Формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей
Методическое объединение учителей-дефектологов
Руководитель МО : Кирпиченко Т.А
Причины отсутствия речи
Для всех этих детей характерны :
отсутствие мотивации к речевой
деятельности;
недостаточность основных
представлений о значениях предметов и
явлений окружающей действительности;
несформированность
коммуникативной, регулирующей,
планирующей функций речи;
недостаточность сенсомоторного
уровня речевой деятельности;
низкая потребность в общении;
неумение ориентироваться в ситуации;
повышенная эмоциональная
истощаемость.
Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью.
Решение проблемы
Комплексная система работы при безречии на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровня.
Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи будут сходными, независимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.
Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми:
Определим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-ый уровень речевого развития по Р.Е.Левиной).
На занятиях необходимо осуществлять полимодальный подход, опираясь на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. Педагог должен быть эмоциональным, ярким и поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности.
1.Создание положительного эмоционального фона совместной деятельности.
2. Опора на различные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия.
3.Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.
4.Использование элементов соревнования, в том числе с пищевым подкреплением, что способствовало повышению мотивации, интереса к играм.
5.Использование визуализированной системы поощрений.
Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие как на речевую, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.
Формирование основы мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности возможно через необычные близкие для ребенка виды деятельности: игровую, изобразительную, предметно-практическую.
Необходимо найти у ребенка то, что ему больше всего интересно и использовать это как мотивацию к занятию и к речи в целом. Для некоторых детей более привлекательна пищевая мотивация.
Эмоционально насыщенный фон логопедических занятий для преодоление речевого негативизма необходимо поддерживать во время выполнения заданий, основанных на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях, игры с манкой, кинетическим песком,
а также при упражнениях для развития познавательной сферы: сравнение, нахождение сходства и различия, понимание содержания, установление последовательности в действиях — все это самым ненавязчивым и естественным образом включается в любые занятия.
Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.
Игра «Следы». Перед ребенком на столе находится игрушечный домик и заранее размягченный пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребенку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показывает, как их сделать, используя совмещенные действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки. Дети воспроизводят звукоподражания: «топ-топ», Миша- [бэ], зайка-[оп-оп], лягушка- [ква-ква], киса -[мяу-мяу]
Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов:
тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций;
зрительное восприятие, восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые ощущения;
Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма.
Игры, направленные на развития обоняния:
Игры на развитие слухового восприятия: «Шумовые коробочки», «Колокольчик», «Кто как звучит, кто как кричит». Зрительное восприятие: «Узнай картинку», «Собери картинку».
Игры для развития зрительного восприятия: «Узнай картинку, игрушку, предмет», «Собери картинку».
Игры для развития кинестетического восприятия: «Сухой бассейн», «Цветная баночка»,
Зрительное и тактильное восприятие предмета необходимо целенаправленно и максимально комментировать.
Подвижные игры с рифмованным текстом, и др. с соразмерением темпа движения с речью, ритмичными движениями. «Сидит, сидит зайка», «Кот и мыши», «Мой веселый, звонкий мяч».
Игры на развитие моторных функций:
«Жаба- жук» «Зоопарк»,
«Птичий двор».
Дети с помощью характерных движений имитируют повадки животных и произносят звукоподражания «Ква-ква»,
Процессуальные и сюжетно-ролевые игры на активизацию речевого подражания, стимуляцию появления первых слов:
Игра «Поезд», «Кораблики», «Птички», «Воздушный шарик», «Рыбалка» и др.
Для формирования игровой активности детей и обогащения игрового опыта необходимо использовать различные приемы:
поддержка игровой инициативы ребенка,
увеличение числа персонажей игры,
расширение круга игровых предметов и действий,
обогащение игровых сюжетов.
С помощью сюжетных игрушек педагог вовлекает ребенка в воображаемую ситуацию (выполняет игровые действия с куклой, разговаривает с ней, обращается к нему от имени куклы).
Речевое комментирование позволяет перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения с персонажами игры. Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, педагог наводящими вопросами, предложениями стимулирует ребенка на использование или на поиск необходимых игрушек.
В играх-драматизациях «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и др. часть текста может произноситься взрослым, а часть – детьми. Перед драматизацией логопед может демонстрировать действия сказки с помощью настольного или пальчикового театра, стимулируя детей на договаривание, повторение слов.
Стимуляцию ролевого поведения можно осуществлять путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла с помощью игры с пением, в которых дети выполняли движения в соответствии с инструкцией взрослого под пение педагога.
Необходимо создавать условия для принятия ребенком ролевого поведения.
Другим приемом является принятие взрослым на себя игровой роли по ходу игры с ребенком. Например, педагог говорил: «Я – мама, а это мой сыночек» или «Я – доктор, а это – больной» и обращается к персонажу.
Особенности формирования интереса к изобразительной деятельности безречевых детей.
На начальных этапах необходимо привлечь внимание детей к процессу рисования, лепки и к полученному результату.
Затем нужно привлекать детей к совместным действиям со взрослым, прибегая к комментированному показу собственных действий. При этом можно использовать элементы нетрадиционных техник ( рисование палочками, ладошками, с помощью оттисков и трафаретов и др.).
Важную роль на данном этапе имеет развитие у ребенка понимания обращенной к нему речи и совершенствование активной речи в процессе изобразительной деятельности. Ребенок при этом может называть полученное изображение с помощью отдельных звуков, лепетных или отдельных слов.
Рисование развивает зрительно-моторную координацию, согласует межполушарное взаимодействие, способствуют развитию деятельности и самооценки детей (КиселеваМ.В.)
Изобразительная деятельность может применяться на занятиях в двух вариантах: при составлении описательного рассказа о предмете и при использовании продуктов деятельности в игровых ситуациях.
Обыгрывание предметов можно включать в сюжетную игру или игру драматизацию:
Вылепить для большого и маленького медведей тарелку и ложечку, а затем кормить медвежат;
Вылепить из пластилина витаминки, таблетки или нарисовать их, а затем лечить ими заболевшую игрушку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.