Формирование новой образовательной среды в условиях реализации ФГОС ООО за счет внедрения наставничества
Оценка 5

Формирование новой образовательной среды в условиях реализации ФГОС ООО за счет внедрения наставничества

Оценка 5
Научные работы
pdf
преподавание
5 кл—9 кл
25.03.2023
Формирование новой образовательной среды в условиях реализации ФГОС ООО за счет внедрения наставничества
Раскрываются особенности внедрения форм наставничества с целью повышения уровня обучения
Зайц Пашкова.pdf

Комитет по делам образования города Челябинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования города Челябинска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные образовательные технологии  как инструмент совершенствования 

профессиональной компетентности 

педагога

Выпуск 5

Том 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2022

1

 

УДК 37.06

ББК 74.00

 

 

 

 

 

 

 

Печатается по решению Методического совета МБУ ДПО ЦРО. Протокол № 4 от 15 марта 2022 года.

 

 

 

 

Современные образовательные технологии как инструмент совершенствования профессиональной компетентности педагога : сборник научно-практических материалов V Международной научно-практической  конференции. Вып. 5. Т. 1 / сост. и ред. В. Р. Абрамовских, Л. Н. Чипышева,  Е. В. Ульянова, Н. А. Жернокова, С. В. Мачинская – Челябинск :  МБУ ДПО ЦРО, 2022. – 328 с.

 

 

 

В сборник включены аналитические и методические материалы, а также практические разработки педагогов образовательных организаций г. Челябинска – педагогических работников образовательной системы г. Челябинска, регионов РФ, Республики Казахстан.

Сборник адресован руководителям, заместителям руководителей, педагогическим работникам образовательных организаций, руководителям методических объединений учителей-предметников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© МБУ ДПО «Центр развития образования   города Челябинска», 2022

 

2

 

Ветхова М. Ю., Касатова Г. А.   

Средовой подход к процессу индивидуализации в дополнительном  

образовании……………………………………………………………………170

Ворошилина Г. Г.  

Метод интеллект-карт в ДОУ как эффективное развитие ребенка…………174

Гайнитдинова М. В., Першина С. В.  

Фонопедические упражнения и музыкально-вокальные распевки  в логопедической работе над просодической стороной речи……………….176 Дёмина Е. Е.  

Роль инновационной деятельности в работе современного педагога………180 Дорожкина И. Н.  

Дыхательная гимнастика в жизни детей раннего возраста…………………183

Дорофеева Н. Н., Джафарова Е. А.

Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования:

из опыта работы………………………………………………………………..186

Дыхнова А. А.

Балансировочная доска Бильгоу в работе учителя-логопеда как средство  

коррекции речи детей…………………………………………………………190

Загоровская Ю. В.  

Опыт реализации проектной деятельности учителем………………………193

Зайцева Г. В., Пашкова М. Ю.  

Формирование новой образовательной среды в условиях реализации  ФГОС ООО за счет внедрения наставничества………………………………197

Ибраимова Ш. С., Ислямова А. А.

Профессиональное развитие учителя – основа модернизации системы  

образования……………………………………………………………………..201

Иванцова Л. С.  

Инновационная деятельность современного педагога: формирование новой

образовательной среды………………………………………………………...205

Исхакова А. О.  

Современные образовательные технологии как неотъемлемая часть  

повышения качества образования……………………………………………..208

Курылева Ю. Ю., Васильев А. С.  

Сопровождение профессиональной ориентации в деятельности педагоганаставника при подготовке обучающихся к олимпиадам…………………..212

Кутепова О. В.

Инновационная деятельность современного педагога: формирование новой

образовательной среды………………………………………………………...215

Низамова Е. А.

Опыт внедрения конвергентного подхода в образовательной среде лицея..219

6

 


электронный // ГАРАНТ. Информационно-правовое обеспечение : [сайт]. – URL : https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения : 30.01.2022).

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,  В. А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2009. – Текст : электронный . – URL : https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf (дата обращения : 30.01.22).

 3.Поливанова, К. Н. Проектная деятельность : пособие для учителя /  К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. –191 с. – Текст : непосредственный.

 

 

Г. В. Зайцева,  

М. Ю. Пашкова,

МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» г. Челябинск, Россия

Формирование новой образовательной среды в условиях реализации

ФГОС ООО за счет внедрения наставничества

Аннотация: Статья раскрывает организацию работы в условиях обновленных ФГОС основного общего образования на основе взаимодействия детей, учителей и родителей в наставничестве. Определяется готовность технологического лицея к формированию новой образовательной среды, направленной на формирование универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающей эффективное освоение знаний и навыков в области финансовой грамотности.

Ключевые слова: образовательная среда, наставничество, финансовая грамотность, технологический лицей.  

