пособии была посвящена формированию развития интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано, с помощью предложенной методики преподавания в условиях внеурочной деятельности.

Прежде чем приступить к написанию учебного методического пособия, мы долго и кропотливо изучали научно-методическую литературу по нашей теме.После изучения  мы определили проблему, суть которой заключается в поиске педагогических условий формирования интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано  и поняли, что эта тема недостаточно освещена во всех источниках.

В теоретической части учебно-методического пособия нами были рассмотрены и проанализированы следующие вопросы:

- становление проблемы развития музыкальных способностей в отечественной и зарубежной педагогике и психологии;

- психолого-педагогические особенности методики преподавания, влияющие на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста;

- музыкальные способности, активно развивающиеся в процессе представленного метода обучения.

Целью данного пособия, мы определили– теоретически обосновать и педагогические условия формирования интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано.

Так же мы выдвинули гипотезу о том, что педагогические условия формирования интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано будут успешны, если:

– во время занятий педагог будет опираться на педагогические принципы такие как: активизация учебно-познавательной деятельности; взаимопонимание между преподавателем и учеником.

– на занятиях педагог будет использовать метод исполнительского показа ( это когда педагог играет какую-нибудь пьесу и показывает как она должна звучать, либо же показ упражнений для того чтобы сыграть определенный пассаж);

 –  игра в ансамбле с педагогом;

 – в ходе обучения педагог будет активно привлекать для участия родителей.

Наше учебное пособие позволило определить, что работа по обучению игре на фортепиано должна проходить систематически. Если педагог будет последовательно  применять задания и использовать правильные педагогических условий, то в будущем у ребенка развитие музыкальных способностей будет очень качественным.

Наше пособие показало, что методика, которую мы разработали, имеет положительные свойства и именно она помогает детям раскрыть свой потенциал и проявить инициативу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев, А. Д. Русские пианисты: очерки и материалы по истории пианизма. Вып. II. / А. Д. Алексеев; под ред. А. Николаева. М.: Музгиз, 1948.-314 с.

2. Амонашвили Ш. А. Созидая человека / Ш. А. Амонашвили. – М.:Знание, 1982. 56 с.

3. Артоболевская А.Д. Дневники, /Рукопись/ — М.: Музыка,1981г. 75 с.

4. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании. М.-Л.: Музыка, 1965. 152 с.

5. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: Музыка, 1969. 288 с.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка-М.,1968. 415 с.

7. Воскресенский, М. Оборин артист и учитель / М. Воскресенский // Л. Н. Оборин: статьи, воспоминания: к семидесятилетию со дня рождения. — М., 1977.-С. 147-162.

8. Гольденвейзер А. Б.: статьи, материалы, воспоминания / сост. Д. Д. Благой. — М. : Совет, композитор, 1969. 448 с.

9. Гофман, И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. М.: Музгиз, 1961. - 224 с.

10. Игумнов, К. Н. Мои исполнительские и педагогические принципы / К. Н. Игумнов // Советская музыка. 1948. - № 4. - С. 71-78.

11. Игумнов, К. Н. Яков Флиер / К. Н. Игумнов // Советская музыка. -1937. -№ Ю-11.-С. 104.

12. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления: избр. ст. и докл. / Д. Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1986. 188 с.

13. Коган Г. М. Избранные статьи. Вып. 3. М.: Сов.комп., 1985.184 с.

14. Коган, Г. М. Вопросы пианизма / Г. М. Коган. М. : Сов.композитор, 1968.— 461 с.

15. Лукьянов А.П., Поляков А.В. Взаимодействие педагога и обучающихся в классе музыкального инструмента (фортепиано)//Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 2. С. 53-60.

16. Макаренко А. С. Сочинения в 7 т.М.: Изд. АПН РСФСР, 1957-1958. 579 с.

17. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание,1979. 450с. 44.

18. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. -М. : Музгиз, 1958.-301 с.

19. Николаев, А. А. Джон Фильд : монография / А. А. Николаев. — 2-е изд. М. : Музыка, 1979. - 159 с.

20. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста / Е. М. Тимакин. – М.:Сов.композитор, 1989. 144 с.

21. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности/ Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979.190с.

22. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я — детский педагог. Союз художников, СПб.: 2002. 240 с.

 

 

 

 

 


 

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ

УДК 378 Еремкина А.И.Формирование интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано:

УДК 378 Еремкина А.И.Формирование интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано:

ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………4 1

ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………4 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема формирования и развития интереса к музыкальным занятиям является, несомненно, одной из главных задач в работе преподавателя фортепиано и особенно актуальной в настоящее…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема формирования и развития интереса к музыкальным занятиям является, несомненно, одной из главных задач в работе преподавателя фортепиано и особенно актуальной в настоящее…

Разобрать педагогические условия формирования интереса к музыке у детей в процессе из обучения игре на фортепиано 4

Разобрать педагогические условия формирования интереса к музыке у детей в процессе из обучения игре на фортепиано 4

Формирование интереса к музыке у детей как психолого-педагогическая проблема

Формирование интереса к музыке у детей как психолого-педагогическая проблема

Если перевести слово «интерес» с латыни то получится перевод –имеет смысл, важно (интерес человека к чему-то, ему это интересно, необходимо, важно)

Если перевести слово «интерес» с латыни то получится перевод –имеет смысл, важно (интерес человека к чему-то, ему это интересно, необходимо, важно)

Можно выделить главные стороны интереса – внимание, объективность и осознанность

Можно выделить главные стороны интереса – внимание, объективность и осознанность

Через определенный промежуток времени эти знания соединялись в единое целое и твердо усваивались обучающимся

Через определенный промежуток времени эти знания соединялись в единое целое и твердо усваивались обучающимся

Все программы работы в классе фортепиано нацелены на повышение музыкальных способностей учащихся, обучение образованных артистов, владеющих искусством игры на музыкальном инструменте и умеющих передать музыкальное…

Все программы работы в классе фортепиано нацелены на повышение музыкальных способностей учащихся, обучение образованных артистов, владеющих искусством игры на музыкальном инструменте и умеющих передать музыкальное…

Хотя эти виды творческого музицирования полезны тем, что активизируют развитие музыкальных способностей юных пианистов-развитие музыкального слухового представления, чувства лада, музыкальной памяти, музыкального мышления и воображения…

Хотя эти виды творческого музицирования полезны тем, что активизируют развитие музыкальных способностей юных пианистов-развитие музыкального слухового представления, чувства лада, музыкальной памяти, музыкального мышления и воображения…

Первым методом является - применение подобных видов искусства, что повышает эмоциональность уроков, делает их более наглядными, более разносторонними и более занимательными;

Первым методом является - применение подобных видов искусства, что повышает эмоциональность уроков, делает их более наглядными, более разносторонними и более занимательными;

Ребенок остается связанным с миром раннего детства, но в то же время способен показать место и окружающую его действительность уроками игры на фортепиано[10]

Ребенок остается связанным с миром раннего детства, но в то же время способен показать место и окружающую его действительность уроками игры на фортепиано[10]

Особенности организации обучения детей игре на фортепиано «Игра на фортепиано, как инструменте, дающем полную картину музыкальной фактуры, не может не увлечь настоящий музыкальный талант» –…

Особенности организации обучения детей игре на фортепиано «Игра на фортепиано, как инструменте, дающем полную картину музыкальной фактуры, не может не увлечь настоящий музыкальный талант» –…

Поскольку данная программа предназначена для реализации в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические рекомендации имеют ряд особенностей: 1

Поскольку данная программа предназначена для реализации в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические рекомендации имеют ряд особенностей: 1

Для приема в музыкальную школу ребенка с возраста 6-7 лет, существует необходимость в прохождении вступительных экзаменов

Для приема в музыкальную школу ребенка с возраста 6-7 лет, существует необходимость в прохождении вступительных экзаменов

В течении учебного года ученики выпускных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений (без оценки), которое включает 4 произведения

В течении учебного года ученики выпускных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений (без оценки), которое включает 4 произведения

Начальный этап обучения является важнейшим и главным , так как это определяет будет ли дальнейшая деятельность ученика успешной

Начальный этап обучения является важнейшим и главным , так как это определяет будет ли дальнейшая деятельность ученика успешной

