Формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей дошкольного возраста
Оценка 4.6

Формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей дошкольного возраста

Оценка 4.6
Педсоветы +3
ppt
дефектология +1
21.05.2023
Формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей  дошкольного возраста
Комплексная система работы при безречии на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровня. Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми.Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие как на речевую, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.
формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей.ppt

Формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей

Формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей


Формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей
Методическое объединение учителей-дефектологов
Руководитель МО : Кирпиченко Т.А

Причины отсутствия речи

Причины отсутствия речи

Причины отсутствия речи

Для всех этих детей характерны :
отсутствие мотивации к речевой
деятельности;
недостаточность основных
представлений о значениях предметов и
явлений окружающей действительности;
несформированность
коммуникативной, регулирующей,
планирующей функций речи;
недостаточность сенсомоторного
уровня речевой деятельности;
низкая потребность в общении;
неумение ориентироваться в ситуации;
повышенная эмоциональная
истощаемость.

Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью.

Решение проблемы Комплексная система работы при безречии на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровня

Решение проблемы Комплексная система работы при безречии на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровня

Решение проблемы

Комплексная система работы при безречии на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровня.

Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи будут сходными, независимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми:

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми:

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми:

Определим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-ый уровень речевого развития по Р.Е.Левиной).

1.Стимуляция речевой и психической активности.
2.Развитие эмоционального общения с взрослым.
3.Совершенствование подражательной деятельности.
4.Формирование мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности.
5.Формирование лексикона, обеспечивающего минимальное общение .

На занятиях необходимо осуществлять полимодальный подход, опираясь на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения

На занятиях необходимо осуществлять полимодальный подход, опираясь на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения

На занятиях необходимо осуществлять полимодальный подход, опираясь на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. Педагог должен быть эмоциональным, ярким и поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности.

1.Создание положительного эмоционального фона совместной деятельности.
2. Опора на различные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия.
3.Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.
4.Использование элементов соревнования, в том числе с пищевым подкреплением, что способствовало повышению мотивации, интереса к играм.
5.Использование визуализированной системы поощрений.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие как на речевую, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Формирование основы мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности возможно через необычные близкие для ребенка виды деятельности: игровую, изобразительную, предметно-практическую

Формирование основы мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности возможно через необычные близкие для ребенка виды деятельности: игровую, изобразительную, предметно-практическую

Формирование основы мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности возможно через необычные близкие для ребенка виды деятельности: игровую, изобразительную, предметно-практическую.

Необходимо найти у ребенка то, что ему больше всего интересно и использовать это как мотивацию к занятию и к речи в целом. Для некоторых детей более привлекательна пищевая мотивация.

Эмоционально насыщенный фон логопедических занятий для преодоление речевого негативизма необходимо поддерживать во время выполнения заданий, основанных на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание…

Эмоционально насыщенный фон логопедических занятий для преодоление речевого негативизма необходимо поддерживать во время выполнения заданий, основанных на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание…

Эмоционально насыщенный фон логопедических занятий для преодоление речевого негативизма необходимо поддерживать во время выполнения заданий, основанных на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях, игры с манкой, кинетическим песком,
а также при упражнениях для развития познавательной сферы: сравнение, нахождение сходства и различия, понимание содержания, установление последовательности в действиях — все это самым ненавязчивым и естественным образом включается в любые занятия.
Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.

Игра «Следы». Перед ребенком на столе находится игрушечный домик и заранее размягченный пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребенку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показывает, как их сделать, используя совмещенные действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки. Дети воспроизводят звукоподражания: «топ-топ», Миша- [бэ], зайка-[оп-оп], лягушка- [ква-ква], киса -[мяу-мяу]

Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие, восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые ощущения; слуховое…

Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие, восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые ощущения; слуховое…

Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов:

тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций;
зрительное восприятие, восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые ощущения;
слуховое восприятие.

Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма.

Игры, направленные на развития обоняния: «Приятный-неприятный», «Ароматные мешочки»

Игры, направленные на развития обоняния: «Приятный-неприятный», «Ароматные мешочки»

Игры, направленные на развития обоняния:
«Приятный-неприятный», «Ароматные мешочки».

Игры на развитие слухового восприятия: «Шумовые коробочки», «Колокольчик», «Кто как звучит, кто как кричит». Зрительное восприятие: «Узнай картинку», «Собери картинку».

Игры для развития зрительного восприятия: «Узнай картинку, игрушку, предмет», «Собери картинку»

Игры для развития зрительного восприятия: «Узнай картинку, игрушку, предмет», «Собери картинку»

Игры для развития зрительного восприятия: «Узнай картинку, игрушку, предмет», «Собери картинку».

Игры для развития кинестетического восприятия: «Сухой бассейн», «Цветная баночка»,
«Легкий-тяжелый».

