Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии
Оценка 4.6

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Оценка 4.6
doc
11.12.2019
Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии
Обобщение опыта по использованию Сингапурских структур.doc

Николаева Елена Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СШ №19, г. Нижневартовск

 

 

«Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии»

 

                                                                Самое прекрасное зрелище на свете –

                                                            это вид ребенка, уверенно идущего

                                                            по дороге жизни, после того, как ее

                                                            показали ему вы.

                                                                                                              Конфуций

Актуальность темы обобщения опыта продиктована тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих, государственные, социальные и личностные потребности и интересы. 

« Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер.

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования:  «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010)

С ведением новых федеральных государственных стандартов к деятельности учителя стали предъявлять новые требования. Одним из таких требований является формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.

В  последние годы я, как учитель начальных классов,  столкнулась с проблемами:

1. низкая мотивация  к учебной деятельности  

2. многие мои ученики  не испытывают потребность в общении со взрослыми и друг другом,  не умеют сотрудничать, не  умеют слушать собеседника, не  умеют излагать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации.

Это результат дефицита внимания и общения с родителями, замены книг  телевизором  и компьютером.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, неуспешным, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Такая ситуация  порождает следующие противоречия между:             

-   существующей объективной необходимостью формирования коммуникативных умений у младших школьников и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков школьников;         

 -   требованиями программы организовать работу в паре и группах и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;

- создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося и мотивации к обучению у учащихся;

- между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью; 

-   необходимостью плодотворного сотрудничества с родителями   по формированию коммуникативных умений у младших школьников и  недостаточной подготовкой родителей в области данного вопроса.

Поэтому формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника  является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Как  решить создавшуюся проблему?...Какими средствами?  ….Какие методы, технологии  формирования использовать?... Как активизировать ….?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования и развития УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Несомненно, предпочтение должно отдаваться методам и технологиям обучения, которые помогают освоить универсальные учебные действия.

На сегодняшний день  в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения прописан перечень рекомендованных для учителя педагогических технологий.

Я не являюсь приверженцем какой-то одной педагогической технологии, поэтому стала  внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве, где ведущая педагогическая  идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения

Внедрение  обучающих структур сингапурской технологии в практику моей работы способствовало разрешению указанной проблемы и обозначенных противоречий, что и определило  выбор темы   моего педагогического опыта  «Формирование коммуникативных УУД и навыков самоконтроля и самооценки  учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии»

Цель моей педагогической деятельности - отработать и экспериментально проверить комплекс методических приемов, способствующий совершенствованию коммуникативных универсальных учебных действий, навыков самоконтроля и самооценки, активизация речемыслительной деятельности учащихся.

Объект исследования:  процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий, навыков самоконтроля и самоанализа у младших школьников.

Предмет исследования:  обучающие структуры сингапурской технологии, способствующие формированию коммуникативных действий, навыков самоконтроля и самоанализа младших школьников.

Методы:

изучение научной и методической литературы по данной проблеме, тестирование, естественный педагогический эксперимент, математическая обработка результатов диагностики.

      Для реализации цели сформулировала следующие задачи: 

1. изучить методы, способствующие формированию коммуникативных учебных действий и навыков рефлексии. Определить и апробировать на уроках комплекс обучающих структур, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

2. Отследить динамику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.                                     

3. Определить комплекс  коммуникативных умений для учащихся начальных классов на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования.

4. Обобщить собственный опыт педагогической деятельности по теме «Формирование коммуникативных УУД и навыков самоконтроля и самооценки  учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание технологии опыта

 

 «Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джона Дьюи

Считаю, что эти слова четко отражают цели и задачи ФГОС НОО:

Новый Федеральный Государственный  образовательный стандарт общего образования второго поколения ставит главной целью образовательного процесса не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» 

Основная задача педагога заключается в создание и организация условий, инициирующих (провоцирующих) детское действие.

