«Формирование коммуникативных компетенций и ранняя профориентация, посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность детского технопарка «Кванториум» г.Курска»
Оценка 4.6

«Формирование коммуникативных компетенций и ранняя профориентация, посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность детского технопарка «Кванториум» г.Курска»

Оценка 4.6
pdf
другое +1
Детсад—5 кл
25.10.2023
«Формирование коммуникативных компетенций и ранняя профориентация, посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность детского технопарка  «Кванториум» г.Курска»
Васильева СТАТЬЯ.pdf

УДК 37.048.45

 

«Формирование коммуникативных компетенций и ранняя профориентация, посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность детского технопарка 

«Кванториум» г.Курска»

 

Васильева Анастасия Андреевна, методист Областного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областной центр развития творчества детей и юношества» — детский технопарк «Кванториум» г. Курска, г. Курск, anastasiame2entsewa@yandex.ru

Vasilyeva Anastasia Andreevna, methodist of the RBEI «Regional center for development of children’s creativity» Children’s technology center «Kvantorium», Kursk, Kursk, anastasiame2entsewa@yandex.ru 

 

Аннотация. В статье описывается краткая информация об особенностях проектного подхода в детском технопарке «Кванториум» г. Курска, как средства профориентации школьников и их самоопределения. Рассмотрены вопросы организации проектной деятельности в детском технопарке «Кванториум» г. Курска и её результативности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профориентация; проектная деятельность; мероприятия.

 

Annotation. The article describes brief information about the features of the project approach in the children's technopark "Quantorium" in Kursk, as a means of vocational guidance of schoolchildren and their self-determination. The issues of the organization of project activities in the children's technopark "Quantorium" in Kursk and its effectiveness are considered.

Keywords: professional self-determination; career guidance; project activities; events.

 

Основной текст. Самоопределение — это процесс, который начинается с осознания человеком себя как личности и проходит практически через всю его сознательную жизнь, то есть является непрерывным. Профессиональное самоопределение — только часть этого процесса [1].

 

Для того, чтобы успешно реализовать задачи профессионального самоопределения - обучающимся необходимо иметь знания о себе, о своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях, а также им необходимо освоить навык объективно оценивать свои личные запросы и потребности, соотносить личностные качества с требованиями профессионального труда [2].  Для обучающихся в рамках профессионального самоопределения информационно-просветительской работы или нескольких профориентационных мероприятий недостаточно. Важно на протяжении всего образовательного процесса вовлекать обучающихся в систему практико-ориентированной деятельности для формирования их готовности к профессиональному самоопределению, с помощью использования на занятиях разных методик профессиональной ориентации. Суть таких методик заключается в отстаивании активной позиции и обучающихся, и самих педагогов или специалистов по профориентации, если таковые привлекаются в образовательный процесс. К таким активным формам или методикам профориентационной работы можно отнести конкурсы, хакатоны, соревнования и профильные смены. Выполнение заданий творческого или соревновательного характера, предлагаемых организаторами конкурсов, и иных мероприятий позволяет формировать определенные качества личности, которые нельзя развить, если передавать обучающимся в готовой форме знания и умения. Это такие качества личности, которые помогают ребенку уверенно себя ощущать в социуме, семье, и в процессе обучения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, непохожесть на других и многое другое.

             

В конкурсной и творческой деятельности у участников возникают отношения, предполагающие уважение к мнению других, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Совместная работа открывает новые горизонты мышления обучающихся, связанные с готовностью к изменению, развитию, принятию той или иной ситуации, в которой находится подросток. В результате он может самостоятельно сделать ответственный выбор из имеющихся возможностей, а не жить, по написанному за него сценарию [3].

Значительное внимание в деятельности детского технопарка «Кванториум» г. Курска уделяется проектному метод работы, как средству профориентационной работы с обучающимися технопарка, а также как эффективному методу диагностики и формирования способности социально-профессионального самоопределения детей. 

