Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Оценка 4.9
docx
биология
08.01.2020
Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности
В материале представлен опыт работы по формированию исследовательских навыков у учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности
формирование исследовательской культуры учащихся.docx

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

                        

 

 

Опыт работы

                                                                         учителя биологии МБОУ СОШ №1

станицы Гиагинской

Пахомовой Ольги Ивановны

 

 «Если хотите, чтобы уроки не превратились в скучную однообразную повинность, ведите каждого ученика на счастливую тропинку исследования…»

                                                                                               В.А Сухомлинский

 

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, в организации учебной и внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности, в актуализации межпредметных связей, в знакомстве учащихся с методами научного познания, в изменении характера взаимоотношений “учитель-ученик-коллектив учащихся” в сторону сотрудничества.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования. Субъективная новизна ученического исследования имеет большое значение для развития познавательности и формирования активной жизненной позиции школьника.

Если посмотреть на модель современного ученика, то можно отметить  необходимость сформировать у него следующие  компетенции: образовательных, коммуникативных, социальных и личностных.  Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.

 

Сформировать эти компетенции помогает исследовательский подход  в обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии

Основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у школьников — это проблемное обучение биологии, основа  которого - проблемная ситуация.

Основные этапы учебного исследования

1)  Мотивация исследовательской деятельности

2)Формулирование проблемы

3)Сбор, систематизация и анализ фактического материала

4)Выдвижение гипотез

5)Проверка гипотез

6)Доказательство или опровержение гипотез

На своих уроках я планирую и создаю проблемную ситуацию, затем направляю учащихся на ее решение и организую его. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

 Например, при изучении темы Фотосинтез я рассказываю об интересном эксперименте Голландец Ян Баптист Ван – Гельмонт (1759–1644) решил узнать, благодаря чему растет растение. Для этого он посадил ивовый побег массой 2,25 килограмма в кадку с землей. В течение пяти лет он каждый день поливал растение чистой дождевой водой. Затем Ван – Гельмонт извлек деревце из почвы, очистил его корни и взвесил содержимое кадки и растение. Масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а масса ивы возросла почти на 75 килограммов. Как, вы думаете, исследователь объяснил результаты опыта? Он решил, что все дело в поглощенной растением воде. Так возникла водная теория питания растений. Объясните, чего не учел голландец?

http://900igr.net/up/datas/55242/004.jpg

Еще одним примером создания проблемной ситуации является использование рекламы, так например, при изучении темы «Значение органов чувств. Анализаторы» я  предлагаю учащимся 8 класса посмотреть рекламу чая «Тесс». Почему эта реклама привлекает внимание и почему как рекламщику создателю нужно поставить отлично, а за знание биологии неудовлетворительно?

После поиска ответа на сложившуюся проблемную ситуацию, учащиеся четко формулируют ответ, что анализатор формирует только одно ощущение, так как специфичен к определенному раздражителю. Нельзя увидеть вкус и попробовать красоту.

  При изучении темы кожа рассказываю историю золотого  мальчика.

Учащиеся выдвигают несколько гипотез:

Ø Кожа мальчика не дышала

Ø Краска была ядовитой

Ø Мальчик переохладился

В ходе изучения материала о строении и функциях кожи, учащиеся сами опровергают первые две гипотезы и подтверждают последнюю, связанную с участием кожи в терморегуляции.

Формированию исследовательских навыков способствует проведение лабораторных опытов. Это непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Опыт служит доказательством сделанного учителем утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Так например при изучении темы фотосинтез, проводится опыт по выявлению крахмала в клетках листа, при этом я использую листья колеуса и ученики видят, что не все части лиса окрасились, а только те , что имеют зеленую окраску. Они самостоятельно делают вывод, о том, что фотосинтез происходит только в клетках содержащих хлоропласты.

Особую роль в формировании исследовательских навыков учащихся на уроках биологии играют  лабораторные  работы. Они выполняются с применением   специального оборудования,  натуральных объектов, что позволяет  быстро и наглядно получить необходимые результаты.

 Для проведения лабораторных  работ необходимо использовать специально подготовленные  инструктивные карты. Для 5-6 классов в этих картах указаны тема, цель, оборудование, ход работы и даны вопросы, помогающие сформулировать вывод. Например, при проведении лабораторной работы в 6 классе, я использую такую инструктивную карту.