Так же в сборнике имеются пьесы для ансамбля с преподавателем на двух инструментах, что в значительной степени вызывает оживление процесса начального обучения игре на фортепиано,…

Так же в сборнике имеются пьесы для ансамбля с преподавателем на двух инструментах, что в значительной степени вызывает оживление процесса начального обучения игре на фортепиано,…

Наиболее качественной и эмоциональной игры, можно добиться с помощью стихов, но самый важный акцент делается на развитие музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано…

Наиболее качественной и эмоциональной игры, можно добиться с помощью стихов, но самый важный акцент делается на развитие музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано…

Комплекс педагогических методов формирования интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано был реализован на занятиях внеурочной деятельности, кружка «Экспромт»

Комплекс педагогических методов формирования интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано был реализован на занятиях внеурочной деятельности, кружка «Экспромт»

Воспитательная работа с процессом обучения должна образовывать одно целое, так как самая важная часть этой работы проходит на уроке

Воспитательная работа с процессом обучения должна образовывать одно целое, так как самая важная часть этой работы проходит на уроке

Ученику будет интересно угадать жанр музыкального произведения (танец, марш, песня) пропев его мелодическую линию, а так же понять есть ли в ней скачки или движение…

Ученику будет интересно угадать жанр музыкального произведения (танец, марш, песня) пропев его мелодическую линию, а так же понять есть ли в ней скачки или движение…

Среди самых распространенных упражнений, которые помогут ученику в правильной посадке за фортепиано (прямо держать спину, руки и плечи в свободном положении, опора на ноги), следует…

Среди самых распространенных упражнений, которые помогут ученику в правильной посадке за фортепиано (прямо держать спину, руки и плечи в свободном положении, опора на ноги), следует…

На данном этапе перед преподавателем стоит самая важная, тяжелая и решающая задача: «поставить» руки ребенка

На данном этапе перед преподавателем стоит самая важная, тяжелая и решающая задача: «поставить» руки ребенка

Ни в коем случае нельзя затягивать период подготовки к игре и «увязать» в мелких упражнениях, в изучении теоретических основ, в скучном репертуаре, так как интерес…

Ни в коем случае нельзя затягивать период подготовки к игре и «увязать» в мелких упражнениях, в изучении теоретических основ, в скучном репертуаре, так как интерес…

Так же необходимо уделить много времени понятию «ритм»

Так же необходимо уделить много времени понятию «ритм»

Например, у нас есть размер 2/4, значит, его пульс будет равен четвертной, и их две

Например, у нас есть размер 2/4, значит, его пульс будет равен четвертной, и их две

Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании

Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании

Целью констатирующего эксперимента было определение уровня развития музыкальных данных у обучающихся

Целью констатирующего эксперимента было определение уровня развития музыкальных данных у обучающихся

Во время проведения констатирующего опыта, мы замечали конфигурации всякого параметра и, что наиболее, определяли степень становления музыкальных возможностей

Во время проведения констатирующего опыта, мы замечали конфигурации всякого параметра и, что наиболее, определяли степень становления музыкальных возможностей

Анкета для определения сформированности познавательных мотивов обучения игре на фортепиано у младших школьников в

Анкета для определения сформированности познавательных мотивов обучения игре на фортепиано у младших школьников в

За каждый ответ А- 1 балл, Б-2 балла,

За каждый ответ А- 1 балл, Б-2 балла,

Заключение Наша работа в данном учебном пособии была посвящена формированию развития интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано, с помощью предложенной…

Заключение Наша работа в данном учебном пособии была посвящена формированию развития интереса к музыке у детей на основе обучения игре на фортепиано, с помощью предложенной…

Наше учебное пособие позволило определить, что работа по обучению игре на фортепиано должна проходить систематически

Наше учебное пособие позволило определить, что работа по обучению игре на фортепиано должна проходить систематически

Список литературы 1. Алексеев,

Список литературы 1. Алексеев,

Лукьянов А.П., Поляков А.В. Взаимодействие педагога и обучающихся в классе музыкального инструмента (фортепиано)//Инновационные проекты и программы в образовании

Лукьянов А.П., Поляков А.В. Взаимодействие педагога и обучающихся в классе музыкального инструмента (фортепиано)//Инновационные проекты и программы в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021