МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЫВАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» МБОУ «Колыванская СОШ № 2» 633160 РФ, Новосибирская обл.р.п. Колывань, пр-кт Революционный, 21vildnik@yandex.ru тел/факс 8-38352-51-283 |
«Формирование классного коллектива
через взаимодействие семьи и школы»
Максимова Лариса Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Колывань 2020
«В семье закладываются корни, из которых
вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.
На моральном здоровье семьи строится
педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский
Мой педагогический стаж 29 лет. Все эти годы работаю учителем начальных классов. И ни на мгновение не пожалела, что выбрала именно это направление педагогической деятельности. Работу учителя начальных классов, наверное, можно сравнить только с работой хирурга. Такая же большая ответственность за жизнь. Вед именно учителю начальных классов родители вручают самое дорогое, что у них есть - своего ребенка. И от того насколько мудрым и опытным окажется учитель зависит и обучение, и воспитание, и душевно спокойствие каждого обучающегося. Ведь обучение может быть успешным только тогда, когда ребенок идет в школу с удовольствием, когда он уверен, что его поймут и поддержат, протянут «руку помощи» в нужный момент. Несомненно, для этого нужно сформировать такой классный коллектив, который живет под девизом «Один за всех и все за одного».
Вне всякого сомнения, школьный коллектив играет важную роль в формировании подрастающего поколения. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. Учитель должен организовывать коллективную деятельность детей. Но это направление работы будет наиболее успешным, если будет строиться тесном сотрудничестве с семьями обучающихся. Когда родители и учитель ставят общие цели в воспитании детей, тогда и результат этого взаимодействия порадует всех.
Роль первого учителя, первого классного руководителя, который будет сопровождать коллектив четыре года его жизни, по истине велика. Именно от того, как он будет себя вести и постоит свою работу в этот период зависит то, как дальше класс идет по жизни.
Класс (он же группа) никогда не стоит на месте. Дети, пришедшие в первый класс, сильно отличаются от детей, которые приходят во второй, в третий и тем более в четвертый. Они постоянно меняются. И учитель вынужден меняться вместе с ними, на каждом этапе решать наиболее актуальные проблемы класса.
Как же классному руководителю наиболее эффективно построить свою работу? Ведь задача, стоящая перед ним, не так проста, как кажется. Учитель фактически выступает в роли дирижёра оркестра. Ему нужно понять и услышать каждого, в то же время сделать так, чтоб все стали одним целым, чтоб никто не потерялся на заднем плане. Но как это реализовать с учетом всех детских особенностей? Давайте разберемся поэтапно, что может сделать классный руководитель на каждом этапе формирования коллектива.
Итак, дети пришли в первый класс. Они в первый раз переступают порог учебного заведения. Они еще не знают норм и правил школьной жизни. Детям с ними предстоит только познакомиться. Они представляют собой не структурированную группу. В ней еще нет ни лидеров, ни изгоев. Дети знакомятся друг с другом и с учителем. Как с группой учитель на начальном этапе не может работать, потому что группы, по сути, еще нет. Ей
только предстоит образоваться.
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.
Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.
Новый ФГОС на одно из главных мест выдвигает воспитание личности в образовательном процессе. Важным требованием ФГОСа равную ответственность за образование и воспитание обучающихся несут не только образовательные учреждения, но и родители.
И самое главное: родители должны быть уверены, что педагогический коллектив в полном составе всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем. “Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье” - сказал В. А. Сухомлинский. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Главными формами взаимодействиями учителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы. При индивидуальной работе обмен опытом, совместная выработка каких-то решений. В центре внимания должна быть всегда не сама проблема, а ее решение. Важно в ходе разговора не увлечься перечислением проблем и их деталей, а все время держать в голове ту цель, ради которой мы, собственно, встретились.
Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живёт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всё, чтобы этот «сырой» материал превратился в замечательную «фигуру». И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работ по формированию, а затем развитию детского коллектива.
Цель работы по формированию классного коллектива: формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива.
Требуется решить следующие задачи:
- обеспечить успешную адаптацию обучающихся на первом этапе образования;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой обучающихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь родителей
- обеспечивать устойчивую потребность у обучающихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность обучающихся различными видами внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако родительская любовь может быть разной - от неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности, до, слепой, неразумной.
Одним из условий воспитания детей в семье является авторитет родителей. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.
Чаще всего использование родителями двойной морали: одной - для окружающих, другой - для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни разрушает их авторитет. Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители иногда позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, что детей они наказывают только справедливо, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Справедливость, искренность, честность в отношениях с собственными детьми и окружающими людьми - вот основа родительского авторитета.
Иногда родители думают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в школе. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы – это одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где родитель и педагог действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.
Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.
Я в своей практике стараюсь, начиная с самого первого собрания наладить тесный контакт с родителями своих учеников, сделать их своими союзниками и помощниками.
