Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках технологии в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения
Оценка 4.9

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках технологии в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Оценка 4.9
docx
технология
20.12.2023
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках технологии  в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения
Формирование коммуникативной компетенции на уроках технологии..docx

Чередилина Т.В. учитель технологии

 

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках технологии

в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

 

Актуальность данной темы опыта связана с наличием серьезной проблемы: вызывают затруднения у учащихся задания, где требуется высказать собственное мнение, затрудняются в создании самостоятельных, связных высказываний. Между тем низкий уровень развития коммуникативной компетенции может иметь серьезные негативные последствия: отсутствие умений выстраивать конструктивный диалог, сложности, связанные с социальной адаптацией, неприятие другого мнения, невозможность найти компромиссное решение.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что в условиях гуманизации образования обучение должно быть нацелено на развитие эрудированной, критически мыслящей личности, способной адаптироваться в условиях быстроменяющейся конъюнктуры информационного общества.

Компетенции являются важными результатами образования, должны быть сформированы у всех обучающихся, так как в процессе преподавания любого предмета можно развивать информационную, коммуникативную, языковую компетенцию и т.д.

Для выявления исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции в ходе учебно-познавательной деятельности проводится первичная диагностика по методике Л.Торлина. По результатам диагностики оказалось, что только 15% учащихся имели высокий, творческий уровень указанных умений и навыков, 38% учащихся находились на среднем уровне формирования данной компетенции, 47% - на низком уровне. Это говорило о недостаточном умении школьников работать с информацией, грамотно выстраивать устные и письменные высказывания, вести диалог, редактировать тексты своих работ, мыслить критически, пользоваться богатствами выразительной речи. Результаты диагностических исследований показали наличие серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетенции учащихся. Был отмечен низкий уровень сформированности у школьников индивидуально-личностных оснований для развития коммуникативной компетенции и коммуникативного контроля (диагностика М.Шнайдера), что негативно отражалось на результатах и качестве обучения.

Ведущей педагогической идеей эксперимента является создание необходимых условий для формирования коммуникативной  компетенции учащихся на уроках технологии в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных методов обучения.

Длительность работы над экспериментом.

I этап.  Сентябрь 2020г. - октябрь 2020г. – направлен на определение проблемы, подбор дидактических методик с целью выявления уровня формирования коммуникативной компетенции учащихся.

II этап. Ноябрь 2020 - октябрь 2023г.- разработка системы упражнений и апробация нетрадиционных методов обучения.

III этап. С октября 2023г. по ноябрь 2023г. – анализ результатов опыта и подведение итогов работы

Новизна опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий, в создании системы применения нетрадиционных методов и приемов, нацеленных на формирование коммуникативной  компетенции.

Условия реализации опыта.

Опыт может быть применен в общеобразовательном учреждении любого типа, использован преподавателями разных предметов.

Коммуникативная компетенция обеспечивает:

·       совершенствование умений и способностей общения в учебно-научной, социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сферах общения;

·       овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности;

·       развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации;

·       совершенствование умений интерпретации информации в соответствии с самостоятельно найденным и заданным основанием.

Технология эксперимента

Цель: обеспечение положительной динамики формирования коммуникативной компетенции на уроках технологии.

Задачами исследования стали:

1. Сформироватьу учащихся различных коммуникативных умений и навыков: слушание, чтение, говорение.

2. Развить творчества в коммуникативной деятельности учащихся, проявление самостоятельной активности в творчестве.

3. Воспитать у школьников свободного владения языковыми и коммуникативными компетенциями на уровне гражданской и общекультурной ценности. Выявить уровень проявления в речевой культуре сформированности социальных компетенций учащихся.

4. Разработать серию нетрадиционных практических заданий по технологии с целью развития коммуникативнойкомпетенции.

Использую традиционные методы и формы работы, а также элементы развивающих технологий: игровых технологий, технологии Мастерских, технологии развития критического мышления, проектные технологии развития критического мышления, проектное обучение.

Формы нестандартных уроков для формирования коммуникативной компетенции:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, деловая  игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки публичных форм общения: пресс-конференция, выставка, урок-памятка, аукцион знаний, телепередача, диалог.

4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-творчества, урок- творческий отчёт.

5. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: спектакль, концерт, диспут, «посиделки».

6.Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация.

Практически все способы задают проблемные вопросы и создают проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываются возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Урок КВН.

Методика проведения урока КВН

- подготовка за 2-3 дня («Домашнее задание»);

- выбор структуры урока;

- распределение ролей и обязанностей между учителями и учащимися;

- подбор и критерии оценки учебных материалов;

- подбор методики оценки деятельности учащихся;

- анализ урока.

Цель: повторение тем или разделов.

Организация урока:

1.    Разминка. Могут быть предложены загадки по данной теме.

2.    «Домашнее задание» (готовится за 2-3 дня до урока). Это может быть сценка, в которой необходимо отобразить основное содержание темы или раздела.