Зрительное и тактильное восприятие предмета необходимо целенаправленно и максимально комментировать

Зрительное и тактильное восприятие предмета необходимо целенаправленно и максимально комментировать

Зрительное и тактильное восприятие предмета необходимо целенаправленно и максимально комментировать.
В процессе сенсорных игр педагог оречевляет свои действия и действия ребенка. Это создает условия для многократного прослушивания детьми речевых моделей, которыми они овладевают в дальнейшем.

Подвижные игры с рифмованным текстом, и др

Подвижные игры с рифмованным текстом, и др

Подвижные игры с рифмованным текстом, и др. с соразмерением темпа движения с речью, ритмичными движениями. «Сидит, сидит зайка», «Кот и мыши», «Мой веселый, звонкий мяч».

Игры на развитие моторных функций:
«Жаба- жук» «Зоопарк»,
«Птичий двор».
Дети с помощью характерных движений имитируют повадки животных и произносят звукоподражания «Ква-ква»,
«Ж-ж-ж».

Процессуальные и сюжетно-ролевые игры на активизацию речевого подражания, стимуляцию появления первых слов:
Игра «Поезд», «Кораблики», «Птички», «Воздушный шарик», «Рыбалка» и др.

Для формирования игровой активности детей и обогащения игрового опыта необходимо использовать различные приемы: поддержка игровой инициативы ребенка, увеличение числа персонажей игры, расширение круга игровых предметов…

Для формирования игровой активности детей и обогащения игрового опыта необходимо использовать различные приемы: поддержка игровой инициативы ребенка, увеличение числа персонажей игры, расширение круга игровых предметов…

Для формирования игровой активности детей и обогащения игрового опыта необходимо использовать различные приемы:
поддержка игровой инициативы ребенка,
увеличение числа персонажей игры,
расширение круга игровых предметов и действий,
обогащение игровых сюжетов.

С помощью сюжетных игрушек педагог вовлекает ребенка в воображаемую ситуацию (выполняет игровые действия с куклой, разговаривает с ней, обращается к нему от имени куклы).
Речевое комментирование позволяет перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения с персонажами игры. Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, педагог наводящими вопросами, предложениями стимулирует ребенка на использование или на поиск необходимых игрушек.
В играх-драматизациях «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и др. часть текста может произноситься взрослым, а часть – детьми. Перед драматизацией логопед может демонстрировать действия сказки с помощью настольного или пальчикового театра, стимулируя детей на договаривание, повторение слов.

Стимуляцию ролевого поведения можно осуществлять путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла с помощью игры с пением, в которых дети выполняли движения…

Стимуляцию ролевого поведения можно осуществлять путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла с помощью игры с пением, в которых дети выполняли движения…

Стимуляцию ролевого поведения можно осуществлять путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла с помощью игры с пением, в которых дети выполняли движения в соответствии с инструкцией взрослого под пение педагога.

Необходимо создавать условия для принятия ребенком ролевого поведения.
Другим приемом является принятие взрослым на себя игровой роли по ходу игры с ребенком. Например, педагог говорил: «Я – мама, а это мой сыночек» или «Я – доктор, а это – больной» и обращается к персонажу.

Особенности формирования интереса к изобразительной деятельности безречевых детей

Особенности формирования интереса к изобразительной деятельности безречевых детей

Особенности формирования интереса к изобразительной деятельности безречевых детей.

На начальных этапах необходимо привлечь внимание детей к процессу рисования, лепки и к полученному результату.
Затем нужно привлекать детей к совместным действиям со взрослым, прибегая к комментированному показу собственных действий. При этом можно использовать элементы нетрадиционных техник ( рисование палочками, ладошками, с помощью оттисков и трафаретов и др.).
Важную роль на данном этапе имеет развитие у ребенка понимания обращенной к нему речи и совершенствование активной речи в процессе изобразительной деятельности. Ребенок при этом может называть полученное изображение с помощью отдельных звуков, лепетных или отдельных слов.

Рисование развивает зрительно-моторную координацию, согласует межполушарное взаимодействие, способствуют развитию деятельности и самооценки детей (КиселеваМ.В.)

Изобразительная деятельность может применяться на занятиях в двух вариантах: при составлении описательного рассказа о предмете и при использовании продуктов деятельности в игровых ситуациях

Изобразительная деятельность может применяться на занятиях в двух вариантах: при составлении описательного рассказа о предмете и при использовании продуктов деятельности в игровых ситуациях

Изобразительная деятельность может применяться на занятиях в двух вариантах: при составлении описательного рассказа о предмете и при использовании продуктов деятельности в игровых ситуациях.

Обыгрывание предметов можно включать в сюжетную игру или игру драматизацию:
Вылепить для большого и маленького медведей тарелку и ложечку, а затем кормить медвежат;
Вылепить из пластилина витаминки, таблетки или нарисовать их, а затем лечить ими заболевшую игрушку.
Нарисовать зернышки для цыплят и курочки, а затем разыгрывать игровые ситуации с включением диалога между детьми и персонажами и др.

Формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей дошкольного возраста

Формирование интереса к речевой деятельности у безречевых детей  дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2023