Программа
Оценка 5

Программа

Оценка 5
Образовательные программы
doc
детская психология +1
7 кл—9 кл
30.04.2023
Программа
Психокоррекционная программа 7-9 класс
коррекция 7-9.doc

                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                        к ООП ООО

                                                                 МКОУ Помельцевской ООШ

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

« Психокоррекционные занятия»

 

для обучающихся 1-9 классов

 

 

 

                                   Программу разработала:

                    Добрачеева Е.Ф.

 

Программа одобрена педагогическим советом


Пояснительная записка

 

В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических                              особенностей                                                        коррекционных                            программ. Для обучающихся с умственной отсталостью характерны: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой. Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально –волевой сферы.

Нормативно-правовую базу разработки коррекционно-развивающей курса «Развитие познавательных способностей» составляют документы:

-      Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-    Приказ Минобразования РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576);

-         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. 26 изменениями на 27 октября 2020 года) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-   Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования на основе для обучающихся с умственной отсталостью (лёгкими интеллектуальными нарушениями) МКОУ Помельцевская ООШ.

 

Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи коррекционной работы:

-развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;

-создание благоприятного психологического климата;

-оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);

-формирование образа «Я», навыков самопознания;

-формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;


-   мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;

-   развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

 

Пути реализации программы:

 

1.   Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.

2.   Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно- развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3.   Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка.

4.   Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

 

Методы и формы реализации программы

Для реализации поставленных целей выбрана индивидуальная форма работы. В ходе занятий использовались                                           следующие методические                                                                      средства:

1.     Арт методы, т.к. изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седа- тивный эффект       и                             снимает      эмоциональное                           напряжение.

2.   Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде. Создание ситуации успеха помогает более эффективному усвоению получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка   известных   сказок   и   придумывание   своих   с   последующим   их   проигрыванием.

3.    Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, создание доброжелательной атмосферы, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

 

Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 40 минут.

Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:

-Конвенция ООН о правах ребенка;

-Закон об образовании РФ;

-Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;

-Этический кодекс психолога. Перспективы.

-   Продолжать работу по повышению самостоятельности умственно отсталых детей;


-   Расширение возможности их общения в современном обществе;

-   Сформированность положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

-   Освоение навыков работы в коллективе.

Содержание программы

Вводная часть.

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. (Приложение 2)

Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.

Основная часть.

Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены другими в зависимости от базы учреждения образования, количества учащихся школы и творческого потенциала педагогов).( Приложение 3)

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений     и     приемов,     направленных     на     решение     задач     данного      занятия. Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.

 

Заключительная часть Рефлексия.

Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим. (Приложение 2)

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, состав класса, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.


Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при вы-полнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии. Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной      деятельности       и       повышение       настроения       в       конце       занятия. Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся.

 

В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:

-беседы, опросы, наблюдения;

-   словесные игры;

-   игровой тренинг (психоигры, предметные игры);

-   система упражнений по развитию познавательных процессов;

-   элементы арттерапии, сказкотерапии.

 

Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает 4 основных блока:

1.   Развитие и коррекция познавательной сферы:

-развитие внимания, памяти, мышления;

-приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

-   формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

-   становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

-   расширение словарного запаса.

 

2.   Самопознание. Что я знаю о себе:

 

-   формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;


-   умение определять личностные качества свои и других людей;

-формирование адекватной самооценки;

-достоинства и недостатки;

-   навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями.

 

3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:

-становление умения владеть средствами общения;

-формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

-формирование коллективного обсуждения заданий;

-установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

-способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

 

4.   Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:

-   чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;

-   формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

-понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости;

-отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;

-понятие группового давления и принятие собственного решения;

-формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;

-поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;

-понятие насилия и права защищать свои границы;

-формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя;

-понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций;

-   коррекция агрессивности обучающихся.

 

Учебный план

 

п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

1

Обследование детей

2

2

Развитие и коррекция познавательной сферы

24

3

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

4

4

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

4

 

Итого часов:

34

 

Содержание программы для учащихся 5- 9 классов

 

1.   Обследование     детей:     комплектование     групп      для      коррекционных     занятий(2часа).

