Формирование исследовательских умений – актуальная цель современного обучения школьников
Оценка 4.9

Формирование исследовательских умений – актуальная цель современного обучения школьников

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
6 кл—11 кл
16.08.2021
Формирование исследовательских умений – актуальная цель современного обучения школьников
методические материалы для учителя
Костяева ЭЛ секция 2 Документ Microsoft Office Word (2).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование исследовательских умений – актуальная цель современного обучения школьников

                                               КОСТЯЕВА Э.Л.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №83 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

Российская Федерация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве важнейшей цели обучения в общеобразовательной школе выдвигается развитие у учащихся определенных видов деятельности, которые могут быть реализованы на различном содержании, и в силу этого обладают свойством универсальности.  В связи с этим изменяется роль и место исследовательской деятельности в процессе обучения учащихся. Она относится к разряду таких видов деятельности, которые будут перенесены в будущую учебную и профессиональную занятость. В связи с этим развитие исследовательской деятельности, а значит, формирование определенного набора исследовательских умений становится одной из актуальных целей обучения.

В связи с этим необходимы такие технологии, методы и приемы обучения, которые нацелены на формирование исследовательских умений, способствующих раскрытию творческих, интеллектуальных и коммуникативных задатков личности школьника и возможности  превращения его в субъект (а не объект) обучения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Проблема формирования исследовательских умений не нова, изучением исследовательских способностей занимались многие известные ученые  и педагоги: Савенков Александр Ильич, Поддьяков Александр Николаевич заложили психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста. Лернер Иссаак Яковлевич в рамках разработки теории и методики проблемного обучения. Она тесно увязывается с проблемами познавательной самостоятельности (П.И.Пидкасистый) исследователи научного коллектива, созданного в НИИ общего образования РГПУ им.А.И.Герцена выделяют группы умений ,необходимых для осуществления уч-ся исследований на широком предметном содержании, общие и специальные мыслительные  исследовательские умения, инструментальные умения, базовые предметные умения.

В психолого  педагогической литературе по отношению к уровням развития каких – либо качеств чаще всего используют разделение на высокий, средний, низкий. А.Н.Подьяков высказал мнение о том, что если оценивать ценность результатов чьего – либо исследования не с позиции всего человечества, а с позиции значимости этого результата для личности и ее саморазвития, то можно выделить бытийный, учебно – профессиональный и фундаментально – прикладной уровни в соответствии с теми сферами жизнедеятельности человека, в которых ему приходится использовать свои исследовательские способности и умения.

Исследовательские способности являются сложным личностным образованием, позволяющим человеку успешно взаимодействовать с окружающим миром.

Применяя категорию целостности вслед за Ильиным, который выделяет 4 уровня развития системности и представить исследовательские умения как систему, то выделяются следующие компоненты исследовательских умений:

!!!!- мотивационно – целевой( т.к. на каждом этапе создаются условия для выбора темы, части темы, характера представления результатов)

- когнитивный компонент , т.к. преподаватель оказывает поддержку , показывает на собственном примере как проводить исследование, т.е. как работают те или иные методы)

- деятельностный компонент  т.к. учащиеся включены в выполнение исследовательской работы)

- рефлексивный компонент ( т. К. один из этапов проекта – рефлексия результатов выполнения)

            На наш взгляд именно проектная деятельность может быть удачным средством в развитии всех компонентов исследовательских умений.

Качественной характеристикой деятельности учителя  является использование инновационных образовательных технологий. Наряду с информационными и проектными технологиями педагогами применяются методики развивающего обучения, организации исследовательской деятельности. Технологические поиски связаны с совершенствованием урока на основе интеграции образовательных ИК технологий. Отличительной характеристикой технологического оснащения образовательного процесса является индивидуальный подбор методов обучения, в зависимости от особенностей предмета, индивидуальных познавательных возможностей и способностей учащихся. Обобщение методического опыта позволило выделить более 20 технологий и методических приемов, используемых учителями школы, в том числе: метод дискуссий, методы проектов, метод обучения в группах сотрудничества и др.

Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся , которая может осуществляться индивидуально, в паре или в группе. На разных этапах выполнения проектов от учеников  требуются те или иные умения. Это проблематизация, целеполагание, организация деятельности, самоанализ, самооценка, представление результатов своей деятельности, коммуникативность, умение принимать и применять решение.

Начиная с учениками пятого класса изучения пропедевтического курса истории, планирую выполнение несложных игровых мини-проектов - практических заданий-проектов, во время работы над которыми ведущую роль играют самодеятельность учеников, их активность, инициативность, увлеченность.
Примерами подобной работы могут стать следующие проекты:

Проект «легендой стала юность дедов»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (1неделя).