Цель моей педагогической деятельности - сформировать всесторонне  развитую  личность, научить детей добывать знания, умения, навыки и применять их на практике.  Процесс обучения выстраиваю по принципу «обучая себя, обучу и разовью ребенка».

Понятно, что в полной мере решить поставленные задачи традиционным преподаванием не удастся. Становиться неизбежным применение новых технологий образования.

В последнее время я все чаще применяю в своей работе обучающие структуры Сингапурской  технологии.

В России про такую систему мало кто слышал. Я сама использую эти структуры недавно. Сначала все это было таким непонятным, а когда начала применять эти структуры мне понравилось и понравилось моим ученикам.

 Целью этой технологии  является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века.

Для меня Сингапурская технология обучения - это  обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур и  мыслительных приемов. Их применение  дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, в основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. Они основаны на создании  психологически  комфортной, безопасной  среды  для  обучающихся. В каждой из них между учениками присутствуют позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие - это принципы сингапурской методики.

Групповая работа – не новость для нас. Но мы никогда не добивались при организации групповой работы того, чтобы каждый член группы, отвечая, вносил в ответ что-то свое. Чаще всего оказывалось: ученик – отличник  говорил, а все остальные пассивно слушали его. Здесь каждому  же участнику дается задание, он его выполняет, и потом вся группа делится своим мнением. Дети учатся взаимодействию. Они обучают друг друга и тем самым экономят время учителя.

Обучающие структуры можно разделить на три основные группы:

1.Обучающие структуры, показывают взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества. 

2.Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал. 

3.Обучающие структуры, позволяющие сделать урок интересным, лёгким для обучающихся, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

Обучающие структуры Сингапурской методики позволяют ещё в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых взрослых условиях - это коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность. 

Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова.

Чем же отличается так называемая сингапурская методика от технологий, применяемых в современном российском преподавании?

Урок  с применением обучающих структур  мало похоже на обычный урок  и больше напоминает игру - увлекательную, содержательную, заставляющую мыслить. Урок выстраивается, как из детских кубиков.

В течение урока дети работают по 4 человека (два стола сдвинуты вместе, ученики сидят за ними лицом друг к другу) и  это  одна  сплоченная  команда.   Парты отходят  лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю, а боком. У каждого ученика есть  «партнер» по плечу (тот, кто сидит рядом), «партнер» по лицу (тот, кто сидит напротив).

Мэнэдж мэт 001.jpg

Учитель, ведя урок,  делает объявления: «Внимание! Говорят партнеры по плечу», «А теперь послушаем мнение партнеров по лицу». Мы всегда применяли работу в группах. Групповая работа – не новость для российской школы. Здесь же речь идет о командной работе, которая предполагает очень четкую организацию.

Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего коврика-управления Мэнэдж Мэта.

 

На  столах вспомогательные  материалы:  альбомная  бумага,  тетради,  фломастеры,  ручки.  На  стенах могут быть воздушные  шарики,  красочные  плакаты  –  они  тоже  будут  задействованы.

 Урок сосредотачивается не у доски. Самое интересное происходит в центре класса.

Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает.   С первых же минут учащиеся активно вовлекаются в процесс. Скучающих учащихся на уроке не будет никогда, так как каждый занят работой: учащимся, хотят они этого или нет, работая в паре или в группе, приходится учиться самостоятельно думать, слушать, отвечать на поставленные вопросы, дополнять друг друга, обмениваться мнениями, учить своего товарища тому, что знаешь сам, получать в случае необходимости консультацию, высказывать свою точку зрения.

При помощи алгоритма специальных структур, они двигаются, думают, обсуждают. У каждого есть  возможность  поделиться  своим  мнением,  в  команде  все  равны,  все  чувствуют  себя  уверенно  и  не  боятся  делать  ошибки. Они знают, что принимается любой ответ. Они знают, что их дружелюбно поправят. Таким образом, они учатся терпимости, взаимопониманию.  