2.   Развитие             и              коррекция             познавательной             сферы              (24           часа). Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация,                    обобщение,              причинно-следственные                                 отношения.

3.   Развитие       и       совершенствование       коммуникативных       навыков       (4        часа). Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.

4.   Развитие           и            коррекция            эмоционально-волевой           сферы            (4 часа).


Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.

 

Обучающиеся должны уметь:

-   признавать собственные ошибки;

-   сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

-   выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

-   анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

-   контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

-   работать самостоятельно в парах, в группах;

-   адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

-   знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

-   уметь отстаивать свое мнение;

       - уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.

 Содержание тем учебного курса 5 класса - 34 часа Раздел 1 Диагностика 2 часа

Обследование психических познавательных процессов

Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности)

Раздел 2 Тропинка к своему Я 20 часов

Мои способности Мой выбор, мой путь Мой внутренний мир

Кого я могу впустить в свой внутренний мир? Мое детство

Я изменяюсь

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Права и обязанности школьника

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам


Как разрешить конфликты мирным путем Кто я, какой я?

Я могу! Я нужен! Я мечтаю

Агрессия и ее роль в развитии. Я повзрослел У меня появилась агрессия

Как выглядит агрессивный человек? Конструктивное реагирование на агрессию

Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми Учимся договариваться

Раздел 3 Развитие психических познавательных процессов 10 часов

Говорящая надпись Какие мы разные

Я узнаю себя Я - ромашка

Что я могу сказать о себе хорошее? Слово в зеркале

Что я чувствую? Ошибки в изображениях Какие слова легче Найди фигуру Диагностика 2 часа

Обследование психических познавательных процессов

Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности)

Содержание тем учебного курса 6 класс - 34 часа Диагностика 4 часа

Обследование психоэмоционального

Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов

Коррекция мыслительных и речевых навыков 27 часов

Угадай по описанию

Найди одинаковые предметы Делай по заданию

Найди отличия Лабиринты Разложи по порядку Дорисуй до образа

Приметы времен года Какого цвета?

Воспроизведи по памяти Кто больше запомнит Слова

Чей предмет Классификация предметов История в картинках

Как это можно использовать? Бывает не бывает

Танграм

Найди лишнюю картинку Поиск закономерностей Нелепицы

Ответ – вопрос Найди лишнее слово

Говори (покажи) наоборот


Назови слова Конкретизация понятий Диагностика 4 часа

Обследование психоэмоционального Обследование уровня сформированности.

 

Тематическое планирование 5 класс

п/п

Разделы программы и темы занятий

Методики и задания

Кол- во часов

Раздел 1 Психодиагностика 2 часа

1.

Диагностика

Обследование психоэмоционального состояния.

Работа с пиктограммами (чувства)

1

2.

Диагностика

Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности)

Работа с сюжетными карточками

1

Раздел 2 Тропинка к своему Я–20 часов

3.

Мои способности

Помочь каждому ученику осознать свою уникальность, узнать свои способности Работа со сказкой, беседа «Что

такое способности?», упр. «Конкурс портретов»

1

4.

Мой выбор, мой путь

Помочь каждому ученику осознать свою уникальность, узнать свои способности Работа со сказкой, упражнение

«Кого загадал ведущий?», беседа «Выбор пути»

1

5.

Мой внутренний мир

Помочь каждому ученику осознать свою уникальность, узнать свои способности Работа со сказкой, упражнение

«Не выходя из дома, «Радиопередача», обсуждение «Чужие рассказы»

1

6.

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?»

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности

Упр. «Рассмотри и придумай» «мой самый интересный сон», использование метода психологической информации

1

7.

Мое детство

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности

 

Работа с картинками, упр. «любимый сказочный герой, беседа «Мое детство»

1

8.

Я изменяюсь

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности

Работа со сказкой, просмотр фрагмента серии «Ералаш», использование ролевого метода, упр. «Подушечный бой»,

«Рассмотри и задумай», «Маленькая страна», использование метода интеллектуальных заданий

1

9.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего

Упр. «взрослое имя», «Я в будущем», работа с картинками

1

10.

