ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ» "Осмысленное чтение» Методические рекомендации по формированию критического мышления и читательской грамотности у учеников 5-7-х классов
Выполнила учитель русского языка и литературы
МОУ «Нагорная школа»
Цуркан Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Модули
1.Модуль «Читаем в любой обстановке»
2.Модуль «Управляем скоростью чтения»
3.Модуль «Эффективно работаем с разными текстами»
4.Модуль «Управление вниманием»
5.Модуль» Превращаем текст в «инфографику»
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
В современном мире, насыщенном информационными потоками, становятся критически востребованными такие умения, как:
➢ чтение, анализ и применение разнообразных текстов;
➢ концентрация внимания на содержании текста независимо от внешних обстоятельств;
➢ определение ключевых мыслей и анализ логической структуры текста;
➢ применение критического мышления в отношении источников информации;
➢ умение поддерживать конструктивную дискуссию, формулировать и отстаивать свою позицию в диалоге.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Исследования показывают, что развитие критического мышления способствует получению более престижных и востребованных профессий. Люди, занятые в сфере инноваций (инженеры, ученые, физики и математики) указывают на важность применения критического мышления в своей работе втрое чаще, чем люди, занятые в иных сферах.
Кроме того, критическое мышление входит в топ-3 самых востребованных на рынке труда навыков. По прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие важность развития критического мышления продолжит расти.
ПРОБЛЕМА
Противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; между количеством часов по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Выявление приёмов организации деятельности школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений.
Формы: индивидуальная работа, фронтальная работа или работа в малых группах, презентация, групповая рефлексия. Метод “Фокус на сигнале”: 1. Учитель предлагает ученикам небольшие фольклорные, художественные, научно-познавательные или справочные тексты и объясняет особенности чтения с постепенным переходом от громкого шепотного чтения ("жужжащее" чтение) к молчаливому чтению и обратно.
2. Ученики выбирают тексты из предложенных учителем или самостоятельно и читают тексты одновременно, в своем темпе, с переходом по сигналу учителя от чтения громким шепотом ("жужжащее" чтение), затем к чтению тихим шепотом, потом с беззвучной артикуляцией, далее к молчаливому чтению.
3. Ученики отвечают на вопросы о содержании текста по выбору учителя:
➢ простые вопросы ("Как звали…", "Где встретились…", "Когда происходили события…"),
➢ уточняющие вопросы ("Правда ли, что…", "Верно ли рассказано о том, что…")
➢ проблемные вопросы ("Что бы произошло, если…", "Что будет дальше…")
➢ оценочные вопросы ("Как вы относитесь к…", "Согласны ли вы с…", "Что было бы лучше: …").
4. Ученики индивидуально или в малых группах выделяют ключевые слова и разбивают текст на смысловые части, составляют план текста, представляют результаты работы.
5. Учитель и ученики вместе обсуждают успехи и возникшие сложности, анализируют причины.
Формы: индивидуальная работа или работа в малых группах, диалог и дискуссия, парная оценка, оценивание по группам по составленному с учителем рубрикатору.
Метод “Фокус на задании”:
1. Учитель отбирает стилистически и тематически схожие текстовые фрагменты и ставит перед учениками задачу: ответить на вопросы (преимущественно используются оценочные или проблемные вопросы) о содержании текстов, прочитанных молча в течение заданного учителем времени (1 минута, 5 минут, 10 минут).
2. Ученики выполняют задание в парах или малых группах, представляют устный отчет о своей работе над заданием: например, объем прочитанного текста в установленный учителем промежуток времени, количество правильных ответов на вопросы о содержании.
3. Ученики подготавливают устный или письменный пересказ текста в условиях ограниченного времени.
4. Учитель и ученики вместе обсуждают успехи и возникшие сложности, анализируют причины.
5. Учитель организует тренировку выполнения элементов задания, которые вызвали затруднения (используются предъявление вопросов до начала прочтения текстов, таблицы Шульте, пирамиды слов, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, аудирование, чтение за диктором, чтение в паре, чтение с ускорением темпа, с переходом на незнакомый текст и др.).