Учащимся  на  таком  уроке  не  придется  только  сидеть  и  писать.  По  сигналу  они  в  танце  перемещаются  по  классу,  необходимое  условие  –  дотронуться  до  шарика (до картинки)  на  стене,  т.е. надо  перемешаться,  по  сигналу  «стоп»   надо  образовать  пары  (или  четверки)  для  взаимодействия.  Дается  задание  или  вопрос,  работая  над  ним,  пара  за  определенное время обменивается информацией.  В любой момент я могу спросить: «Как твой сосед ответил на мой вопрос?»

На   уроках   используется  такой  мощный  инструмент  как  хлопок, означающий, что  учитель требует внимания.  Учитель делает хлопок,  ученики следуют его примеру – это сигнал тишины для работы с  учителем, и команды по выбору отвечают.  Затем из нескольких ответов выбирается лучший. 

Это я описала  одну из составляющих сингапурской технологии – «Микс-пэа-шэа». Эта обучающая структура  отлично  подходит для проведения динамических пауз.

Всего же 250 обучающих структур, в нашей стране пока используются около 20, у каждой свое название.

Я познакомлю вас с некоторыми структурами сингапурской технологии обучения.

Обучающие структуры Сингапурской технологии

1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые  для развития коммуникации и сотрудничества.  

 РЕЛЛИ РОБИН - обучающая структура, в которой два участника поочередно  обмениваются короткими                    ответами в виде списка

Например

При работе с данной структурой используется следующий алгоритм действий.

1. Все обучаемые в течение 5 минут обдумывают и,  если могут,  записывают задание.  Используется таймер. (Например, Учащимся предлагается рисунок, на котором изображены различные предметы: лыжи, санки, книга, рюкзак, кукла, букет.

- Рассмотрите рисунки.

- Назовите каждый предмет.

- придумай партнеру вопросы по картинкам.

- Используйте в своих вопросах следующие слова:

·                           принес;

·                           купил;

·                           подарила;

·                           нарисовал;

·                           забыла.

 2. Учитель объявляет, что теперь у каждого будет 1 минута, чтобы задать свои вопросы партнеру «по плечу», то есть сидящему рядом. Начинает партнер А, включатся таймер.

3. По окончании времени, необходимо попросить партнера В сказать своему напарнику: «Ты составил интересные вопросы». Партнер А должен ответит «Спасибо».

4. Учитель просит нескольких учащихся В сказать всему классу то, что они услышали. Не забывайте этот момент фронтальной работы, иначе ребята решат, что слушать не обязательно.

5. Теперь очередь 1 мин. говорить ученику В.  Когда он задаст вопросы, партнер А скажет ему:  «Мне было интересно отвечать на твои вопросы». Партнер В должен ответит «Мило с твоей стороны говорить это».

Пусть несколько учеников А по желанию, или вашему выбору, скажут всему классу, о чем рассказал В.

6. Дальше партнер А и В, под №1 и №2 в команде, задают партнёрам «по лицу» вопросы. Через 30 секунд, когда рассказ закончится, №3 и №4 скажут им: «Я бы хотел послушать тебя еще». Партнеры №1 и№2 ответят: «Мне было приятно тебе задавать вопросы».

7. Попросим одного-двух учеников под №3 или №4 рассказать всему классу, о чем они услышали.

Поблагодарим друг друга: «Ладошки»

ТАЙМД ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Например:
- Что мы изучали на прошлом уроке?  Начинает тот, кто выше ростом. 
- Что мы узнали о творчестве С.Я. Маршака на прошлом уроке? 

Начинает тот, у кого длиннее  волосы. 
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?  Начинает тот, у кого глаза светлее. 

РЕЛЛИ ТЭЙБЛ - обучающая структура, в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.

Например:

На карточках к словам из левого столбика подберите правильную схему состава слова из правого столбика и рядом запишите цифру.

Начинает участник под № 2.

