ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Все мы с детства помним о «минутках чистописания» в начальной школе. В некоторых школах чистописание является предметом школьного преподавания обучение красивому и четкому письму.
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы волнуют учителей и родителей.
Исследование методов Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. показали, что многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются вплоть до окончания школы. Причины для возникновения трудностей предостаточно: и чисто педагогические и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто «не видит», как и когда начинаются многие трудности, еще чаще – пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил, не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к отклонениям в состоянии здоровья ребенка.
Для того чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы [4].
Проблема обучения письму была и остается значимой и до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет и журналов. Таким образом, выбранная тема исследования является актуальной.
В ходе исследования была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме исследования и на основе ее анализа были раскрыты следующие понятия:
Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).
А каллиграфия – лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо».
Почерк – это устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека[1].
Изучив основные психофизиологические особенности формирования графических навыков письма, следует отметить то, что процесс письма связан с длительностью участков коры головного мозга. Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Как показал ряд работ (Р. Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Длинкова, А.Р. Лурия и др.), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи.
В ходе исследования были выявлены основные гигиенические условия, предъявляемые к письму, к ним относятся: правильный подбор школьной мебели, ее соотношение; соответствие определенных требований к школьным материалам (разлиновка тетради, качество бумаги, стержень ручки и др.); требования к домашнему рабочему месту младшего школьника; уровня освещенности рабочих мест, класса в целом и др. Этот аспект при формировании каллиграфических навыков у младших школьников, а именно гигиенические условия письма выделяют Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, Т.П. Сальникова, М.М. Безруких, Т.Е. Козлова и др. По их мнению, формирование навыков письма у младших школьников не может выполняться без условия гигиены при письме.
Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы. Целью занятий чистописания является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Достижение этой цели зависят от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. Сначала необходимы ознакомления с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на станице прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертаниями букв, буквосочетаний письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановки слов на строке.
Рассматривая развитие методов чистописания в историческом плане, мы остановились на описании некоторых из них. Рассмотрим, какими приемами пользуется учитель при обучении детей чистописанию:
показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв;
списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради;
копировальный способ;
воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе;
анализ формы букв;
письмо под счет или в такт счету;
прием ошибочного написания;
приемы взаимопроверки.
Программа развивающего обучения накладывает отпечаток и на этап тренировки в каллиграфическом письме. Механическое написание элементов и букв или их сочетаний неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников. Можно использовать разные варианты проведения «минуток чистописания». Так же, в ходе нашего исследования был подобран дидактический материал для проведения «минуток чистописания» в 1 классе.
Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников с помощью игровых графических упражнений
Для того, чтобы научиться красиво писать, ребёнок должен овладеть элементарными графическими действиями. Лучшим средством в данном случае являются задания, представленные в игровой форме и основанные на изобразительной деятельности, интересной и приятной для детей. Рисование закрепляет навыки, необходимые в дальнейшем при написании букв.
Исходя из этого, с целью
успешного формирования у первоклассников каллиграфических навыков предлагается
система специальных узоров-бордюров, направленных на развитие умения
производить точные движения руки, проводящей на бумаге произвольные линии, что
обеспечивает успешность начертания графических знаков. Данная система работы
отражена в пособии Астаховой Т.В. Формирование графо-моторных навыков у младших
школьников. – М.: Владос, 2014. – 96 с.
Бордюры построены на основе движений, соответствующих закономерностям
становления графического навыка письма. Они представляют собой основные
двигательные элементы письменных букв, «превращённые» в разнообразные
занимательные рисунки. На основе каждого письменного элемента разработана серия
графических упражнений, расположенных по мере возрастающей сложности.
Каждая серия начинается с обведения занимательного узора-бордюра по пунктиру до конца строки в направлении, указанном стрелкой. Это способствует закреплению двигательного образа письменного элемента и правильного направления его начертания. Последующие упражнения требуют большей самостоятельности: внимательно рассмотреть рисунок-образец в начале строки, аккуратно обвести последующие несколько изображений по пунктиру и дополнить их недостающими деталями, а затем самостоятельно дорисовать такие же изображения до конца строки.