3.    Решение и выполнение различных заданий.

4.    Конкурс «Угадай-ка». Один ученик выходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намёками показывают понятие или явление, входящее в тему, которое должен угадать ученик.

5.    Конкурс «артистов» и «художников». В каждой команде выбираются «артисты» и «художники». «Художник» команды выходит из класса, команда выбирает карточку, на которой записано какое-либо явление или понятие по заданной теме. Когда «художник» возвращается в класс, для него «артист» показывает «пантомиму» по выбранной карточке. «Художник» должен узнать и изобразить всё рисунком.

Аналогично этому заданию может быть проведён следующий конкурс: команды выбирают карточки с заданиями. Даётся время на подготовку, потом команда показывает пантомиму, соперник отгадывает.

6.    Подведение итогов.

Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умение выделять различные признаки явлений. Закрепляют знания учащимися понятий.

Урок – эстафета

Цель: повторение изученного материала по теме или разделу.

Подготовительный этап:

Учитель сообщает тему следующего урока и даёт учащимся задание придумать вопросы по заданной теме или разделу.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Вопрос ученикам по теме.
  2. Вызванный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос, подготовленный дома. Вопрос адресуется конкретному ученику.
  3. Названный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос следующему ученику. Правильность ответов оценивается задающим вопрос, классом и учителем.
  4. Подведение итогов, выставление оценок. Оценивается вопрос и ответ.

При подобной организации урока стимулируется познавательная активность учащихся, развивается внимание, умение формулировать вопросы, осуществляется двойной контроль – со стороны учителя и со стороны класса.

Урок – аукцион

Цель: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Структура данного урока:

-приветствие;

-повторение во время опроса основных вопросов темы;

-объяснение правил аукциона;

- «продажа» предметов;

- музыкальная пауза;

- продолжение "продажи"

- музыкальный финал;

- итоги.

Для развития речи учащихся используется задание «сочинение-развлечение»(мини-сказка), которое развивает образное мышление ребёнка.

Урок-игра. В чем же успех такого урока? В его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании наглядности.

Дидактическая игра. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто быстрее?”, “Не зевать!”, “Отвечай сразу”, “Кто вернее?”

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Тема урока: Повторение ранее изученного.

Игра «Знаете ли вы?»

  • Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Профессионалы» и «Специалисты» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).
  • Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (учащиеся поднимают руки).
  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.
  • В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.
  • Все учащиеся получают оценки в журнале (чья команда набрала больше жетонов «5», у кого меньше «4»)

Например, задание: Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить  слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

 Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

 

Целесообразность использования дидактических игр различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

В учебном процессе на технологии востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а такие, которые формируют умения, непосредственно сопряженные с практической работой. Ведущее место среди таких методов, используемых на уроках «Технологии», принадлежит методу проектов

Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности, а, следовательно, успешного обучения. В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. По мнению ряда психологов, проектная деятельность на уроках «Технологии» формирует коммуникативную компетентность личности как систему качеств, которая включает в себя:

-творческое мышление;

-культуру эмоций;

-культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

-культуру речевого действия, жестов и пластики движений;

-культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению.

Применение метода проектов, как на уроках «Технологии», так и во внеурочныхзанятиях способствует развитию коммуникативной компетентности школьников, не только в образовательной среде, но и в становлении социального опыта. При выполнении проекта создается проблемная ситуация, выдвигается гипотеза и определяются способы решения проблемы. При этом используются исследовательские, поисковые, научные методы, дискуссии, эвристические беседы, мозговые атаки, ролевые игры. При реализации проекта проводится оформление результатов, защита проекта, выдвижение и прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов, самооценка, внешняя оценка. В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем. Например, в 5 классах можно использовать такие темы для творческих проектов: 1. Виды горячих бутербродов; 2. Блюда из яиц; 3. Блюда из овощей; 4. Создание фартука; 5. Вышивание ручными швами; 6. Интерьер кухни; 7. Сервировка праздничного стола. 8. Отделка швейного изделия вышивкой. 9. Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного вышивания. 10. Прихватки различных видов. 11. Чехол на чайник. 12. Закладка для книг. 13. Овощи – лекари. 

Так же предлагаются задания в процессе уроков на формирование коммуникативных компетенций:

1.Тема урока: Санитарно-гигиенические требования, правила ТБ, организация рабочего места.

Учащиеся делятся на 3 группы. Первая группа изучает санитарно-гигиенические требования, вторая правила техники безопасности, третья организацию рабочего места. Группы конспектируют материал, обсуждает его и расставляют пункты по мере важности, где первые пять – это самые важные правила, вторые пять менее важные и последние второстепенные. Когда группа готова, она выбирает одного докладчика, который рассказывает другим группам свое задание, а тем временем две оставшихся группы конспектируют, те правила, про которые им рассказывают докладчик. Оставшаяся часть отвечающей группы готовит по своим правилам вопросы на закрепление изученного для других команд.