                                  

Слова 

Схемы состава слова

травка

1   http://festival.1september.ru/articles/573340/img2.gif

песня

http://festival.1september.ru/articles/573340/img2.gifhttp://festival.1september.ru/articles/573340/img2.gif

подруга

3http://festival.1september.ru/articles/573340/img2.gif

подсказка

4http://festival.1september.ru/articles/573340/img2.gif

 

СИНГЛ   РАУНД   РОБИН   - «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

Например:
Приведите по одному примеру к каждому способу образования имён существительных. Партнер 1 – суффиксальный,

партнер 2 – приставочный,

партнер 3 – приставочно-суффиксальный,

партнер 4 – сложение.
(Дается время подумать каждому. Далее каждый участник команды высказывается в команде.)
Обсудите в команде по кругу. Начинает партнер 1.
Поблагодарите друг друга.
Проверим итог работы. Какие способы образования вызвали затруднения?

ТАЙМД РАУНД РОБИН - «раунд робин в течение определенного  времени» - обучающая  структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.

Например:

 Каждому ученику в команде дается 30 секунд ответить.
– Обсудите в командах, когда пишется суффикс – ик-, а когда –ек-  Докажи.
Поблагодарите друг друга.

РАУНД ТЭЙБЛ - обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.

Например:  За 2 мин

 6  х …   =   36                             …   :  4  =  4

…   х   7   =  49                           …   :   5   =  5

…    :    6  =  9                             7  х  …  = 14

…   х  9  =  45                            30  :  …  =  5

72  : …  =  8                              4  х …= 20

…  х  9 =  81                             42 :  …= 7         

Сосчитайте, сколько примеров решил каждый стол.

Кто готов покажите это (Чир - фейерверк)

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ - «одновременный раунд тэйбл» - обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.

Например:

Списать предложение, раскрывая скобки.

1. Как прекрас(?)но звёз(?)ное небо.

2. Хрус(?)нула на сосне сухая ветка.

3. Осень в этом году была поз(?)няя.

4. В числе восьми детей был один ровес(?)ник мне.

Поблагодарите друг друга.

КЛОК БАДДИС - «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

Например:

Записать слова, распределяя их в два столбика.

Устно объясни проверку орфограмм.

Горес…ный, древес…ный,  опас…ный, добес…ный, ненас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, ярос…ный.

Поблагодарите друг друга.

КОНТИНИУС    РАУНД    РОБИН    «продолжительный  раунд  робин»  -  обучающая  структура,  в  которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

Например:

Учитель: Возьмите карточки зеленого цвета (для 1 команды «насекомые, птицы», для 2 команды «насекомые и животные», для 3 команды «насекомые и их жилища», для 4 команды «польза и вред от насекомых») и каждая команда обсуждает «Что общего, чем отличаются».   По сигналу «2 хлопка» заканчивает обсуждение.

Отвечать будут участники №3

Поблагодарите друг друга.

  ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН  -  «подумай-запиши-обсуди  в  команде».  Во  время выполнения данной  структуры участники   ОБДУМЫВАЮТ   высказывание   или   ответ   на   какой-либо вопрос,  ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.

Например:

Определите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные.

Здравствуй, радостное солнце,
Вестник летнего тепла!
Словно праздник, к нам в оконце
Постучалось ты с утра.
Дай блеснуть лучам прелестным,
Всю окрестность озари,
И шагай путём известным
От зари и до зари.

МИКС ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пары, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН - «все пишут раунд робин»   - обучающая   структура,    в   которой   ученики   по   одному ЗАЧИТЫВАЮТ   свои   ответы   по   кругу,   а   ВСЕ   остальные   ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.

Например:

Задание: Составить числа из заданных цифр.

Участник №1 зачитывает все числа, которые он написал сам и собрал у друзей, а другие участники слушают внимательно и ставят галочку, если это число есть у них. Если участник №1 зачитывает новое число, которое нет у кого- то, то его продолжают записывать после второй прочерченной линии, продолжая нумерацию.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Например:

Этапы работы

1.     Сделаем карточки Запишем выражение на табличное умножение и его ответ. Общаемся с партнерами со своего стола.