С помощью материала, содержащегося в пособии, ребёнок должен научиться, соблюдая нужное направление, величину и не отрывая руки, воспроизводить будущие элементы букв: прямые наклонные, полукруглые, овальные, полуовальные линии, различные «крючки», петлеобразные, зигзагообразные линии, циклично повторяющиеся линии с закруглениями. На материале узоров-бордюров даны разнообразные упражнения по обводке, штриховке, дорисовке изображений. Для работы предлагается специальная увеличенная строка. На каждом листе размещена инструкция по выполнению упражнения.
Представленные в книге задания способствуют совершенствованию мелкой моторики, развитию координации движений пишущей руки. Игровые графические упражнения приучают руку к сознательным и целесообразным движениям, придают им гибкость и уверенность. Зрительные и кинестетические ощущения позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством графических движений.
Смотрите информацию ксб 55 на сайте.
Помимо отработки необходимых в процессе письма движений, рисование бордюров развивает зрительное внимание, наблюдательность, зрительное и зрительно-пространственное восприятие и представления, ориентировку на листе бумаги, что имеет важнейшее значение для успешного формирования навыка письма. Занимательный характер узоров-бордюров развивает воображение детей.
Разумеется, ребёнку потребуется помощь взрослого, который должен будет объяснять ему задания и следить за их выполнением, а также вместе с ребёнком внимательно изучать плоды его труда.
Прежде чем приступить к рисованию, взрослый в беседе с ребёнком выясняет, что изображено на узоре-бордюре. Затем ученик обводит последовательно соединённые пунктирные линии, упражняясь в выполнении заданных письменных движений, выполняет несложные дополнительные операции по штриховке отдельных частей узора, дополняет его недостающими деталями по образцу, самостоятельно дорисовывает узор до конца строки. Для рисования бордюров школьники могут использовать цветные стержни.
Чтобы занятия принесли ребёнку максимальную пользу и заинтересовали его, следует соблюдать некоторые рекомендации:
· стараться проводить занятия в игровой форме;
· занятия должны носить систематический характер, чтобы ребёнку было легче закрепить полученные навыки;
· отмечать старание и успехи ребёнка;
· помнить, что ребёнок ещё не может выполнить все предъявляемые ему требования идеально;
· выполнять задания небольшими порциями, не давая ребёнку утомляться;
· не позволять ребёнку торопиться во время выполнения заданий;
· не переходить к более сложному заданию, если ребёнок не справился с простым.
Пособие предназначено для
занятий с детьми 6 – 7 лет с недостаточно развитой мелкой моторикой рук, однако
эту книгу можно использовать также и для занятий с более старшими учащимися
начальных классов.
Автор надеется, что занятия по данной книге будут интересными и полезными для
Вашего ребёнка.
Автор материала к.п.н., учитель-логопед ГБОУ СОШ №1971 г. Москвы: Астахова Татьяна Викторовна
Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.
Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школеявляется профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.
Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.
Процесс письма состоит из следующих операций:
анализ звукового состава слова,
перевод фонем в графемы, графические знаки,
перевод графемы в движения необходимые для записи.
Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.
Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:
1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.
Упражнения:
"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня.
"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.
2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Упражнения:
"Посчитай до 30"
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди все буквы".
3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.
Упражнения:
"Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
"Нарисуй букву ". Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.
4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Упражнения:
"Домик для звука".
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
"Найди отличия?"
Развитие фонематического анализа
Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка.
"Шифровка".
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.
"Звонкое слово".
Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово "пять", а из слов "карандаш". Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.
www.dom-novayariga.ru
5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.
Упражнения:
"Назови букву"
Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.
Ребёнку предлогается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.
"Корректурная правка"
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
"Пропущенные буквы"
В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.
