Формирование ключевых компетенций у учащихся 7 классов на основе поступательного развития открытой информационно – образовательной среды
Оценка 4.7

Формирование ключевых компетенций у учащихся 7 классов на основе поступательного развития открытой информационно – образовательной среды

Оценка 4.7
doc
26.01.2024
Формирование ключевых компетенций у учащихся 7 классов на основе поступательного развития открытой информационно – образовательной среды
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка.doc

 

 

Опыт работы Ковалевой И.Н. по теме

«Формирование ключевых компетенций у учащихся 7 классов на основе поступательного развития открытой информационно – образовательной среды»

 

"Действительно жить - это значит жить, располагая информацией". Это высказывание Н. Винера особенно актуально в наше время, когда на каждого человека, а на ученика тем более, обрушивается масса информации из различных источников. Стали очевидными требования современной действительности уметь пользоваться образовательной или другой необходимой информацией, т.е. добывать ее, воспринимать, применять на практике.

Ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.).

Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всестороннеразвитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов.

Следующий тип компетенций - лингвистическая, которая обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.

Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции - коммуникативная, которая предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

В своей практике мы применяем различные электронные мультимедийные пособия.

Во-первых, это электронные уроки и тесты.

Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы.

Уроки Кирилла и Мефодия.  Литература в 7 - 8 классах. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Используем электронное учебное издание "Библиотека школьника" (Мир книги "Олма", Директмедиа Паблишинг, 2006),где представлено 455 литературных произведений.

Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. 

На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием виртуальных экскурсий, видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных таблиц.

В-третьих, неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированных программных средств, таких как "Программа-тренажер по русскому языку "Фраза" (Гуру Софт, 2004).  "Фраза" представляет собой тренажер по русскому языку. В его арсенале весь программный материал. Входя в программу, учащиеся регистрируются, выбирают номер класса, темы, вариант. В процессе работы с программами - тренажерами "Фраза", осуществляется дифференцированное и личностно-ориентированное обучение. Учащиеся выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), например, задания по русскому языку и литературе в 7Б классе во время карантина.

Программа "1С: Репетитор" предназначена в основном для старшеклассников, но ее можно использовать и для среднего звена. Она содержит теоретический материал по орфографии и пунктуации, тестовые задания по всем разделам русского языка.

Программа содержит также сведения об ученых-лингвистах. Этот материал используют обучающиеся старших классов при подготовке сообщений, рефератов, проектов. Таким образом, формируются лингвистические компетенции.

Огромная помощь учителю и ученику - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования.

Коммуникативная компетенция заключается в приобретении навыков работы в группе, овладении различными ролями в коллективе, умении устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

Информационная компетенция выражается во владении современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.


Скачано с www.znanio.ru

Опыт работы Ковалевой И.Н. по теме «Формирование ключевых компетенций у учащихся 7 классов на основе поступательного развития открытой информационно – образовательной среды» "Действительно жить -…

Опыт работы Ковалевой И.Н. по теме «Формирование ключевых компетенций у учащихся 7 классов на основе поступательного развития открытой информационно – образовательной среды» "Действительно жить -…

Следующий тип компетенций - лингвистическая , которая обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки

Следующий тип компетенций - лингвистическая , которая обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки

Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации

Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации

Информационная компетенция выражается во владении современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её

Информационная компетенция выражается во владении современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2024