2.     Встаньте, поднимите руку и найдите пару.

3.     ,Ученик выше ростом задает вопрос своему партнеру, тот отвечает. Задавший вопрос хвалит, помогает.

4.     Ученики меняются ролями

5.     Ученики меняются карточками и ищут следующего партнера.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Например:

Тихо встали, задвинули стульчики, вышли .(Включаю музыку -дети смешивают под музыку ,останавливаю ,-замирают ,спрашиваю- дети образуют пару.

- Чему  равна сторона квадрата ,если периметр 8см(2)

-Во сколько раз 15 больше  3 (5)

- Сколько месяцев составляет одна четвертая года?(3)

- Сколько сотен в числе 423?(4)

Спасибо.

Тихо сели на свои места .

Поблагодарите друг друга.

КОНЭРС - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа и доказывают свой выбор.

Например:

Раздать карточку с названиями  предметов. Участники  распределяются в две группы:

- Одушевленные и неодушевленные

- По количеству слогов:

- По первой букве

- По количеству букв

Поблагодарите друг друга.

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

 

2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал. Они позволяют ученикам обдумать материал, связать его с предыдущими знаниями и порефлексировать о приобретенном академическом материале для развития критического и креативного  мышления.

ДЖОТ ТОТС  - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

Например

Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги

На каждом листочке бумаги:

1.     Придумайте правильную слова с суффиксом  -ик-

2.     Проговорите громко это слово для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги

3.     Положите на центр стола лицевой стороной вверх

4.     Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки

 Когда отведённое время заканчивается, команда просматривает записанные идеи вместе.

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР  - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

СТЁ ЗЕ КЛАСС  - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Например

-Вспомните и запишите  сельскохозяйственные профессии. (время)

- Время вышло. Прочертите линию  после  последней записанной профессии.

- В течение 2 минут вам нужно будет собрать  как можно больше ответов у своих друзей.

Задача:  встретиться с несколькими  одноклассниками и собрать как можно больше вариантов профессий.

- Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего числа, которое  вы скопировали у друзей.

- Поделитесь вариантами профессий, которые вам удалось записать

по  обучающей структуре ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН  -  структура,    в   которой   ученики   по   одному зачитывают  свои   ответы   по   кругу,   а   все   остальные   ученики записывают новые идеи на своих листках.

- В итоге работы у каждого участника команды записано одинаковое количество профессий.

ТИК-ТЭК-ТОУ - «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

Например

Перемешайте и разложите листочки, на которых записаны слова, в формате 3х3.

 

Аист

Воробей

Дятел

Лягушка

Змея

ящерица

Бабочка

Пчела

кузнечик

 

Каждый член команды составляет сложное предложение, используя любые три слова с одной линии.

Участник под № 2 читает предложение, и т. д. Выбирается лучшее предложение, учащиеся хлопают победителю.

ЭЙ АР ГАЙД  «Руководство предположения/реакции») - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)

Например:

До

Утверждения

После

 

Звук [ г]- согласный.

 

 

Буква г может обозначать твердый звук [ г].

 

 

Буква г не может обозначать мягкий звук [ г’].

 

 

Звук [г] –звонкий.

 

 

1 .В столбике «ДО»поставьте «+»,если вы согласны с утверждением, или      «-»,если вы не согласны с утверждение.

2.А теперь познакомимся с буквой  г поближе.

3. Заполняют таблицу, после этого «партнёры по-лицу» обменяйтесь мнениями и делают вывод: у кого больше всех совпадений.

ТОКИН МЭТ («говорящая карта»)  

 (Учитель задает тему на обсуждение и время для размышления, ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально  и в тишине)

 Учитель:

-На столах у вас лежат  по одному листочку формата А3. Посередине участники №1 напишите крупными буквами «Весна».  

- «Что значит для меня весна? Какими словами или предложениями вы можете охарактеризовать весну»

Каждый ученик записывает свои идеи словами и рисунками   по данной теме на любом углу листочка. Даю вам 2минуты.