Права и обязанности школьника

Помочь понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей

Упр. «Скажи так, чтобы тебе поверили», «Взгляд», работа со сказкой

1


11.

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

Помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей

Уп. «Придумай реплику», метод интеллектуальных заданий, работа со сказкой

1

12.

Как разрешить конфликты мирным путем

Помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей

Упр. «Передай чувство спиной», «Разыграй конфликт», работа со сказкой

1

13.

Кто я, какой я?

Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

Упр. «Угадай, чей голосок», «Кого загадал ведущий»,

«Угадай, кому письмо»

1

14.

Я могу!

Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

Упр. «Чьи ладони», «Я могу, я умею», работа со сказкой

1

15.

Я нужен!

Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

Упр. « Кто нужен школьнику?», метод интеллектуальных заданий, работа со сказкой

1

16.

Я мечтаю

Помочь осознать требование родителей сопоставить их со своими возможностями и желаниями

 

Упр. «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски», метод неоконченных предложений, работа со сказкой работа со

сказкой, беседа «Агрессия…»

1

17.

Агрессия и ее роль в развитии. Я повзрослел

Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

1

18.

У меня появилась агрессия

Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

Упр. «Агрессия и развитие», «Золотые мысли», работа со

сказкой

1

19.

Как выглядит агрессивный человек?

Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

Упр. «Покажи агрессию», «Кто из них агрессивный?», беседа «Отбрось старое, чтобы измениться», работа со

сказкой

1

20.

Конструктивное реагирование на агрессию

Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

Упр. «Трудно», «Если я сильный…», работа с притчей

1

21.

Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми

Осознать качества настоящего друга, подвести к осознанию собственного умения дружить.

Упр. «Чувства и ассоциации», «Изобрази ситуацию»,

«Какие чувства возникают во время ссоры и драки?», метод неоконченных предложений, обсуждение «Я знаю одного

мальчика…»

1

22.

Учимся договариваться

Осознать качества настоящего друга, подвести к осознанию собственного умения дружить

Упр. «Мои маски», работа с притчей

1

Раздел 3 Развитие психических познавательных процессов 10 часов


23.

Говорящая надпись

Развитие внимания (переключение), развитие мышления (синтез, анализ) Упр. мозговой гимнастки «Заземлитель»,

«Говорящая надпись», «Называйте и считайте», подведение итогов

1

24.

Какие мы разные

Развитие пространственных представлений

 

Упр. мозговой гимнастки «Заземлитель», «Какие мы разные», «Представьте куб», «Замените цифры

символами», подведение итогов

1

25.

Я узнаю себя

Развитие внутреннего плана действия Упр. мозговой гимнастки «Качание головой», «Муха», «Говорим по мариаиански», «Объясните греческие слова», подведение

итогов

1

26.

Я - ромашка

Рефлексия личностных качеств

Упр. мозговой гимнастки «Точки пространства», «Я ромашка», «Найдите фигуру», «Забавные анонимы»,

подведение итогов

1

27.

Что я могу сказать о себе хорошее?

Рефлексия личностных качеств

Упр. мозговой гимнастки «Качание головой», «Делаем вместе», «Выбери синонимы и антонимы», подведение

итогов

1

28.

Слово в зеркале

Развитие пространственных представлений.

Упр. мозговой гимнастки «Перекрестные движения»,

«Слово в зеркале», «Подберите синонимы и антонимы», подведение итогов

1

29.

Что я чувствую?

Рефлексия собственных чувств

Упр. мозговой гимнастки «Ленивые восьмерки», «Что я чувствую?», «Найдите фигуры», «Одинаковые?, подведение итогов

1

30.

Ошибки в изображениях

Развитие пространственных представлений.

Упр. мозговой гимнастки «Ленивые восьмерки», «Ошибки в изображениях», «Существенные и несущественные признаки», подведение итогов

1

31.

Какие слова легче

Различать виды вербальных реакций. Упр. мозговой гимнастки «Толчки равновесия», «Стенографы», «Замените символы цифрами», «Объясните поговорки», подведение итогов

1

32.