 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
"Стержневая и мочковатая корневые системы"

Цель работы: познакомиться со строением разных типов корневых систем
Оборудование: растения с разными типами корневых систем, лупа;

Ход работы:

1. Рассмотрите корневую систему растения, зарисуйте, определите, какие корни её образуют, обозначьте их на рисунке.

2.Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
6. Заполните таблицу.

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Однодольное

Или двудольное растение

 

 

 

 

7.Сделайте вывод о типах корневых систем и их отличительных признаках.

В старших классах инструктивные карты уже не содержат цели работы и имеют контрольные вопросы, помогающие не только сформулировать вывод, но и формирующие умения на основе проведенных опытов или исследований объяснять полученные результаты. Например, инструктивная карточка к лабораторной работе в 8 классе имеет такой вид

Инструктивная карточка

Лабораторная работа № 2 по теме: «Ткани»

Цель работы:

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты

1)Рассмотрите поочередно пять выданных учителем препаратов тканей;

2)Изучите особенности их строения, пользуясь учебником, определите расположение данной в организме и выполняемые функции.

3)Результаты работы занесите в таблицу

«Типы и виды тканей»

 Название        препарата

па

ра

та

Тип ткани

Характерные

особенности

тканей

Рисунок

Где встречаются в организме

Какую роль играют

 

4.Сделате вывод, как особенности строения тканей связаны с выполненными функциями.

В старших классах учащимся предоставляется большая самостоятельность в процессе выполнения лабораторных  работ. Постепенно от руководства деятельностью учащихся необходимо  переходить к  консультационной, наблюдательной и контролирующей работе.

 В ходе проблемного обучения на уроке учащиеся овладевают умениями определять проблему, выдвигать гипотезы и находить пути  решения возникших проблем. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

Начинать  можно с мини – проектов. Это могут быть информационно-творческие проекты.  Например, в 5 классе это проекты «Самая удивительная бактерия» или «Мое любимое растение». Очень интересными являются проекты по созданию моделей.  Например, ежегодно в 5 классе  я провела конкурс на лучшую биологическую  модель.  Фантазии детей нет предела. Какие только материалы они не использовали: бумагу, пластилин, ткань, пряжу. 

blob:https://web.whatsapp.com/ebaca257-5c14-4b9d-9a41-65d0665f1ba9 blob:https://web.whatsapp.com/ebaca257-5c14-4b9d-9a41-65d0665f1ba9 

 В 7  классе очень интересный творческий проект «Новое млекопитающее»  Учащиеся дают название, описывают строение, образ жизни, тип питания, объясняют  причину возникновения нового вида. Защита проекта дает возможность высказать свою точку зрения, ответить на вопросы. Или проект «Птица, которая меня удивила». Задача данного проекта, не просто рассказать о необычной птице, а сделать это так, чтобы удивить и всех присутствующих. После защиты проектов, общим голосованием выбирается самый интересный проект.

В старших классах от индивидуальных  проектов ,   перехожу к групповой форме  работы. Например, уже несколько лет подряд изучение темы «Эволюция человека»  заканчивается конференцией «Человек будущего»  Учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых  готовит свой проект о гипотезах дальнейшего развития вида человек разумный  и защищают его. Также выбирается научный совет, который  после представления  проекта задает вопросы и дает рецензию на выступление группы.

 

Следующий этап формирования исследовательской культуры учащихся - это  научно исследовательская деятельность. Это индивидуальная работа с учащимися по выполнению исследовательских работ в области биологии экологии и охраны природы. Такая работа требует четкого понимания и определенного алгоритма действий. Поэтому я  рекомендую учащимся следующий алгоритм по подготовке и написанию исследовательской работы.

 Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (нерентабельно  или  экономически выгодно, имеет ли практическую значимость  выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устного  отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Рассмотрим подробно, основные этапы выполнения исследовательской работы

Тема работы не должна быть  очень  широкой, ни слишком

узкой. В то же время, чем меньше слов в названии темы, тем она шире,

охватывает более широкое поле деятельности (Обувь и здоровье). И наоборот, — чем больше слов в названии, тем тема уже, охватывает

более узкую область (Влияние различных видов обуви на опорно-двигательную систему подростков)

Цель исследования основное направление исследовательской деятельности. Это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над исследованием. Формулирование цели позволяет ответить на вопрос «Зачем проводится исследование?».