-Теперь встаньте, задвиньте стульчики. Стол №1 передвигается к столу №2, стол №2- к столу  №3 и т.д. Подойдя к соседним столам, вы должны установить связь между рассуждениями (соедините стрелками)  и задать интересующие вас вопросы (2 мин.)

Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью установления взаимосвязей между данными и ответами (соединяя идеи стрелками) или для формулирования вопросов по теме.

- Теперь садимся на свои места и анализируем свою работу, отвечая на вопросы и делая вывод.   (2 мин)

- А теперь я хочу пригласить  участников под №3 , чтобы они представили нам  работу своей группы.

 (Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу)

 

3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, а также, чтобы  ребята могли практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

 ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ - «внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами,

МИКС-ФРИЗ-ГРУП , МИКС ПЭА ШЭА, КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД, СТЁ ЗЕ КЛАСС, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН,  ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, РАУНД ТЭЙБЛ

Для управления классом используются такие стратегии, как сигнал тишины, таймер, мэнэдж мэт и т.п.

       ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз» – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

Обучающие структуры можно использовать на всех этапах урока. Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока считаю приемлемым, детям интересно.

Оценивание на уроках

с использованием обучающих структур Сингапурской технологии

Следует отметить, что обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и  общую вовлеченность учащихся.

Для рефлексии можно использовать так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.

«Цветные поля».

Используется с целью создания  психологически комфортной обстановки на уроке.

Алгоритм:

1. Ученик, выполняя письменную работу

2. На полях делает пометки разным цветом.  Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»
          «Кубик»

Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы:
Что было трудного?
Что не удалось на уроке?
Почему я ошибся?
Что было непонятного?
Что было интересного?
Что было полезного и нужного?
Что получилось лучше всего? и т.п.
           Дети отвечают на вопрос, который им выпал. Кубиков может быть два: кубик  успехов и кубик неудач. Тогда их ребенок бросает по очереди.

 

 

Результаты работы

Систематическая работа  с  применением сингапурских  обучающих  структур даёт положительные результаты:

-учащиеся проявляют больше самостоятельности;

-начинают свободнее общаться, высказывать свою точку зрения;

-возрастает интерес к предмету, особенно к экспериментальной части;

-учащиеся уходят от заучивания, осознано воспринимают информацию.

Таким образом, используя выше приведённую технологию, можно решить  вопрос повышения мотивации к обучению у учащихся и ряд вопросов по реализации  ФГОС.

В результате применяемых технологий мои ученики достигли следующих результатов:

 

Таблица результатов учебных достижений за учебный год

 

Начало учебного года

На конец учебного года

2013-2014 уч.год

100/41%

100/47%

2014-2015 уч.год

100/24%

100/50%

2015-2016

Уч.год

100/33%

100/56%

 

 

 

Таблица результатов внутри учрежденческого контроля 2015/16 учебный год

 

 

Русский язык (стартовая к/р)

Русский язык

(I полугодие)

Математика (стартовая к/р)

 

Математика

(I полугодие)

Успеваемость/

качество

100/61%

100/88%

100/44%

100/68%

Средний балл

3,8

4,4

3,4

4,1

 

 

 

 

 

Результаты Всероссийских проверочных работ в 2015-2016 уч.году

 

 

Русский язык (апробация ВПР)

Русский язык

(ВПР)

Математика

(апробация ВПР)

 

 

Математика

(ВПР)

 

Окружающий мир

(апробация ВПР)

Окружающий мир

(ВПР)

 

2015-2016 уч.год

100/61%

100/83%

100/67%

100/77%

100/67%

100/83%

Средний балл

3,8

4,1

3,7

4,0

3,7

4,1

 

 

Сформированность универсальных учебных действий обучающихся

 

УУД

На конец учебного года 3 кл. (2014/15г)

На конец учебного года 4 кл. (2015/16г)