Найди фигуру

Развитие мышления (установление закономерностей) Упр. мозговой гимнастки «Заземлитель», «Найдите фигуры»,

«Понимание пословиц», подведение итогов

1

Психодиагностика 2 часа

33.

Диагностика

Обследование психоэмоционального состояния

 

Работа с пиктограммами (чувства)

1

34.

Диагностика

Обследование психоэмоционального состояния (выявления

уровня тревожности и агрессивности)

1

 

ИТОГО

34

 

 

Тематическое планирование


6 класс

 

п/п

Разделы программы и темы занятий

Методики и задания

Кол- во

часов

Раздел 1 Психодиагностика 2 часа

1.

Диагностика

Обследование сформированности эмоционально

личностной сферы

1

2.

Диагностика

Обследование психоэмоционального состояния (выявления

уровня тревожности и агрессивности)

1

Раздел 2 Коррекция мыслительных и речевых навыков 27 часов

3.

Угадай по описанию

Находить предметы словесному описанию Предметы,

окружающие детей в классной комнате

1

4.

Найди одинаковые предметы

Уметь находить схожие признаки предмета и называть (показывать) его. Картинки с пятью предметами, два из них

одинаковые. Их и нужно отыскать ребенку.

1

5.

Делай по заданию

Развитие внимания, сосредоточенности. Учащиеся по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово,

обозначающее растение.

1

6.

Найди отличия

Обучение способности переключать внимания на два –три объекта.

Набор двух картинок, имеющие несколько различий

1

7.

Лабиринты

Обучение способности концентрировать внимания.

«Лабиринты»

1

8.

Разложи по порядку

Развитие целостности восприятия. Сериационные ряды

предметных картинок разные по величине

1

9.

Дорисуй до образа

Улучшение качества деятельности зрительного

анализатора. Неоконченные рисунки

1

10.

Приметы времен года

Уметь находить и называть (показывать) приметы осени различия с летом.

 

Уточнение понятий (листопад, похолодание, заморозки, и т.д.). Сюжетные картинки «Осень»

1

11.

Какого цвета?

Развитие цветоразличение Предметные картинки.

1

12.

Воспроизведи по памяти

Тренировать прочность и точность запоминания. Игрушки

1

13.

Кто больше запомнит

Развитие способности согласовывать движения с

произносимым текстом, развитие координации движений. Текст «У оленя дом большой»

1

14.

Слова

Воспитывать наблюдательность. Набор мелких игрушек

1

15.

Чей предмет

Развитие сознательного запоминания. Набор мелких игрушек

1

16.

Классификация предметов

Развитие классифицировать предметы по существенным признакам.

Набор предметных картинок

1

17.

История в картинках

Развивать умение вычленять в предмете разные качества.

Предметные картинки

1

18.

Как это можно

использовать?

Развивать умение находить логические ошибки

1

19.

Бывает не бывает

Развивать умение находить логические ошибки

1

20.

Танграм

Закрепить умение складывать узоры по образцу и памяти

1


 

 

 

 

21.

Найди лишнюю картинку

Закрепить умение сравнивать от несущественных признаков.

Серия предметных картинок

1

22.

Поиск закономерностей

Развивать умение строить простейшие умозаключения.

Набор сюжетных картинок

1

23.

Нелепицы

Закрепить умение строить простейшие умозаключения. Набор сюжетных картинок

1

24.

Ответ вопрос

Развивать умение находить логические ошибки.

Набор сюжетных картинок с нелепицами

1

25.

Найди лишнее слово

Развивать понимание и выполнение простой устной инструкции. Выполнение словесной инструкции

1

26.

Говори (покажи)

наоборот

Развитие функций анализа и синтеза.

1

27.

Назови слова

Развивать умение находить логические ошибки

1

28.

Конкретизация понятий

Проведение классификации предметов, обобщение

1

Психодиагностика 3 часа

29.

Диагностика

Обследование степени сформированности эмоционально

личностной сферы

1

30.

Диагностика

Обследование психоэмоционального состояния (выявления

уровня тревожности и агрессивности)

1

31.