Задачи — это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели. Задачи исследования конкретизируют цель, определяют основное содержание работы. Задачи трансформируются в названия разделов (подразделов).

При формулировании задач обычно употребляются следующие глаголы: определить, раскрыть, создать, выявить, разработать, установить, обосновать и др.

Необходимо избегать употребления таких слов, как изучить проанализировать, рассмотреть, исследовать.

Типичными ошибками в формулировании задач:

задача формулируется более широко, чем цель;

задача формулируется почти так же, как и цель;

задачи располагаются непоследовательно;

большое количество задач.

Пример обоснования актуальности темы исследования

Выбранная нами тема актуальна, т.к. современная мода обуви предоставляет на рынок сбыта в основном две крайности: высокий каблук и плоская подошва. Девочки-подростки очень рано «становятся» на каблук, чередуя эту обувь с балетками. Поэтому проблемой нашего исследования является участившиеся случаи деформации стоп, а также возникновения болезненных ощущений в ногах и спине у подростков,  вследствие ежедневного использования неправильной обуви.

Для достижения положительного результата работы необходимо подобрать правильные методы исследования. Рассмотрим подробно, этот момент

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта. Обоснование методов исследования описывается в разделе «Введение»

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить  выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Виды методов исследования:
Методы эмпирического уровня:
- наблюдение
- интервью
- анкетирование
- опрос
- собеседование
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

- эксперимент
- лабораторный опыт
- анализ
- моделирование
- исторический
- логический
- синтез
- индукция
- дедукция
- гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

·         изучение и обобщение

·         абстрагирование

·         идеализация

·         формализация

·         анализ и синтез

·         индукция и дедукция

·         аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:

Пример 1

В исследовании мы использовали методы: наблюдения, измерения, плантографии по  методике В. А. Яралова - Яралянца с соавторами, анкетирования,  а также приёмы: сопоставления,  обобщения.

Пример 2.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 3.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
Пример 4.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

В главах основной части подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Основной текст может сопровождаться иллюстрированным материалом (рисунки, схемы, карты, диаграммы, фотографии).

В заключительной части в сжатой форме синтезируется описанный в работе материал, подводятся итоги.

Заключение предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. 

 

Защита работы. (представление учебно-исследовательской работы)

Обычное время для выступления на защите исследовательской работы, на конференциях от 5 до 10 минут.

Выступающий должен говорить достаточно громко эмоционально, грамотно, логично, уверенно. Если есть наглядный стендовый материал, надо использовать его данные для доказательств своих выводов и основных положений работы. Возможна компьютерная презентация.

Текст выступления лучше написать заранее.

Для выступления учащимся рекомендуется следующая схема.

1. Представление работы:

а) Почему выбрана данная тема?

б) Чем эта тема актуальна, интересна?

в) Каково ее значение ?

2. Сообщение об использованных технологиях:

а) Характеристика источников;

б) Анализ других примененных методов:

Встречи со специалистами;

Работа в различных организациях по сбору статистического и другого материала.

3. Краткое изложение основных идей.

Ученик излагает свои мысли, наблюдения выводы, положения, сделанные на основе первоисточников включенных в текст. Приводит доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал. Делает описание процесса, явления, страны и т.д.

4. Заключение.

Ученик делает в лаконичной форме выводы, собирает личные открытия, составляет прогнозы и т.д.

 

Обычно учебно-исследовательские работы оцениваются по следующим основным критериям, помнить о которых нужно при представлении работы и при ее написании:

Актуальность содержания, глубина, полнота анализа факторов, проблем, относящихся к теме;

Информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

Простота и доходчивость изложения;

Структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

Убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов, сделанных в работе.

 

Работа по формированию исследовательских навыков имеет позитивные результаты. Мои ученики являются  постоянными победителями  и призерами  научно - практических конференций районного и республиканского уровня. Отрадно отметить, что став студентами, они продолжают исследовательскую деятельность, публикуются в вузовских научных сборниках.