Цели проекта:

* установление связи между историей семьи и историей Отечества;
* включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;
* исследование вклада одного из предков в историю родины, региона, города.

Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, «раскладушки», папки с файлами, документального фильма и т.д. Иллюстрированная биография может быть выполнена в виде сочинения, рассказывающего о предке и содержащего фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.

Проект «Выставка семейных реликвий»

Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели) .

Цели проекта:

* знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории;
* формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала.

Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (выполняется каждой группой учащихся),

Работа над проектом идёт в группах по 3-5 человек. Ребята вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому принципу, либо по тематическому, например, (Великая Отечественная война, произведения декоративно-прикладного искусства, посуда)

Проект «Семь чудес света»

Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности, межпредметный (история, информатика).

Цели проекта:

* сбор информации о семи чудесах света;
* развитие как общеучебных умений и навыков, так и предметных: умение и навыки выделять основные понятия и идеи, работать с историческими и географическими картами, группировать исторические события и явления по определённым признакам, соотносить исторические события с эпохой, устанавливать их последовательность и длительность определенных исторических событий, работать в поисковых системах Интернет.

Практический результат проекта: оформление интерактивной карты в программе PowerPoint на основе собранного в литературе и системе Интернет материала по теме.

Уроки по проектной технологии лучше всего планировать в конце изучения отдельных тем как обобщающие, ведь для выполнения проекта ученики должны владеть определенным уровнем знаний по теме.
Ни для кого не секрет, что краеведческий компонент не всегда находит должное место в рабочих программах учителей, не всегда на это хватает учебного времени. Для нас эта проблема была очевидна, так как наше образовательное учреждение расположено в здании, являющемся архитектурным памятником 19 века.

Для изучения проблемы  9-  классники подготовили мини-проект, результатом которого стала анкета для проведения соцопроса обучающихся и их родителей. Результаты соцопроса были выражены в диаграмме, из которой видно, что с историей здания и школы мало кто знаком.

Стали формулироваться темы для проектов средней продолжительности и и длительных исследовательских работ. Например:

 - открытие 2-й Царицынской женской гимназии;

- история здания в советский период 1917-1942 гг.

-история здания в дни Сталинградской битвы

-судьба Д.М.Основина

- новейшая история школы, ее учителей и учеников

- работа с семейными архивами.

Результаты проектов – это экскурсионные маршруты, охватывающие территорию микрорайона, где в шаговой доступности находятся МИМ, краеведческий, музей народного образования, областной архив.

Тематические экскурсии:

«Д.М.Основин – учитель и партизан»;

«2-я Царицынская женская гимназия»

«Учитель , перед именем твоим…»

«школьные годы чудесные»

Результат межпредметного проекта «история – технология»

«От школьной формы гимназисток до современного облика ученика МОУ СОШ №83»

На основании результатов проектов была создана музейная комната, которая наряду с НОУ учащихся, стала еще одним средством в развитии исследовательских умений, развивает еще и  познавательный интерес к истории родного края.

Повысить мотивацию учащихся  помогает ИКТ. В 2011 г.включились в работу областной интерактивной, информационной, образовательной социальной сети «Мирознай», победили в областном конкурсе исследовательских работ «Моя малая Родина» в номинации «Лучшая летопись родного края», заключили пользовательское соглашение и теперь сами обучающиеся управляют материалом по проекту «Сохраняя традиции образования» на сайте «Мирознай» Последнее анкетирование среди обучающихся показало , что отношение учащихся изменилось. .Хочется сказать, что исследования обучающихся сыграли не последнюю роль в подборе убедительных аргументов при получение нашим коллективом  охранного обязательства на объект культурного наследия Волгоградской области.

актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности в нашей школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

[1] Вяземский Е. Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 2018.

[2] Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. — С. 40—47.

[3] Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном» М.,1989 г.

[4] Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2014

[5] Преподавание истории в школе. № 8, 2017, с 3 – 25


 

Формирование исследовательских умений – актуальная цель современного обучения школьников

Формирование исследовательских умений – актуальная цель современного обучения школьников

В качестве важнейшей цели обучения в общеобразовательной школе выдвигается развитие у учащихся определенных видов деятельности, которые могут быть реализованы на различном содержании, и в силу…

В качестве важнейшей цели обучения в общеобразовательной школе выдвигается развитие у учащихся определенных видов деятельности, которые могут быть реализованы на различном содержании, и в силу…

К. один из этапов проекта – рефлексия результатов выполнения)

К. один из этапов проекта – рефлексия результатов выполнения)

Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели)

Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели)

Сталинградской битвы -судьба

Сталинградской битвы -судьба

Список использованной литературы [1]

Список использованной литературы [1]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2021