Диагностика

Обследование психоэмоционального состояния

(поведенческие реакции)

1

32.

Диагностика

Обследование уровня сформированности психических

познавательных процессов

1

 

-    

 

Тематическое планирование 7 КЛАСС

( 34 ЧАСА)

 

Разделы

Тематика

Количество часов

1

Диагностика на начало года

 

1

2

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

1

Развитие глазомера

1

3

Общение

Общение в жизни человека. Барьеры общения

1

Учимся слушать друг друга. Пойми меня.

1

Критика. Комплименты или лесть.

1

Вежливость. Зачем нужен этикет.

1

4

Воля

Нравственность.

1

Мой характер.

1

5

Речь

Составление рассказа по картине

1

Работа с деформированными предложениями

2

6

Внимание

Устойчивость внимания.

2

Распределения внимания.

2


 

 

Объем внимания

2

7

Память

Развитие зрительной памяти

2

Развитие слуховой памяти

2

Развитие логической и механической памяти.

2

8

Мышление

Развитие мыслительных операций: обобщение и классификация

2

Развитие мыслительных операций: анализ и синтез

2

Развитие мыслительных операций:

2

Развитие логического мышления

2

Решение логических задач

2

9

Итоговая диагностика

 

1

Тематическое планирование 8 класс

п/п

Разделы программы

Тематика

Кол- во часов

 

Раздел 1.

Развитие                        эмоционально- волевой сферы

 

25

1

 

Основные эмоциональные состояния (позитивные,

1

 

негативные, нейтральные эмоциональные состояния),

 

2

Положительные эмоциональные состояния.

3

3

Отрицательные эмоциональные состояния.

3

4

Нейтральные эмоциональные состояния.

3

5

Чувство страха.

1

6

Чувство гнева.

1

7

Чувство злости.

1

8

Чувство обиды.

1

9

Чувство вины.

1

10

Чувство стыда.

1

11

Чувство грусти.

1

12

Чувство радости.

1

13

Формирование    позитивного    отношения                              подростка        к

1

 

своему «Я».

 

14

Формирование позитивного отношения к своей семье.

1

15

Формирование позитивного отношения к своему классу.

1

16

Отработка механизмов саморегуляции.

1


 

 

 

 

17

 

Актуализация позитивного эмоционального опыта.

1

18

Повышение самооценки.

1

19

 

Развитие эмпатии.

1

 

10

19

Раздел 2.

Развитие                    коммуникативной навыков:

Формирование навыков общения.

2

20

Развитие навыков бесконфликтного общения.

2

21

Обучение детей отреагированию эмоций в конфликте.

2

22

Развитие умения договариваться друг с другом.

2

23

Формирование адекватных форм поведения.

2

Итого:

 

35

Тематическое планирование 9 КЛАСС

( 34 ЧАСА)

 

Разделы

Тематика

Количество часов

1

Диагностика на начало года

 

1

2

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

1

3

Общение

Я и другие

1

Чувства. Функции чувств .

1

Выражение чувств.

1

Вербальное и невербальное общение

1

4

Эмоционально – волевая сфера

Отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых

1

Формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения.

1

Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций.

1

Коррекция агрессивности обучающихся

1


5

Внимание

Переключение внимания.

3

Распределение внимания.

2

Объем внимания.

2

6

Память

Развитие зрительной и слуховой памяти.

3

Логическая память.

2

Опосредованное запоминание

2

7

Мышление

Развитие мыслительных процессов

3

Решение логических задач

2

Развитие словесно-логического мышления

2

Развитие элементов логического мышления.