Именно первый контакт располагает их к учителю, не стоит планировать на первое родительское собрание никакой официальной информации. Это может оттолкнуть и испугать. Лучше, если это будет разговор по душам. Также следует помнить, что общие интересы – это залог успешных взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве. Родители смогут укрепить авторитет педагога, помочь в проведении внеклассных мероприятий, принять посильное участие в работе классного и школьного родительского комитета. В работе можно использовать различные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся.
Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Педагог организует родителей в воспитании ребенка, направляет процесс воспитания в семье.
Семья и школа - это незаменимый источник энергии, ресурсов для ребенка, в которой он живет. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные, замечательные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо. Он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей младшего школьного возраста, чтобы их чувства, помыслы, поступки были нравственными?
Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.
Главное предназначение родительского собрания – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Чтобы родители хотели приходить на собрание, нужно помнить:
· Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
· Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
· Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Если родители – это партнеры, то содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
· Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации)
· Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы)
· Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты)
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Основным помощником классного руководителя является родительский комитет. Именно родительский комитет является проводником между родителями- учителем-учащимися. Очень важно, чтобы в эту инициативную группу попали люди творческие, креативные, мобильные и самое главное заинтересованные в работе жизни класса. Иногда родители ошибочно считают, что роль родительского комитета заключается только в решении каких-то материальных вопросов, но по-настоящему работающий родительский комитет имеет и другую нагрузку. Это и помощь в организации классных часов и внеклассных мероприятий, организация экскурсий и поездок, в том числе на предприятия, где работают родители учащихся. Мне очень повезло, потому что в моем случае в родительском комитете работали мои единомышленники на протяжении всех 4-х лет. Более того состав родительского комитета не менялся, а это говорит еще и о том, что родительский состав класса полностью доверял тем, кого выбрал на первом собрании еще не сформировавшегося класса. И это самая высшая оценка работы, по моему мнению. Горжусь тем, что в классе был создан орган самоуправления – родительский комитет, который организует работу с детьми, вовлекая всех родителей в учебно-воспитательную деятельность.
Планируя работу коллектива стараюсь учитывать интересы детей. Без родителей сделать это бывает очень сложно, потому что дети разные: одни открытые и способные рассказать о себе и о том, что творится в маленькой душе, другие же, наоборот, закрыты как моллюск в своей раковине и достучаться до такого ребенка очень сложно. И, каким бы ученик не был в учебе – отличником или «серым троечником» - он, для нас, яркая индивидуальная школьная личность. Сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают не только дети, но и родители. И начиная с первого класса все мероприятия провожу с привлечением родителей. Родители не гости мероприятия, а активные участники процесса, наравне с детьми участвуют в конкурсах и играх, поют, пляшут, рисуют. Кроме того, ежегодно провожу творческие выставки «Хобби моей мамы», «Хобби моего папы», «Хобби моих бабушки и дедушки». Такие выставки воспитываю у моих учащихся чувство гордости за своих самых близких людей. Особенно ребята радуются, когда несут своим родителям сертификаты за участие. Интересно ребятам и родителям принимать участие в фотовыставках «Мы вместе», «Наши выходные», «Вот так мы отдыхаем». Здесь предоставляются фото из семейных архивов и при проведении данных мероприятий дети всегда с большим интересом рассказывают о том, что представлено на фото, иногда случается так, что на отдыхе они встречались друг с другом и воспоминания о тех событиях служат в том числе и их сближению, а значит и сплочению коллектива. Или просто глядя, но фото ребята вспоминают том, что тоже бывали в данном месте и делятся своими впечатлениями. И это тоже механизм сплочения коллектива.
В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга. Это и внеурочная деятельность, посещение одного кружка или студии, и совместное проведение свободного времени и празднование дня рождения. Когда взрослые не знают родителей друзей своего ребенка, то чаще всего отказывают ему в том, чтобы он бывал семье своих друзей. И наоборот, когда родители знакомы, они уверенностью готовы отправить его на день рождение друга или подруги. Более того родители договариваются о времени пребывания в гостях и условии доставки ребенка домой.
На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания обучающихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Свои традиции есть и в нашем классе: день именинника, календарные праздники (праздник осени, 8 марта, день защитника отечества), экскурсии, викторины, конкурсы. Начиная с первого класса мы празднуем « День именинника». Сначала мы поздравляем каждого именинника по мере его дня рождения. Именинник приносит угощение, а родительский комитет покупает подарок. Но для того, чтобы ученик мог почувствовать себя частью классной семьи, во время перемен, мы с ребятами готовим коллективную поздравительную открытку. Кто умеет писать, тот пишет пожелание, кто-то просто рисует, кто-то делает маленькую аппликацию, получается довольно интересная работа. Самые первые осенние открытки поздравления мы готовили при помощи аппликаций из ладошек. Получалось очень оригинально. Все казалось бы хорошо, но есть один существенный минус – дети, которые родились летом остаются не поздравленными, поэтому начиная со второго класса день именинника проводим по сезонам лето-осень, зима и весна. Во втором классе это были мероприятия- спектакли. Особое значение уделяется театральной деятельности обучающихся, которая, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которые дети с удовольствием приглашают не только своих близких, но и друзей. Особенно ребятам нравится, когда ы поздравляем родителей, которые пришли на мероприятие. Для родителей в первый был приятный сюрприз.