В связи с изменившимися социальными условиями, в которых существует современная школа, стоит проблема реализации современных требований общества и стандарта образования, поиска оптимального пути их реализации. Опыт моей работы дает мне  возможность утверждать, что реализация поставленных задач возможна лишь путем  воспитания исследовательской культуры школьников, как в урочной, так и  внеурочной деятельности. Мой опыт  свидетельствует о позитивных возможностях исследовательского метода в сочетании с уровневой дифференциацией. Помимо развития  навыков исследовательской культуры, закрепляется устойчивый интерес к изучению биологии , складывается благоприятный психологический климат, раскрываются  возможности  и способности учащихся, способствующие повышению качества образования, формированию необходимых навыков для дальнейшего обучения в престижных ВУЗах России. 

    В заключении следует сказать, что исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. И как важно в условиях  все большей неопределенности мира не сужать мировоззрение наших воспитанников конкретикой узкотематических профилей, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

 

 

 

Влияние различных видов обуви на опорно-двигательную систему подростков

 

 

                                                                                    Выполнила     

Кушу Зарина Руслановна

ученица 11б класса

                                                                                     Руководитель:

Пахомова Ольга Ивановна

учитель биологии

 

 

 

 

станица Гиагинская

2016 г.

 

 

 

Содержание

 

1. Введение                                                    

2-3

Главы основной части

Глава 1. Анализ научно- методической литературы

1.1.          Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат                                 4-5

Глава 2. Исследовательская часть

2.1 Социологический опрос и его результаты                                                 6-7

2.2.Выявление плоскостопия методом плантографии. Методика В. А. Яралова-Яралянца с соавторами.                                                                      8

2.3. Результаты исследования                                                                         9-11                                                                  

3.Выводы                                                                                                           12

4.Заключение                                                                                                    13

5. Список литературы                                                                                       14

6. Приложения                                                                                                  15

 

 

Введение

 Человек – это единственный представитель животного мира, у которого стопа предназначена именно для прямохождения. Особенностью строения стопы является наличие так называемого свода стопы, который выполняет весьма важную функцию – компенсирует давление на конечности. Этот удивительный механизм из 26 костей, 33 суставов, 107 связок, 31 сухожилия, а также метров нервов и кровеносных сосудов является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции для его формирования и сохранения. Нарушение строения и функции стопы приводит к ее деформации – плоскостопию. Плоскостопия нарушают амортизирующую способность стопы, оказывая разрушительное влияние на весь опорно- двигательный аппарат человека. Толчки при ходьбе передаются по скелету вверх и оказывают травмирующее действие на головной мозг. Ударная нагрузка на мозг человека при наличии  плоскостопия увеличивается в 5-6 раз. Головные боли, которые испытывает человек, нередко становятся следствием продольного, поперечного или продольно-поперечного плоскостопия. Косвенно плоскостопие может являться причиной развития следующих патологий: возникновение натоптышей, пяточных шпор (в 90% случаев), дегенеративно-дистрофические изменений в суставах, в результате чего возникает артроз тазобедренных и коленных суставов, а также сколиоз, радикулит, остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков. Одна из причин появления патологии стоп – неправильно подобранная обувь. Выбранная нами тема актуальна, т.к. современная мода обуви предоставляет на рынок сбыта в основном две крайности: высокий каблук и плоская подошва. Девочки-подростки очень рано «становятся» на каблук, чередуя эту обувь с балетками. Поэтому проблемой нашего исследования является участившиеся случаи деформации стоп, а также возникновения болезненных ощущений в ногах и спине у подростков,  вследствие ежедневного использования неправильной обуви.

Предмет исследования – влияние различных моделей обуви на возникновение плоскостопия.

Объект  исследования -  обучающиеся 8 классов  МБОУ СОШ №1.

В работе мы выдвинули следующую гипотезу: имеют место случаи возникновения плоскостопия, из-за неправильно подобранной обуви для постоянного ношения.

2

Цель: выявить случаи влияния неправильно подобранной обуви на возникновение плоскостопия,

. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам происхождения данного заболевания.  Выяснить последствия его влияния на организм в целом.

- Выявить патологию деформации стопы  у испытуемых

- Сделать вывод о  влияние различных моделей обуви на возникновение плоскостопия.