G. V.Zaitseva,  

M. Y. Pashkova,

MBEE "Lyceum No. 120 of Chelyabinsk",

Chelyabinsk, Russia

Formation of a new educational environment in the context  of the implementation of Federal State Educational Standards through  the introduction of mentoring

Abstract:  The article reveals the organization to work in the conditions of Federal State Educational Standards of the third generation in the conditions of interaction of children, teachers and parents in mentoring. The readiness of the technological lyceum for the formation of a new educational environment, including the formation of universal educational actions of students, providing the formation of knowledge and skills in the field of financial literacy, is determined.

Keywords: educational environment, mentoring, financial literacy, technological lyceum.

Вступающий в силу с сентября 2022 г. обновленный ФГОС основного общего образования [1] обеспечивает: уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни. Образовательным учреждениям предстоит так организовать работу, чтобы создать в детском коллективе необходимые взаимосвязи для поддержания обстановки взаимоуважения и сотрудничества, направленной на саморазвитие и профессиональное самоопределение обучающихся. Высокий уровень профессионального самоопределения обеспечивается системой условий технологического лицея.

ФГОС ООО отмечает, что программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать: овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности. В регламентирующем документе отмечается и необходимость активного участия родителей в формировании гражданина будущего.  

Организация взаимодействия: «взрослые и дети», «дети и дети», «дети  и родители» возможна в условиях применения метода наставничества.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. [2], Основы развития воспитания в РФ до 2025 года [3] актуализируют задачу объединения усилий с целью реализации единой государственной политики в области воспитания, определения сущностных характеристик современного воспитательного процесса, обмена инновационным опытом, популяризации лучших практик поддержки и раскрытия потенциала детей и подростков, в том числе посредством привлечения волонтеров-наставников.

Огромную роль в развитии наставничества играет личность педагога, который способен организовать наставнические взаимосвязи между взрослыми – учителями и родителями – и детьми.

В системе наставничества, выделены некоторые списки компетенций, присущими педагогу-наставнику, включающие от 4 до 22 пунктов. В частности, модель «Института будущего» включает 10 контекстных (soft skills) навыков, состоящих из следующих способностей: к отбору информации, проектного, нестандартного, глубокого мышления, понимания смыслов, вычислять, работать с современными СМИ, социального интеллекта, межкультурной компетенции, универсальных навыков мышления, сотрудничества в виртуальном пространстве. На основе перечисленных компетенций, можно сказать, в организованной взаимовыгодной деятельности с подростком, наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять, а в учебно-профессиональном процессе поможет составить индивидуальную образовательно-профессиональную программу [5].

Обучение наставничеству в России началось еще в начале ХХ века, сегодня наставничество возрождается, как новое, хорошо забытое старое, ментальное направление взаимодействия наставника и наставляемого с учетом современных технологий и требований к освоению образовательных и про-

198

фессиональных направлений деятельности. Наставничество в современном лицее организовано в виде индивидуального для одаренных детей или группового для формируемых групп детей по интересам вокруг учителя, работающего в определенном направлении образовательной или профессиональной деятельности. В основу организации наставнической деятельности положена реализация программы наставничества лицея, включающая семь основных этапов:

1.   Формирование условий для организации программы наставничества.

2.   Определение наставляемых и объединение их в единой базе.

3.   Поименное определение наставников и их объединение в базе.

4.   Организация непрерывного обучения наставников.

5.   Формирование пар «наставник-наставляемый» или «наставник-группа наставляемых» в наставничестве по направлениям деятельности.

6.   Организационная деятельность и работа в парах или группах наставничества.

7.   Деятельность в наставничестве, совершенствующий рост наставников и наставляемых.

Практическая роль наставничества в условиях технологического лицея  в подготовке высокообразованного, профессионально определившегося обучающегося определяется следующим образом:  

1.                     Эффективный способ решения сложных проблем некоторых категорий людей – участников образовательного процесса.

2.                     В форме добровольческой практики наставничество формирует правильные решения для разных групп наставляемых и наставников.

3.                     Адресный механизм для прямого решения проблем с теми, кто может помочь их решить.

4.                     Движение с целью карьерного профессионального роста и наставника, и наставляемого способом обретения уверенности в своих способностях, оттачивания профессиональных компетенций, формирования современных компетенций деятельности и новых социальных связей.

Таким образом, в технологическом лицее выстраивается практическая система наставничества в области подготовки будущих профессионалов, в основу подготовки которых положена качественная образовательная деятельность, включающая в том числе финансовую подготовку обучаемых.  

В частности, обновленный ФГОС ООО (п. 32.2) определяет, что «Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся должна обеспечивать… формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества» [1].

В целях подготовки реализации обновленного ФГОС ООО в технологическом лицее уже сформирована система подготовки обучающихся финансовой грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.  

Необходимо отметить, что вопросы финансовой грамотности в образовательной деятельности технологического лицея приобретают особое значение, поскольку ранняя профессиональная подготовка предполагает готовность  к труду обучающихся, в том числе в форме предпринимательской деятельности, необходимой для экономического развития государства.