Средний балл

н

с

в

н

с

в

Регулятивные

3,3

11

5,6

2,6

11,3

6

Познавательные

2,3

11,3

4,3

2,0

12

5,8

Коммуникативные

2,3

11

4,6

1,6

12,0

8

Личностные

3,5

11

2,5

2,3

12,5

5

 

 

Формирование коммуникативных УУД школьника идет по разным линиям. Во-первых, это количественные изменения: увеличение словарного запаса, объема высказывания; во-вторых, это и качественные изменения (развитие связной речи, совершенствование произношения, понимание обращенной речи). Основным критерием успешности формирования личности является способность понимать, решать различные коммуникативные задачи, т.е. способность эффективно использовать свои речевые и мыслительные действия, в целом, всю речемыслительную деятельность в общении с самим собой и с другими людьми, а также с разнообразными средствами информации

Вывод

На основе рефлексии собственного педагогического опыта мною были сделаны следующие выводы:

- Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник.

- Обучающие структуры развивают личность каждого ученика, заставляют его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье организма,

 - наблюдается динамика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников на конец 4 класса в соответствии с критериями,

- развивают в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность,

-ученики чаще проявляют инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- смелее вступают в коммуникацию (взаимодействуют при решении задачи, отстаивают свою позицию, принимают или аргументировано отклоняют точки зрения других).

- улучшается психологический климат в классе.

-наблюдается положительная динамика в посещаемости библиотеки (количество учащихся посещающих школьную библиотеку выросло в 3 раза);

- отмечается высокая активность учащихся  в реализации проектов,

- проявление коллективного творчества у учащихся при создании образовательных продуктов (создание проектов, презентаций, выпуск газет и др.);  

- налажено продуктивное взаимодействие с родителями.                                                     

В ходе использования данной методики у школьников повышается учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач. В группе выше уровень обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний.                               Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

 Однако есть в применении обучающих структур сингапурской технологии и  некоторые трудности, или минусы.

Этой методике  надо сначала научить. Для этого учитель должен найти  время на обучение методики на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Данная методика позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества, рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

 


Заключение

 В заключение можно добавить: любой опыт - успешный или не очень - бесценен, так как дает нам возможность проверить все на практике. Опыт помогает нам остановиться и поразмышлять о том, почему у нас появился такой опыт. Опыт дает нам основания двигаться дальше, пробовать и рисковать. Знание и применение современных тенденций в методике обучения  позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной, поможет выполнить главную задачу учителя сегодня – найти эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

 

Включайся! Исследуй! Применяй!


Источники

1.     loiro.ru/files/pages/page_237_0532.docx

            http://www.shema.slovarik.org/info/data-id297

2.     Сингапурская методика дружит с ФГОС
http://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf

3.     Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской
методики для повышения качества обучения младших школьников
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/

4.     Обучающие структуры сингапурской методики обучения. http://ped-kopilka.ru

5.     Протокол № 3 заседания ГМО учителей русского языка и литературы | Социальная сеть Pandia.ru http://pandia.ru

6.     https://multiurok.ru/workshoplyudmila/files/opisaniie-opyta-piedagogichieskoi-...
http://festival.1september.ru/articles/593157/

7.     http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-...

8.     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/06/12/formirovanie-uud-v-...

9.     https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/formirovaniie-uud-v-ramkakh-...

10. http://textarchive.ru/c-1824939.html

11. http://имц45.рф/88/0B84709B-E0EA-F094-8657-34CEBB4CBAD9/81/259/470/

12. http://bsh1.ru/map/konkurs/15-2014-02-20-16-58-47.html

13. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. – 2011. - № 6. – С. 53-56.

14. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. – 2012. - № 5. – С. 44-46.

15. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.

16. Дьячкова С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 10. – С. 78-83.

17. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. – 2011. - № 5. – С. 50-57.

18. Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф. (г.Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – vi, 128 с.

19. Сухомлинский, В.А.Потребность человека в человеке /В.А.Сухомлинский. - М.:

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование обучающих структур Сингапурской технологии

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов через использование  обучающих структур Сингапурской технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019