Метод “Фокус на вопросе”:
1. Учитель обеспечивает мотивацию обучающихся с помощью проблемных вопросов для решения кейса с использованием информации из текста ("Какие чувства вызвал отрывок текста...", "Как будут разворачиваться события дальше…").
2. Ученики выдвигают гипотезы, предполагают, где можно найти необходимую информацию.
3. Учитель предлагает обучающимся ряд текстов различных типов для поиска решения кейса, помогает ученикам установить связи между типами текстов и их содержанием, отличить достоверные источники от недостоверных.
4. Ученики извлекают необходимую достоверную информацию, выполняя задания разных типов с соблюдением структуры работы с текстом (до его чтения, во время его чтения, после его чтения).
5. Учитель организует рефлексию, привлекая внимание обучающихся к полученным результатам и перспективам дальнейшей работы (используются графическая техника "Fishbone", в переводе с английского означает "скелет рыбы", прием "чтение с остановками").
Формы: индивидуальная работа или работа в малых группах, монолог (тренировка в малых группах, самооценка и парная оценка, презентация), рефлексия.
Метод “Фокус на вопросе”:
1. Учитель использует разные виды текстов, предварительно выделив в них два крупных смысловых фрагмента.
2. Ученики читают молча первый фрагмент выбранного ими текста.
3. Учитель задает не связанный с содержанием фрагмента текста сложный
(объемный) вопрос или вопрос со скрытой недостоверной информацией ("Всем известно, что…").
4. Ученики задают вопросы, которые помогут им ответить на сложный (объемный) вопрос или на вопрос со скрытой недостоверной информацией ("Что я уже знаю?", "Что мне нужно узнать?", "Как я могу получить необходимую информацию?"), работают с информационными источниками (печатными книгами и справочниками, образовательными интернет-ресурсами).
5. Учитель помогает ученикам оценивать и структурировать информацию, чтобы аргументированно ответить на сложный (объемный) вопрос или на вопрос со скрытой недостоверной информацией.
6. Ученики дочитывают второй фрагмент текста и отвечают на вопросы по выбору учителя о содержании прочитанных текстовых фрагментов (простые, уточняющие, проблемные или оценочные вопросы), формулируют позицию автора текста.
Формы: индивидуальная работа или работа в малых группах, проектная работа, диалог и дискуссия, оценивание по группам по составленному с учителем рубрикатору.
Метод “Фокус на проекте”:
1. Учитель обеспечивает мотивацию обучающихся с помощью проблемных вопросов и организует работу в малых проектных группах.
2. Ученики работают с объёмным для их возрастной категории сплошным текстом с целью извлечения необходимой информации и определяют тему проекта инфографики.
3. Учитель организует обсуждение сложностей, возникших при работе со
сплошным текстом, и помогает ученикам подобрать базу информационных ресурсов для выполнения проекта инфографики.
4. Ученики распределяют обязанности внутри группы, выдвигают идеи более наглядной организации информации (маркировка текста, выделение структурных частей текста, сопоставление текстовой информации с информацией другого текста, иллюстрации, репродукции картины, таблицы, диаграммы, схемы).
5. Учитель демонстрирует несколько вариантов визуализации информации с постепенным увеличением количества предлагаемых ученикам вариантов:
два – для простого уровня сложности,
три-четыре – для повышенного уровня сложности,
многообразие вариантов – для визуализации различных элементов сложных текстов и создания инфографики на высоком уровне.
6. Ученики выбирают оптимальный вариант визуализации информации и создают
свои варианты проектов инфографики и представляют их друг другу.
7. Учитель организует рефлексию по результатам проектной деятельности,
обсуждая с учениками успехи, сложности, причины, перспективы.
Заключение
Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что особо важно в каждом образовательном учреждении создать систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя как основного фактора повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ОГЭ и ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами.
Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной и во внеучебной работе, а так же привлечь к данной проблеме родителей.
В заключении хочется отметить, что эффективность данной работы по формированию читательской грамотности прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.