2

8

Итоговая диагностика

 

1

Предполагаемый результат:

·         эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

·         чувство единства, умение действовать согласованно;

·         готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

·         целостная психолого-педагогическая культура;

·         учебные мотивы;

·         устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

·         основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

·         адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

·         адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

·         нравственно-моральные качества:

·         повышение уровня развития психических функций;

·         улучшение социальной адаптации;

·         преодоление моторной неловкости;

·         развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;

·         конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

·         выбирать наиболее эффективный способ решения;

·         моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;

·         анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

·         включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

·         аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

·         контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки


·         анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные

·         применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

·         выявлять закономерности;

·         выделять существенные признаки предметов;

·         сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

·         классифицировать явления, предметы;

·         определять последовательность событий

Методическое и материально – техническое обеспечение программы: Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности:

·         корректурные задания,

·         модификации методики Мюнстерберга,

·         работа с изображениями-нелепицами,

·         решение ребусов;

·         «Запрещенная буква»,

·         «Спрятанное слово»,

·         методика «Смысловые единицы» (К.П. Мальцева),

·         работа с кубиками Каоса,

·         таблицами Шульте,

·         упражнение «Мысленные образы и эмоции»,

·         техника «Анализ структуры длинных предложений»,

·         составление рисунков из счетных палочек и/или спичек,

·         «Запрещенная буква»,

·         «Спрятанное слово»,

·         «Исключение лишнего»,

·         «Составь предложение»,

·         «Четвертый лишний»,

·         «Необычное применение»,

·         «Поиск аналогов»,

·         «Чтение с помехой»,

·         «Что слышно?»,

·         «Найди ошибку»,

·         «Назови причину»,

·         «Скажи по-другому»,

·         «На что это похоже?»,

·         «Противоположности»,

·         «Поиск общего»,

·         «Дай определение»

·         Развивающие презентации на развитие познавательных процессов.

·         Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии.

·         Манипуляторные предметы (дидактический и раздаточный материал )


·         Методическая литература (рабочие тетради, сборники коррекционных упражнений, тесты и т. д)

·         Магнитофон

·         Компьютер

 

Список литература

1.Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями

«Умникам и умницам». Курс РПС (1,2,3,4 классы класс 2.Холодова О.А., Е.А. Моренко «Умникам и умницам»

3.Задания по развитию познавательных способностей (. Курс РПС./

5.Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 4 класс. Курс РПС. Рабочие тетради: В 2 частях, часть 1 / - М.: РОСТ, 2013. - 96 6.Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ( Курс РПС./ Методическое пособие для 3,4 класса - М.: РОСТ, 2013. - 288 с.

7.Е.В. Соколова «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития 8.Л.В. Мщенкова «25 развивающих занятий » Академия развития

9. Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова А,2002

10.  Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. СПб., 1998 11.Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001 12.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004 13.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. М.,2003

14.120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000 15." Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. М.,2001

16.Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008 17.Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. СПб.,2004

18.  Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.

19.    В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

20 Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

21.   Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

22.   Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

23.   Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

24.   Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”.

Москва. 1973 г.

25.   Развивающие игры для детей. Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.

16. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. “Развитие логического мышления детей”. – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995 г.



ПРИЛОЖЕНИЕ к

ПРИЛОЖЕНИЕ к

Пояснительная записка В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных…

Пояснительная записка В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных…

Пути реализации программы: 1

Пути реализации программы: 1

Расширение возможности их общения в современном обществе; -

Расширение возможности их общения в современном обществе; -

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися

Развитие коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных навыков

Чувства, сложности идентификации чувств

Чувства, сложности идентификации чувств

Как разрешить конфликты мирным путем

Как разрешить конфликты мирным путем

Назови слова Конкретизация понятий

Назови слова Конкретизация понятий

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

Говорящая надпись Развитие внимания (переключение), развитие мышления (синтез, анализ)

Говорящая надпись Развитие внимания (переключение), развитие мышления (синтез, анализ)

Разделы программы и темы занятий

Разделы программы и темы занятий

Найди лишнюю картинку

Найди лишнюю картинку

Речь Составление рассказа по картине 1

Речь Составление рассказа по картине 1

Объем внимания 2 7

Объем внимания 2 7

Актуализация позитивного эмоционального опыта

Актуализация позитивного эмоционального опыта

Внимание Переключение внимания

Внимание Переключение внимания

Методическое и материально – техническое обеспечение программы:

Методическое и материально – техническое обеспечение программы:

Методическая литература (рабочие тетради, сборники коррекционных упражнений, тесты и т

Методическая литература (рабочие тетради, сборники коррекционных упражнений, тесты и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023