Брагина Анастасия Олеговна
Лесосибирскитй педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск
Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на основе творческой работы
Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе обобщённым критерием качества образования выступают понятия «компетентность» и «компетенция», которые вызывают самые разные толкования. В наше время имеется научный опыт осмысления сущности данных категорий, однако споры по проблеме ведутся уже не первый год, и поэтому в педагогике используются оба термина.
Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной науке впервые был использован М.Н. Вятютневым [3, с.79-84]для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы. Изначально данный термин использовался в методике обучения иностранным языкам, затем был заимствован представителями других отраслей науки. В своём исследовании мы будем придерживаться трактовки понятия, предложенной М.Н. Вятютневым.
Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Вопрос о способах и методах формирования коммуникативных умений поднимался в исследованиях таких ученых, как Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, Т. А. Ладыженская, В. Н. Мещеряков, и др. Предлагались разные методы: при редактировании текста (Н. А. Ипполитова, В. Е. Мамушин), при изучении лингвистической теории (А. П. Еремеева), при повторении грамматического материала (Н. А. Халезова) и др.
Творческие задания предполагают такие виды работ, где проявляется самостоятельность школьников в оформлении и изложении своих мыслей, при создании творческих работ есть элементы новизны, оригинальные решения, высказывания носят уникальный характер, передают эмоции и чувства каждого из них. Творческие задания направлены на процесс выявления индивидуальности каждого школьника, поэтому необходимо добиваться, чтобы они в своих творческих опытах отражали не только предметно-логическую сторону высказывания, но и эмоционально-экспрессивную, используя разные виды изобразительно-выразительных средств русского языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, гиперболы, слова-символы и др.).
Выполнение творческого задания требует от детей решения целого ряда лингвистических и речевых задач с опорой на языковое и речевое чутье: текстуальную интуицию, лингвистическую догадку и способность к прогнозированию и моделированию речевого высказывания с учетом выбранного жанра и стиля.
Творческие задания могут быть связаны с лингвистической и коммуникативной задачей. Такое сочетание заданий, в отличие от простых упражнений, предполагает, во-первых, затрату интеллектуальных усилий, так как ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных интеллектуальных операций; во-вторых, связь с языковой рефлексией школьников, то есть заставляет их задуматься над речью. Таким образом, задания связаны с продуцированием текста, с отбором языковых средств в соответствии с поставленной задачей, разрешением более или менее трудных условий. Для обеспечения работы школьников необходимо соблюдение некоторых условий, одним из которых является введение стимулирующего средства и источника информации.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение на уроках русского языка творческих заданий влияет на интеллектуальное и нравственное развитие школьников, на формирование и развитие инициативной и творчески мыслящей личности. Главная задача творческих заданий - научить русскому языку, помочь понять школьникам тайны правил и законов языка, почувствовать красоту родного языка, его глубокие ресурсы. Но важнейшим достоинством творческих заданий является возможность с их помощью создавать на уроке живые речевые ситуации, которые необходимы для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Из этого следует, что творческие задания должны занять одно из главных мест при формировании коммуникативных умений школьников.
Список использованной литературы:
1. Андриенко Е. В., Пономарева Е.С. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении // Педагогическое образование и наука. – 2010. - №11. – С.30-35.
2. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 130-132.
3. Столяров Ю. Н. Библиотечный фонд для детей: Учебное пособие / Ю.Н. Столяров, А.В. Маркина, Т.Н. Сомова, О.Р. Старовойтова; под ред. Ю.Н. Столярова. - М.: Школьная библиотека, 2005. – 88 с.
4. Гордиенко О. В., Князева О. Ю. Творческие задания коммуникативной направленности как средство развития личности школьников на уроках русского языка / О.В. Гордиенко, О. Ю. Князева // Наука и школа. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-zadaniya-kommunikativnoy-napravlennosti-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.