В исследовании мы использовали методы: наблюдения, измерения, плантографии по  методике В. А. Яралова - Яралянца с соавторами, анкетирования,  а также приёмы: сопоставления,  обобщения.

Новизна исследования заключается в выявлении влияния ношения обуви разных моделей  на развитие плоскостопия у подростков.

Практическая ценность работы состоит в том, что диагностика может выявить заболевание на начальной стадии и предотвратить его дальнейшее развитие

 Полученные результаты дают возможность проинформировать учащихся  о влиянии неправильно подобранной обуви для повседневного использования на организм, а также дать практические рекомендации родителям и учащимся по  правильному подбору обуви и профилактике развития плоскостопия.

                           

Главы основной части

Глава 1. Анализ научно - методической литературы

 1.1. Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат

Правильно подобрать обувь, задача не легкая. Обувь оказывает огромное влияние на формирование костной и мышечной ткани подростка. На сегодняшний день на российском рынке представлены три основные категории обуви.

Первая категория, обувь неправильная. К неправильной относиться обувь, не имеющая супинатора, либо с супинатором, представленным символически, также сюда относиться обувь, сделанная наподобие кроссовок. На первый взгляд такая обувь выглядит очень удобной, мягкой и очень привлекательной по цене. Но она может нанести вред формирующейся ступне, который позже будет сложно исправить. К неправильной обуви относятся шлепанцы, сланцы, тапочки, кеды то есть любая обувь, не имеющая супинатора и не фиксирующая голень. Вредной обувью является обувь на завышенном каблуке.

Вторая категория, обувь правильная или почти правильная. Вся правильная обувь, не зависимо от сезона, для которого она предназначена, имеет супинатор средних размеров, жесткий задник и изготовлена из кожи либо ткани. Правильная обувь охватывает ногу и фиксирует голеностопный сустав.

Третья категория-обувь ортопедическая. Эта обувь соответствует всем стандартам, она имеет большой супинатор. Но покупать ортопедическую обувь стоит только по рекомендации врача.

 Высокий каблук

Как говорится, за все приходится платить. В случае обуви с высоким каблуком расплатой за увеличение привлекательности, элегантности и «блеска» женских ног и фигуры в целом являются: патологическое и патогенное изменение осанки с высоким риском появления боли в спине, хроническая венозная недостаточность, а также неблагоприятные изменения со стороны мышечных, связочных и суставных структур нижних конечностей (суставы стопы и ее «свод», голеностопные и коленные суставы). Перечень нарушений  присущих ношению обуви с высоким каблуком выглядит следующим образом: смещение центра тяжести с

 

повышением нагрузки на позвоночник и смежные с ним сегменты верхних и нижних конечностей; перегрузка одних и сниженная нагрузка других мышцы ног, в частности икроножных, плоскостопие.  Искривление пальцев стоп, формирование натоптышей, мозолей на них; хроническая венозная недостаточность нижних конечностей.                                    

Самым оптимальным является каблучок высотой от двух до пяти сантиметров. Врачи – ортопеды считают, что любой каблук выше пяти сантиметров является вредным для здоровья.

 Сплошная подошва. Вьетнамки, шлепанцы, балетки,  сланцы. Ортопеды считают эту обувь одной из самых вредных и эта обувь нас буквально убивает.  В основном проблема состоит не в том, что  в сланцах и балетках нет каблука, а в том, что зачастую такая обувь не предполагает необходимых изгибов, чтобы поддерживать нашу стопу в правильной позиции. Стопа человека очень сложно устроенная конструкция, которая подразумевает сильный изгиб (арку) в ее средней части. Эта арка в середине стопы служит амортизатором, и  позволяет нам здорово смягчать при ходьбе вес нашего тела.  В обуви без каблука этой арки нет. Чем взрослее человек, тем сложнее ему сохранять этот изгиб. Под грузом лет наши связки растягиваются, мышцы слабеют и стопа уплощается, что само по себе несет возникновение болей, артрозов и еще целую кучу неприятностей. Во время ходьбы в обуви на плоской подошве при каждом шаге стопа уплощается и рано или поздно арка в такой обуви исчезнет  и у вас возникнет плоскостопие.

