Формирование ключевых компетенций обучающихся на примере компетентностно-ориентированного урока английского языка по теме "Festivals. Maslenitsa and Pancake Day".

  • Педсоветы
  • docx
  • 06.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Во время разработки и проведения компетентно-ориентированного урока формируютя компетенции не только у обучающихся, но и учитель совершенствует свои предметные, методологические, управленчкские и технологические компетенции. Умение конструировать компетентно-ориентированный урок - основа успешной деятельности педагога по формированию у обучающихся ключевых компетенций и личностных качеств, необходимых для принятия верных решений в различных жизненных ситуациях.
Иконка файла материала Компетентностно-ориентированный урок Ремизова.docx

В феврале этого года традиционно проходили стажировочные площадки по всем учебным предметам по теме «Компетентностно-ориентированный урок».

Время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить об уроке-модели компетентностного подхода, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура и  свой понятийный аппарат. Компетентностно-ориентированный урок — это урок, на котором создаются условия, способствующие формированию и развитию компетентностей обучающихся через выполнение практической деятельности. Я хочу рассказать вам об основных этапах деятельности учителя в процессе разработки КОУ на примере открытого урока по английскому языку в 5 классе «Festivals.Maslenitca and Pancake Day». В ходе проведения компетентностно-ориентированного урока «Festivals.Maslenitca and Pancake Day »в школе № 30 планировалась прежде всего деятельность обучающихся, которая была разнообразной, соответствующей уровню психофизических возможностей учеников 5 класса  и направлена на формирование различных социально-образовательных компетентностей.

Напомню определения понятий «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» - это

Ø Готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации;

Ø Готовность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем;

Ø Способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.

«Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности".

Основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих ключевых  компетентностей современного человека:

·        умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме);

·        валеологическая (знания и умения в области здорового образа жизни);

·        общекультурная (совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих обучающемуся свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.);

·        информационно-технологическая (умение пользоваться современными компьютерными технологиями);

·        коммуникативная (готовность к общению с другими людьми, выражается в умениях: вступать в контакт и поддерживать его в общении, слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать и аргументировать собственное мнение);

·        гражданская (способность личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей);

·        социальная (знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т. п.) в различных сферах и областях социальной жизни);

·        проблемная (выражается в умениях самостоятельно: выявлять проблему, формулировать цель, находить пути и средства решения задач, реализовывать выбранные пути, доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты ).

Овладение базовыми компетенциями обучающимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований к уроку. Проектирование компетентностно-ориентированного урока предполагает деятельность по определению целей занятия, планированию форм, методов, средств обучения, организации взаимодействия преподавателя и обучающихся для реализации поставленных целей.

Алгоритм проектирования урока в логике компетентностного подхода включает следующие этапы:

 

 

 

 

 

Одним из аспектов компетентностного урока является целеполагание — процесс обоснования и выдвижения целей, определение путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (компетентностей).

При целеполагании моего урока: я придерживалась следующих шагов: 1 определила компетентности, на формирование которых рассчитан урок, 2 разработала стратегию по достижению запланированной цели, 3поставила задачи урока — шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.      

При постановки цели урока «Festivals.Maslenitca and Pancake Day » я использовала метод  подводящий диалог — когда  учитель подводит диалог к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности (в начале урока на этапе актуализации знаний ведется беседа, которая выявляет определенную неполноту знаний обучащихся). На предыдущих уроках обучающиеся познакомились с традициями и обычиями празднования Масленицы в России и Pancake Day (Tuesday)  в Великобритании. Но на вопрос What are the main differences between Russia and England in pancake celebrations? ребята затруднились ответить. Тогда совместно с учениками мы составили  план дейтсвий, чтобы ответить на этот вопрос : повторить тексты Maslenitsa и Pancake Day, составить кластер и  кроссенс по теме, заполнить сравнительную таблицу. Для удобства и эффективности работы ребятам были предложены рабочие листы по темам Масленица и Жирный Вторник.

Следующий аспект компетентностно-ориентированного урока — технологизация. Нужно определить структуру урока в соответствии с типом урока и его дидактическими задачами, этапами. В свете компетентностного подхода выделяют следующие типы уроков:
Типология компетентностно-ориентированных уроков

Тип КОУ

Деятельностная цель

Образовательная цель

Традиционный тип

Формы уроков

1 Урок открытия нового знания

Сформировать способности учащихся к новому способу действия

Сформировать понятие за счет изучения

Урок изучения нового


Традиционный (комбинированный), экскурсия

2 Урок рефлексии

Сформировать способности к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)

Закрепить новые знания, выявить причины ошибок и т. п.