В рамках проектной деятельности обучающиеся детского технопарка «Кванториум» г. Курска, активно принимают участие в различных конкурсных мероприятиях, таких как хакатоны, конкурсы, фестивали и профильные смены различных уровней. А также немаловажную роль в профориентации обучающихся играет их тесное взаимодействие с социальными и промышленными партнерами, которое осуществляется в технопарке (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Участники и победители хакатона по разработке инновационных приложений для посетителей «Кванто-музея»

Целью Областного массового мероприятия «Фестиваль технического творчества фестиваля «Дети.Техника.Творчество» и Регионального этапа Вскроссийского чемпионата «Профессионалы» (Рисунок 2) является ранняя профориентационная, профессиональная подготовка и состязания школьников в профессиональном мастерстве. В рамках фестиваля обучающиеся решают актуальные проблемы как региона, так и страны в целом. Примеры проектов обучающихся: «Аппаратно-технический комплекс доения кроликов для нужд восстановительной медицины и косметологии», «Модель мобильной системы погрузки- разгрузки и транспортировки материалов»; «Умный дом»; «Програмированный автономный полет» и др.

 

Рисунок 2. Участие обучающихся в Региональном этапе 

Всероссийского чемпионата «Профессионалы»

 

Работа ребят не ограничивается участием в областных, региональных или межрегиональных мероприятиях, их разработки и проекты имеют развитие и отклик во Всероссийских конкурсах и фестивалях. Например: Проекты «Умная теплица», «Антисон» были разработаны обучающимися «Промробоквантума» в рамках участия в областном фестивале «Дети. Техника.Творчество», где заняли призовые места и получили свое дальнейшее развитие в рамках Международного конкурса детских инженерных команд — где участники стали Лауреатами, а также во Всероссийском конкурсе юных изобретателей и рационализаторов — где взяли первое место. Всероссийский чемпионат по беспилотным технологиям «Соколиный глаз» в г. Ульяновск позволил продемонстрировать навыки осуществления полетов с использованием БПЛА, что на сегодняшний день является актуальным направлением в России (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Победители Всероссийского чемпионата по беспилотным технологиям

«Соколиный глаз»

 

Участие обучающихся в профильных областных и всероссийских сменах, тоже является важным фактором ранней профориентации молодежи, так именно в рамках профильной смены кейсовые и проектные задачи обучающиеся получают напрямую от партнеров, все кейсовые задачи, так или иначе напрямую связаны с различными актуальными проблемами регионов. 

 

Рисунок 4. Защита проектных работ в рамках профильной смены  «Юные техники Соловьиного Края»

 

 Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность как средство социальнопрофессионального самоопределения может быть организована на разных этапах развития обучающихся. Она создает условия для расширения и развития профессиональных интересов, определения и коррекции жизненных планов и образовательных маршрутов ребенка, а детский технопарк «Кванториум» г. Курска является инновационной площадкой для реализации качественной профориентации детей и подростков.

Актуальная и широкая проблематика проектов и кейсовых задач, охватывающая различные сферы деятельности, способствует углублению и расширению познавательных интересов, помогает детям определить соотношение социально-профессиональных составляющих и уровня личностных характеристик, что существенно повышает готовность к самоопределению.

Литература.

1.                  Ермачкова Е.С. Психолого-педагогическая поддержка процесса профессионального самоопределения учащихся // Вестник АГТУ. – 2008. – №4.

2.                  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – 2010. – 24 с.

3.                  Рылова Н.Т., Журавлева Л.П. Конкурс как форма профориентационной работы с обучающимися // Образование. Карьера. Общество. – 2016. – №2. – С. 22-23.

 

 

УДК 37.048.45 «Формирование коммуникативных компетенций и ранняя профориентация, посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность детского технопарка «Кванториум» г

УДК 37.048.45 «Формирование коммуникативных компетенций и ранняя профориентация, посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность детского технопарка «Кванториум» г

Важно на протяжении всего образовательного процесса вовлекать обучающихся в систему практико-ориентированной деятельности для формирования их готовности к профессиональному самоопределению, с помощью использования на занятиях разных…

Важно на протяжении всего образовательного процесса вовлекать обучающихся в систему практико-ориентированной деятельности для формирования их готовности к профессиональному самоопределению, с помощью использования на занятиях разных…

Целью Областного массового мероприятия «Фестиваль технического творчества фестиваля «Дети

Целью Областного массового мероприятия «Фестиваль технического творчества фестиваля «Дети

Рисунок 3. Победители Всероссийского чемпионата по беспилотным технологиям «Соколиный глаз»

Рисунок 3. Победители Всероссийского чемпионата по беспилотным технологиям «Соколиный глаз»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2023