2.Тема урока: Декоративно-прикладное искусство. Учащимся предлагается видеофильм для просмотра про виды декоративно-прикладного искусства. Во время просмотра они должны выписать виды декоративно-прикладного искусства и их основные характеристики. После просмотра фильма и выполнения задания, учащиеся делятся на 2 дискуссионные группы. Первая группа придумывает доказательства на тему «Необходимость разных видов декоративно-прикладного искусства», вторая на тему «Разные виды декоративно-прикладного искусства не нужны».

3.Тема урока: Виды простых швов в технике ручного вышивания.

 Мини-проект на тему: «Что можно украсить простыми швами в технике ручного вышивания?». Учащимся дается 15 минут на то, чтобы придумать эскиз того изделия, которое им хочется украсить и подобрать подходящие швы, выбрать цвета для них. После выполнения задания, каждая школьница представляет свой рисунок, объясняет, почему она украшает именно это изделие и этими швами.

4.Тема урока: Вышивание монограммы. Учащимся предлагается придумать свою семейную монограмму и ее историю. Когда эскиз готов, можно приступать к работе. После выполнения работы все ученицы показывают монограммы и рассказывают историю семьи. Общим голосованием выбираются 3 самые интересные работы и прикрепляются на стенд в классе.

5.Тема урока: «Деловая игра: производство текстильных материалов»

Ученицам предлагается освоить новые профессии. Класс делится на 3 команды, каждой команде выдаются по 8 карточек с разными профессиями:

1. работник сельского хозяйства (выращивает хлопок)

2. водитель уборочной техники,

3. рабочий фабрики по производству ниток 1 (цех по очистке хлопка),

4. рабочий фабрики по производству ниток 2 (цех производства ниток),

5. рабочий фабрики по производству пряжи из ниток,

6. рабочий ткацкой фабрики 1 (цех производства ткани),

7. рабочий ткацкой фабрики 2 (цех обработки ткани),

8. рабочий ткацкой фабрики 3 (цех по окрашиванию ткани).

В карточке указано, в чём заключается работа каждой профессии. Каждый член команды изучает свою профессию, после чего команда совещается и расставляет профессии по порядку производства хлопковой ткани. После выполнения задания. Выходя по одной команде к доске, и каждая ученица без помощи слов, показывает свою работу, а другие команды должны угадать к представителю какой профессии относится этот человек.

Коммуникативная компетентность есть некая система психических и поведенческих характеристик человека. Эта система способствует, прежде всего, успешному общению и позволяет достичь психологически комфортного общения для двух сторон. В структуре коммуникативной компетентности наблюдаются следующие компоненты: личностный, целостно-смысловой, когнитивный, поведенческий. Эти компоненты влияют друг на друга, способствуют взаимопроникновению и существованию каждого в остальных.

Исследования по этой проблеме продолжаются, но уже видны плодотворные результаты: уроки проходят эффективнее, все учащиеся включаются в работу, темы творческих проектов стали любимыми у учащихся и они с легкостью их защищают.

           Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

-творческая работа;

-подготовка иллюстраций к теме урока; 

-инсценировка по теме урока;

-создание самостоятельных сказок про инструменты;

-наблюдение за природой;

-составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

-мини-проекты.

Необычные домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний

 

Список литературы

1.        Божко Н.М., Кирсанова М.И. Литература. Нестандартные уроки.-Учитель.-Волгоград.-2019.

2.        Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 2011.

3.        Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 2015.

4.        Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современные уроки. Часть 5./ Инновационные уроки.- Учитель.- Ростов.- 2017.

5.        Лукьянова М.И., Разина Н.А. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика.- М.- 2016.

6.        Митрофанов К.Г., Соколова О.В., Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М., АПК и ППРО, 2019.

7.        Михельсон. Тест коммуникативных умений а //https://psytests.org/ipl/okum-run.html

8.        Муровьева О.И. Психология коммуникативной компетентности: учебник. Томск, 2012. С. 98-111.

9.        Петровская, Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ, 2019.

10.     Петровский А.В. Психология. Словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат. 2013.

11.     Психологические тесты онлайн // https://psytests.org/map.html

12.     Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 2018. N3.

13.     Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебнометодическое пособие. СПб.: КАРО, 2018.

14.     Торлин Л.Диагностика сформированности коммуникативной компетенции.

15.     Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2017.

16.     Шнайдер М.,Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2012.

17.     Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности // Вопросы психологии, 2014. № 6.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Чередилина Т.В. учитель технологии

Чередилина Т.В. учитель технологии

Сформироватьу учащихся различных коммуникативных умений и навыков: слушание, чтение, говорение

Сформироватьу учащихся различных коммуникативных умений и навыков: слушание, чтение, говорение

Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умение выделять различные признаки явлений

Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умение выделять различные признаки явлений

В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся

В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся

Блюда из яиц; 3. Блюда из овощей; 4

Блюда из яиц; 3. Блюда из овощей; 4

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания , которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные…

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания , которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2023