   Есть еще одна неприятность, связанная со шлепанцами и вьетнамками. При ходьбе в шлепанцах задняя часть обуви все время хлопает по пятке. Давайте посчитаем. Человек совершает около 60-ти шагов в минуту. Это 3600 ударов по пяткам в час при ходьбе во вьетнамках. Сами по себе удары может и не сильные, но за счет того, что они совершаются в течение длительного времени эффект получается как при сильных ударах.

 Обувь на платформе

На первый взгляд, обувь на платформе может быть замечательной альтернативой высокому каблуку. Но  в  обуви на платформе происходит вся та же нагрузка на пальцы, а не на свод стопы. К тому же обувь на платформе часто бывает неустойчивой, создается повышенная нагрузка на мышцы. Наступая на неровность платформы, нога подворачивается. В определенных условиях связки могут буквально порваться.  

 

Глава 2. Исследовательская часть

2.1 Социологический опрос и его результаты

 Нами   был проведен опрос «Обувь и здоровье». (Анкета в приложении №1). Опрос проходил среди обучающихся 8 классов.  В опросе приняли участие  40  человек. Результаты анкетирования были сведены в таблицу и представлены в виде диаграмм.

№ вопроса

1

2

3

4

5

да

нет

да

нет

У К

МК

К

С

ПП

Пл

Нор

никогда

иногда

часто

Мальчики

15

0

14

1

11

4

0

14

10

1

  2

       4

      10

      1

Девочки

22

  3

 25

 0

15

 10

 4

23

15

8

  3

       5

      20

      0

где  УК –удобная и комфортная , МК -модная и красивая , К-каблук (выше 5 см), С-спортивная обувь, ПП-плоская подошва, Пл- платформа.

1.	Знаете ли вы, что обувь может являться причиной заболеваний опорно-двигательной системы?
?
 


 

 

 

 

6

2.	Знаете ли вы, какую обувь называют «неправильной»?

 

7

2.2.Выявление плоскостопия методом плантографии. Методика В. А. Яралова-Яралянца с соавторами.

Плантография — это метод получения графического «отпечатка» подошвенной поверхности стоп. Плантография позволяет оценить состояние опорной поверхности стопы. На сегодняшний день плантография является наиболее распространённым методом количественной оценки сводчатости стоп.

Среди обучающихся 8 классов также была проведена практическая работа на тему «Есть ли у вас плоскостопие?»  по методие В. А. Яралова-Яралянца с соавторами.

Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след (см. рисунок). Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки – линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и MD от точек А и М. Найдите точку пересечения MD со следом и обозначьте ее буквой С. Затем CD разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок CD равен нулю, это в пределах нормы.           http://1.bp.blogspot.com/_ugL_zBcY7Cc/TUfIpOjPPMI/AAAAAAAAABg/1DziyAaaJHI/s1600/35.JPG

Существует и более быстрый прием определения плоскостопия. На следе центр пятки соединяют с центром третьего пальца, если полученный отрезок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/30/d-29464/29464_html_m6b6387c0.png

 

8

2.3. Результаты исследования

В исследовании приняло участие 30 учащихся. Из них  19 девочек и 11 мальчиков  из 8-ых классов. Главной задачей было проведение исследования по выявлению плоскостопия, возникающего из-за ношения неправильной обуви (высокий каблук, сплошная подошва, спортивная обувь). Нами были проведены измерения стопы и сравнение полученных данных с данными, соответствующими норме. Полученные данные были внесены в таблицу и систематизированы и представлены в виде диаграмм. 

 

№ п\п

Фамилия имя

пол

Данные плантограмм

Результат

правая

левая

1

Коротков С.

м

0,33

0,31

плоскостопия нет

2

Василенко Д.

м

0,8

0,89

плоскостопие есть

3

Лебедев К.

  м

           0,31

0,31

плоскостопия нет

4

Пасеукин А.

  м

           0,44

0,44

плоскостопие есть

5

Жемадукова А.

  ж

           0,28

0,25

плоскостопия  нет

6

Крысова А.

  ж

           0,33

0,35

плоскостопие  на левой ноге

7

Токчиева К.