Поэтому углубленное изучение экономики, финансовой грамотности, дает возможность обучающимся приобрести практические знания в области инвестирования, сотрудничества с банками, ведения личного бюджета, формирования личных накоплений и их приумножения. Грамотное формирование личных накоплений послужит для внесения личных средств в бизнес, что всегда привлекает инвесторов со стороны.  

Таким образом, в технологическом лицее создана система, которая дает возможность освоить финансовую грамотность на начальном уровне  в начальном общем образовании (НОО), продолжить формировать финансовые компетенции в основном общем образовании (ООО), включая первоосновы создания бизнеса, осознать и оценить ответственность владельца бизнеса.

А в среднем общем образовании технологического лицея, обучающийся уже имеет возможность получить предпринимательские компетенции, чтобы, выйдя из стен лицея, организовать собственный бизнес (рисунок 1) на основе полученных профессиональных компетенций.

 

Рисунок 1. Схема организации обучения финансовой грамотности

Внеурочная деятельность, направленная на изучение основ финансовой грамотности, формирует наставнические взаимосвязи, прежде всего между учителем и заинтересованными обучающимися, которые выбирают тему проектной деятельности в 7 классе: таким образом, формируется наставническая группа, которая включает группу заинтересованных учащихся, работающих  в проекте над исследованием под руководством учителя-наставника. В ходе проектной деятельности – осуществления исследования по выбранной теме, обучающиеся, наиболее глубоко исследующие финансовую грамотность, делятся своими знаниями с другими учениками. Получив знания по финансо-

200

вой грамотности, участники проектной деятельности дают обоснованные пояснения по вопросам финансов, помогают в решении финансовых задач  на уроках.  

Таким образом, образовательная среда технологического лицея подготовлена к внедрению обновленных ФГОС на базе сформированной структуры наставничества и внедрения новых предметов.  Литература:

1.                     Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. – Текст : электронный // ГАРАНТ : информационно-правовое обеспечение : [сайт]. – URL : https://base.garant.ru/401433920/ (дата обращения : 24.01.2022).

2.                     Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 г. :

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-

р. – Текст : электронный // Правительство России : [официальный сайт]. – URL : http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения : 24.01.2022).

3.                     Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. : Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. – Текст : электронный // Судебные и нормативные акты РФ : [сайт]. – URL : https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rfot-29112014-n-2403-r/#fUCjYfxckG63 (дата обращения : 24.01.2022).  

4.                     Концепция формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами организации проектной деятельности и других форм интерактивного обучения. – Текст : электронный. – URL : https://fg.mgpu.ru/wpcontent/uploads/2018/12/Kontseptsiya.pdf (дата обращения : 24.01.2022).

5.                     Пронькина, И. Директор центра «Ментори» : наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний / И. Пронькина. – Текст : электронный // Федерал-Пресс : [сайт]. – URL : https://fedpress.ru/news/77/society/2388786 (дата обращения : 24.01.2022).

 

 

Ш. С. Ибраимова,  А. А. Ислямова,

филиал АО «НЦПК» Өрлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Восточно-Казахстанской области,

Республика Казахстан

Профессиональное развитие учителя – основа модернизации  системы образования

Аннотация: в статье автор говорит о программе обновления содержания образования, внедряемой в системе образования Казахстана. Обновленная система образования – это программа, ориентированная  на компетентность и качество. Она стала основой для дальнейшего развития образования, формирования потребности. Учит учащихся анализировать, обобщать и оценивать все необходимое.

Комитет по делам образования города

Комитет по делам образования города

Челябинск 2022 1 УДК 37

Челябинск 2022 1 УДК 37

МБУ ДПО «Центр развития образования города

МБУ ДПО «Центр развития образования города

Инновационная деятельность современного педагога: формирование новой образовательной среды………………………………………………………

Инновационная деятельность современного педагога: формирование новой образовательной среды………………………………………………………

ГАРАНТ. Информационно-правовое обеспечение : [сайт]

ГАРАНТ. Информационно-правовое обеспечение : [сайт]

Keywords: educational environment, mentoring, financial literacy, technological lyceum

Keywords: educational environment, mentoring, financial literacy, technological lyceum

Обучение наставничеству в России началось еще в начале

Обучение наставничеству в России началось еще в начале

В целях подготовки реализации обновленного

В целях подготовки реализации обновленного

В ходе проектной деятельности – осуществления исследования по выбранной теме, обучающиеся, наиболее глубоко исследующие финансовую грамотность, делятся своими знаниями с другими учениками

В ходе проектной деятельности – осуществления исследования по выбранной теме, обучающиеся, наиболее глубоко исследующие финансовую грамотность, делятся своими знаниями с другими учениками

Ш. С. Ибраимова, А. А. Ислямова, филиал

Ш. С. Ибраимова, А. А. Ислямова, филиал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2023