6. Развитие речевого дыхания.
Нормализация правильного речевого дыхания.
Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.
Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
При релаксации использование дыхательных упражнений
Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.
7. Развитие силы голоса.
Нормализация правильного дикционного произношения.
Развитиевсех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.
8. Развитие артикуляционного аппарата.
Используются артикуляционные упражнения.
Применение массажа и самомассажа.
9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения:
"Дополни предложение"
Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов.
Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Книга лежит ... столе.
"Что за слово?"
Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я закрываю книгу.
Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.
Автор материала: Воинова Юлия Валерьевна
Профилактика нарушений письменной речи
Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Сложность этого дефекта обуславливается рядом причин.
Во-первых – это разновидность специфических ошибок. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже об ужасном почерке. Каждая из этих ошибок требует организованной коррекционной работы, направленной на устранение причин этих нарушений.
Вторым фактором является снижение общей успеваемости детей на фоне нарушения чтения и письма. Ни для кого не секрет, что большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры, технологии и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.
Третьим фактором является время, затраченное на коррекцию речевого нарушения. Процесс коррекции дисграфии зачастую длителен и требует от ребенка большой затраты времени и сил. Кроме того, занятия должны быть регулярны и четко структурированы. Работа осложняется и тем, что работы по коррекции ведется параллельно со школьным обучением и помимо тем, отрабатываемых на логопедических занятиях, ребенок должен осваивать программный материал по русскому языку в классе.
Отдельно стоит выделить такую наболевшую проблему, как осведомленность родителей о разновидностях речевых нарушений и их влияния на развитие ребенка. К сожалению, часто родители обращают внимание только лишь на звукопроизносительную сторону речевого развития детей. Для многих это является главным, если не сказать единственным, показателем уровня развития речи ребенка.
Таким образом, когда ребенок с нарушениями речевой системы попадает в первый класс общеобразовательной школы, перед логопедом стоит масса задач, среди которых:
· диагностика речи каждого ребенка;
· выбор наиболее оптимальных методов и форм работы, направленных на устранение дефекта;
· организация систематических логопедических занятий;
· мотивация детей, стимуляция их познавательных способностей;
· просветительская деятельность среди родителей, побуждение их к совместной коррекционной работе.
Как уже было сказано, решение этой задачи эта посильно, но требует много сил и времени, как со стороны логопеда, так со стороны родителей и детей.
Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его. Стоит помнить, что дисграфия и дислексия не возникают внезапно, на пустом месте, «из ничего».
На что именно должна быть нацелена работа, направленная профилактику нарушения письменной речи? Прежде всего – это работа, направленная на преодоление нарушений устной речи. Сюда относятся:
· оррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков: искажение, замена, отсутствие звука)
· развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
· развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
· развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
· развитие связной речи (ра звитие навыка с).
Помимо всего прочего работа должна вестись по следующим направлениям
· формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);
· развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления)
· развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
· развитие слуховой памяти;
· развитие внимания;
· развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
· развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).
Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.
Автор материала: Медведева Оксана Владимировна
Конспект занятия для проведения в 1 классе: звук «И» и буква «И»
Тема. Звук «И» и буква «И».
Цель:
1. Чёткое произнесение звука «И».
2. Развитие фонематического слуха.
3. Звуковой анализ слов: ива, липа, мишка, лиса.
4. Знакомство с буквой «И».
5. Развитие ручной и речевой моторики.
6. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сядет тот ученик, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.
- Мягкая, а не вата;
Белая, а не снег,
Подуешь – разлетится;
Воды нальёшь – блинов испечёшь. (Мука)
- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать. (Часы)
- Избушка нова – жильца нет.
Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)
- Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)
- Белая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)
2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Барабанщики».
3. Знакомство со звуком.
1. Ишак поднимался в горы и кричал: «Иа…Иа…Иа…!»
- Какой первый звук вы слышите? (И).