  ж

           0,51

0,45

плоскостопие есть

8

Копылов

  м

           0,22

0,25

плоскостопия нет

9

Калинин П.

  м

           0,39

0,45

плоскостопие  есть

10

Фурманов В.

  м

           0,31

0,35

плоскостопие  есть

11

Беленко А.

  ж

           0,3

0,3

плоскостопия нет

12

Погосова А.

  м

           0,45

0,42

плоскостопие есть

13

Николаева Е.

  ж

           0,28

0,25

плоскостопия  нет

14

Совкова А.

  ж

           0,32

0,26

плоскостопия  нет

 

 

 

 

 

 

15

Симашкина М.

  ж

           0,37

0,31

плоскостопие на правой ноге

16

Губжокова З

  ж

           0,43

0,43

плоскостопие есть

17

Жумарева Н.

  ж

           0,38

0,38

плоскостопие есть

18

Ткаченко Р.

  м

           0,19

0,2

плоскостопия нет

19

Шибаева А.

  ж

           0,22

0,29

плоскостопия  нет

20

Шаповалова Я.

  ж

           0,375

0,22

плоскостопие на левой ноге

21

Мисюрев  Д.

  м

           0,4

0,37

плоскостопие есть

22

Калашникова А.

  ж

           0,27

0,27

плоскостопия нет

23

Призова Л.

  ж

           0,74

0,79

плоскостопие есть

24

Шайногин Т.

  м

           0,33

0,37

плоскостопие на левой ноге

25

Чекмарева Т.

  ж

           0,35

0,31

плоскостопие на правой ноге

26

Фурман В.

  ж

           0,4

0,3

плоскостопие на правой ноге

27

Лабжания М.

  ж

           0,31

0,31

плоскостопия нет

28

Кузьмичева С.

  ж

           0,32

0,32

плоскостопия  нет

29

Сергеева Н.

  ж

           0,33

0,32

плоскостопия нет

30

Фабрицкая А.

  ж

           0,48

0,33

плоскостопие на правой ноге

 

 

 

Плоскостопие было выявлено у 17 учащихся. У 9 девочек и 8 мальчиков. Из них на двух ногах у 10 учащихся, на одной у 7. Сопоставив результаты практической работы по исследованию плоскостопия с данными анкетирования было установлено, что мальчики, имеющие плоскостопие предпочитают носить спортивную обувь, а девочки – обувь на плоской подошве.

 

 

3.Выводы:

1.     Гипотеза о том, что неправильно подобранная обувь может стать причиной развития плоскостопия подтвердилась в ходе проведенных исследований.

2.     Учащимся, у которых выявлено плоскостопие, необходимо обратиться к врачу - ортопеду для подтверждения диагноза и получения рекомендаций по решению данной проблемы.

3.     Необходимо провести беседы с учащимися и родителями о правилах подбора и ношения обуви в целях профилактики развития плоскостопия.

4.Заключение

Проделав исследовательскую работу, я выполнила поставленные перед собой задачи.  Изучила влияние различных видов обуви на опорно-двигательную систему подростков.  Провела опрос  и практическую работу на тему «Есть ли у вас плоскостопие?»;  и сделала вывод о том, что обувь может стать причиной возникновения заболеваний опорно- двигательной системы. Статистика проведенных нами исследований говорит о том, что у 56 %  выявлено отклонения от нормы из-за неправильного выбора обуви. Мы убедились в правильности выдвинутой нами гипотезы: «Неправильно подобранная обувь - причина заболеваний опорно-двигательной системы». Полученные результаты дают возможность проинформировать учащихся  о влиянии неправильно подобранной обуви для повседневного использования на организм, а также дать практические рекомендации родителям и учащимся по  правильному подбору обуви и профилактике развития плоскостопия.

5.Список литературы

1.      Большая книга эксперимента для школьников – М,: Росмен, 2001

2.      Большая советская энциклопедия 18 том.

3.      Корнилов Н.В. Ортопедия. – СПб.: Гиппократ, 2001.

4.      Популярная медицинская энциклопедия.

5.      http://www.proskolioz.info

6.      Обувь - Полезные статьи - О детях и родителях enfan.vov.ru›publik_obuv.ph.

6. Приложения

1.Анкета «Обувь и здоровье»

2. Плантограммы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020