Урок закрепления знаний

Экскурсия, лабораторная работа

3 Урок обучающего контроля

Сформировать способности учащихся к осуществлению контрольной функции

Проконтролировать изученные понятия и алгоритмы

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Контрольная работа

4 Урок систематизации знаний

Выявить теоретические основы построения содержательно-методических линий

Структурировать и систематизировать изучаемый материал

Урок комплексного применения знаний Урок обобщения и систематизации знаний

Урок-обобщение

 

Поскольку цель моего урока  - это структурирование и систематизация знаний по темам Maslenitsa и Pancake Day, то тип урока  соответственно урок систематизации знаний.

После того как мы определились с типом урока, необходимо подобрать содержание учебного материала на всех этапах урока в соответствии с достижением запланированной цели; подбираются формы, приемы и методы, технологии обучения адекватные поставленным целям , обеспечивающие деятельностный характер обучения.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, которые вы все знаете (учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.) Но универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций не существует.

На своём уроке для лучшей систематизации знаний  и развития  информационной, коммуникативной, общекультурной компетенций я применила технологии кластер и кроссенс. Наибольший интерес, на мой взгляд, представляет технология развития критического мышления - кроссенс. Этот развивающий метод способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов". Он представляет собой  стандартное поле из девяти квадратов, в которые помещены изображения. Задача обучающихся– объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная - объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае -это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева  направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате. Таким образом получается цепочка, завёрнутая «улиткой».

Применение кроссенса возможно на любом этапе уроке:

Ø при изучении нового материала: формулировки  темы урока, постановки цели урока;

Ø при закреплении и обобщении изученного материала;

Ø проверки домашнего задания;

Ø раскрытия информационного блока темы, поиск проблемы;

Ø организация групповой работы.

На уроке «Festivals.Maslenitca and Pancake Day » обучающимся было предложено разгадать кроссенс Масленица и кроссенс Pancake Day. Используя тексты по темам из учебника, обучающиеся разгадали кроссенсы, повторили особенности этих зимних праздников, а также самые сильные ученики устно с опорой на картинки составили рассказ о Масленице и Pancake Day. Эта технология очень хорошо формирует коммуникативную, информационную и социальную компетенции.

После того, как я определилась с формами, приёмами и методами обучения, а также спланировала учебную деятельность обучающихся, нужно было определить место процедуры оценивания учебной деятельности на уроке. Надо было отобрать средства контроля, контрольно-измерительные материалы, формы проверки выполнения заданий, виды проверки достижения результата каждым учеником. На уроке «Festivals. Maslenitsa and Pancake Day» во время работы в раздаточных листах, я предложила обучающимся после выполнения каждого задания и проверки его у доски , подсчитать количество правильных ответов и записать баллы в отведённое поле.

Когда все задания были выполнены, сравнительная таблица заполнена, сформулирован вывод и ответ на главный вопрос урока «Are these festivals the same or different?» обучающиеся суммировали баллы за каждое задание и внесли их в так называемую self-assessment form (таблицу самоконтроля). Самоконтроль - неотъемлемая часть развития ученика, заставляющая ребенка думать о своих успехах и проблемах и не зависеть только от оценки учителя. Такое умение помогает сделать процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению.

И последнее в процессе разработки компетентностно-ориентированного урока – это продумать использование рефлексивного анализа на разных этапах урока, приёмы рефлексии обучающихся. Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Исходя из того, что рефлексия по форме бывает вербальной (устной и письменной), образной (цвет, рисунок, символ) и исходя из темы урока Масленица обучающимся было предложено  раскрасить весёлый блинчик, если урок был информативным, полученные знания пригодятся в жизни,  на уроке было над чем подумать и на все вопросы, возникающие в ходе урока, обучающийся получил ответы, на уроке  работал добросовестно и цели урока достиг, а если нет, то раскрасить грустный блинчик.

         Стоит отметить, что во время разработки и проведения компетентно-ориентированного урока  формируютя компетенции не только у обучающихся, но и учитель совершенствует свои предметные, методологические, управленчкские и технологические компетенции. Умение конструировать компетентно-ориентированный урок - основа успешной деятельности педагога по формированию у обучающихся ключевых компетенций и личностных качеств, необходимых для принятия верных решений в различных жизненных ситуациях.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также