2. Отгадайте загадку:
Мороз трескучий на дворе –
Укутаны деревья в серебре.
Что за серебро такое –
Оно тает на ладонях? (иней)
- Какой первый звук в слове «иней»? ( И)
4. Сообщение темы и цели урока.
1. Рассмотрим в зеркало артикуляцию гласного звука «И».
Губы растянуты в улыбке.
Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.
Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.
Горло дрожит, голос есть.
- Произнесите звук «И».
- Есть ли преграда, когда мы произносим звук «И»?
- Значит, какой звук «И» – гласный или согласный?
- Дрожит ли горло при произношении звука «И»?
Запомните: звук «И» - гласный.
2. Назовите предметы, где находится звук «И» в названии картинки:
индюк, муравьи, иволга, лиса, сапоги и т.д.
3. Игра «Сломался телевизор». Произносите звук «И», а я буду договаривать слово. Какое слово получится?
(и)грушка (и)голка (и)збушка (и)риска (и)кра (и)ней
(и)юнь (и)юль (и)зюминка (и)волга (и)гра
4. Я назову один предмет, а вы – множество таких предметов.
носок – носки чулок – чулки клинок – клинки
гудок – гудки замок – замки комок - комки
песок – пески белок – белки мелок - мелки
- Какие из этих слов вам непонятны?
5. Назови слово, соединив по порядку звуки: и,в,а; л,и,п,а; л,и,с,а; м,и,ш,к,а.
6. Знакомство с буквой.
1. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.
2. Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
7. Запись печатной буквы «И» в тетради.
- По строчке пробежался ластик и стёр элементы буквы «И». Допишите их.
8. Физминутка.
Мимо маленькой Марины, ( Каждый палец «здоровается»
Пробежал медведь с малиной. с большим последовательно)
9. Ребус. (ДИ кобра З)
10. Чтение слов с буквой «И».
- Прочитайте слова с буквой «И».
И – ВА И – РА
ИГ – ЛА ЛИ – ПА ПИ – ЛА ВИ – КА ЛИ – ЗА
ИК – РА СИ – ЛА ЛИ – СА НИ – НА МИ - ША
- Прочитайте предложения.
Ми – ша и Ни – на ма – лы – ши. У них ма-ши-на и ку – клы.
11. Запись письменной буквы «И» заглавной и строчной.
- Рассмотрим букву «И» письменную. Из каких элементов состоит буква?
Заглавная (петелька, 2 прямых наклонных, 2 крючка).
Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, в средней третьей части выписываем петельку, опускаемся по прямой наклонной, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, выписываем «секрет», по «секрету» вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Строчная (2 прямых наклонных, 2 крючка).
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
- Обведите по точкам написанные буквы (написание букв сопровождать комментированием).
12. Итог.
- С каким звуком вы познакомились на занятии? ( «И» )
- Звук «И» гласный или согласный?
- Какой буквой обозначается звук «И»?
- Что нового узнали на занятии?
Автор материала: Сафронова Надежда Ивановна
Конспект занятия «Звук и буква А»
Тема: звук и буква А.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.
Образовательные:
- Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Коррекционно-развивающие:
- Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику
- Развивать фонематическое восприятие и представление.
- Формировать звукослоговой анализ и синтез.
- Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений.
- Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.
- Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами.
- Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности).
- Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.
- Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
ПК, презентация РР.
Раздаточный материал:
Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.
2. Артикуляционная гимнастика
Приготовим наши язычки к работе.
3. Пальцевая гимнастика
Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.
4. Работа в тетради в клеточку
Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.
5. Повторение пройденного
Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.
6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец.
Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.
7. Работа с артикуляционным профилем
Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.
8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах.
Если есть [А] в слове - карточка со знаком +, если нет – со знаком -
Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март.
Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.
9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.
10. Рассказ тетушки Совы о букве А
Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.
11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди)
Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.
12. Физ. пауза о/р
Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту)
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради).
Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков - красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.
14. Итог занятия
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.