В третьем и четвертых классах ребята сами готовят поздравления для своих друзей, согласно тайному жребию. Именинники накрывают праздничный стол и принимают поздравления и подарки от своих друзей. Родители также присутствуют на мероприятии и вместе с ребятами участвуют в конкурсах. Если именинник по какой-то причине отсутствует, то для него родители записывают видео-поздравление с участием всех ребят и вместе с подарком уносят домой. Здесь включается принцип «Ложка дорога к обеду».
Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники. В нашем классе мы ежегодно проводили «Мама, папа, я – спортивная семья» и семейный Новый год.
Спортивные праздники сами по себе играют очень большую роль в воспитании личности младшего школьника. Это и пропаганда здорового образа жизни, и укрепление семейных традиций, и сплочение классного коллектива. Проводили мы такие мероприятия в воскресенье когда большинство родителей не работают . В первый раз было опасение, а захотят ли родители пожертвовать своим выходным днем. Но тревога была напрасной. На праздник пришли не только мамы и папы, но и братья сестры, бабушки и дедушки. И праздник получился действительно семейным. А сколько эмоций было на следующий день у ребят, ради этого стоит иногда пожертвовать своим выходным.
Еще одной традицией стал семейный Новый год. В первом классе на родительском собрании решили подарить новогоднюю сказку, дать ребятам еще одну возможность продлить детство. Сразу была организована инициативная группа, в которой каждому была отведена определённая роль. Бабушка двух учеников предоставила замечательные костюмы для постановки спектакля «В поисках деда Мороза». Все было продумано до мелочей. И праздник удался. Причем понравился и маленьким участникам и взрослым. Поэтому во втором классе на родительское собрание родители пришли уже готовым сценарием. На этот раз это были «Бременские музыканты». В третьем классе решили сделать «Пиратскую вечеринку». Такой выбор был не случайным, в классе 18 мальчиков и 9 девочек. Родители девчонок отнеслись к этой идее немного скептически. Решили, что для девочек будет неинтересна данная тематика. Чтобы каждый ребенок был активен, решили сделать квест. И не прогадали. Самым приятным было то, что большая часть семей пришли на праздник в костюмах и мама-пират, и папа-пират младшие братья- сестры тоже. Это стало решающим моментом при организации новогоднего праздника в четвертом классе. Решили, что все члены семьи должны деться в определенной тематике. И вот на праздник пришли Лиса Алиса и Кот Базилио, Марья Маревна и Иванушка в русских костюмах, Белоснежка и Краснозорька. Емеля и Щука, веселая семейка поросят, Мини Маус и Мики Маус и многие другие. На этот раз мы ставил сказку «По щучьему велению».
Огромную роль в работе с родителями для развития личности ребенка вижу в организации досуга учащихся. Совместные классные вечера стали неотъемлемой частью воспитательной деятельности. С какой радостью, энергией все готовятся к мероприятиям: составляют сценарии, сочиняют стихи, частушки и песни, занимаются оформительской деятельностью, раскрывая новые таланты.
Стали любимыми традиционные совместные мероприятия: праздники за пределами школы: праздники «Посвящение в первоклассники» ,«До свидания, 1 класс!», «До свидания, 2 класс!» и т. д , в которых активное участие принимают родители в роли сказочных персонажей. Родители подходят к проведению мероприятий творчески. Девизом работы стали слова: «Всё делаем творчески, иначе зачем?»
Результатом еще одной работы является созданный родителями и детьми альбом «Мой класс. Моя школа».
Сложившаяся система работы по развитию личности учащихся позволяет мне говорить об успешном формировании творческой личности.
Кроме того хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, неисчерпаемой энергией творчества, стремлением реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, дружелюбием и трудолюбием
В этом направлении я добиваюсь следующих результатов:
· успешность каждого ребёнка.
· Все 27 учащихся занимаются в кружках и студиях и добиваются хороших результатов;
· творчество родителей и детей;
· желание родителей помочь своему ребёнку в развитии;
· ни один учащийся класса не состоит на учете в ПДН.
· В классе хороший психологический климат. Об этом может свидетельствовать то, что один учащийся класса имея статус ребенка с ОВЗ, в классе себя чувствует равным.
Об этом свидетельствуют анкетирование детей и их родителей, и выводы психолога, личные наблюдения.
В заключении хочу предложить некоторые заметки для педагогов и родителей:
· Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
· Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
· Ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
· Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
· Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
· Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
· Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
· Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
· Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
· Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
Мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело: обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.
И в заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:
«Я убежден: школа - не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая - кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка... Учитель призван реализовывать мечты детей».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.