Формирование компетентностей личности в процессе подготовки к ЕГЭ
Оценка 4.7

Формирование компетентностей личности в процессе подготовки к ЕГЭ

Оценка 4.7
Лекции
doc
история
08.06.2022
Формирование компетентностей личности в процессе подготовки  к ЕГЭ
Материал содержит практические приемы и методы подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Бережная О.Н. Формирование компетентностей личности в процессе подготовки к ЕГЭ.doc

Формирование компетентностей личности

в процессе подготовки к ЕГЭ

(Выступление на V-й региональной научно-практической конференции. Омск, 24 марта 2011 г.)

 

 

                                                                         Бережная Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

                                                       высшей категории

                                                                        МОУ «СОШ № 135» г. Омск

 

         Подготовка к ЕГЭ и работа с тестами являются завершающим этапом  среднего (полного) образования человека.  Считается, что на данном этапе учитель уже ничему не учит ученика, а только проверяет и корректирует его знания для успешной сдачи государственного экзамена. Однако, работая с тестами, мы продолжаем формировать важнейшие компетенции личности ребенка, и об этом не нужно забывать. Мы обращаем особое внимание на образовательную компетенцию ученика как совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. В структуре образовательной компетенции особый интерес вызывает ключевая компетенция, которая относится к общему (метапредметному) содержанию образования.

         Работая с тестами и готовя учеников к ЕГЭ, мы продолжаем формировать именно ключевые компетенции.  Прежде всего, сама подготовка к государственному экзамену состоит из двух частей: работа с тестами под руководством учителя и самостоятельная работа ученика. Именно во второй части формируется  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. Если в период обучения с 5-го по 9-й класс перед учеником не стоит остро проблема организации своего времени и деятельности, то в старших классах  самоорганизация становится насущной необходимостью. Одновременно  учащиеся продолжают оттачивать  свои умения работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

         Непосредственная работа с тестами под руководством учителя также продолжает формировать ключевые компетенции ученика. Задания части А связаны с выбором варианта ответа из 4-х предложенных. Задания части В связаны с умением привести в соответствие какие-либо факты и события, вставить нужное понятие в схему, выбрать из нескольких предложенных характеристик те, которые соответствуют заданной в вопросе ситуации и т.д. Некоторые педагоги идут по пути выдачи как можно большего объема учебного материала ученикам, рассчитывая на то, что огромный багаж знаний поможет ребенку без труда справиться с этими частями теста. В результате, сталкиваясь с «непредвиденными» вопросами на экзамене, ребенок теряется, отвечает наугад или  оставляет вопрос без ответа. Такой подход изначально  ошибочен.  Прав тот педагог, который не «заваливает» учеников   теоретическими знаниями, а методично работает   непосредственно с тестовыми материалами. Встречая трудный вопрос, мы, в первую очередь,  учим  ребенка  переводить вопрос из сложного и непонятного на  язык простых и понятных ребенку слов. Таким образом,  мы формируем важнейшее умение – переводить с более высокого уровня на более простой и через это уже находить путь решения задачи. Одновременно мы  продолжаем формировать способность применять понятийный аппарат и приемы анализа для раскрытия сущности и значения  в данном случае непонятного вопроса или суждения.  Также, работая с частью В, мы продолжаем формировать умение учеников анализировать и обобщать факты, применять уже имеющиеся знания на практике.

         Гораздо более сложной и разнообразной по образовательным компетенциям является часть С в тестах государственных экзаменов.  Она включает в себя работу с документом, понятийным аппаратом, фактическими знаниями, а также составлением развернутого плана и  написанием эссе по обществознанию.  Работа с документом требует от ученика понимания смысла высказываемой автором позиции, умением находить  классификации и необходимые аргументы, приводимые автором. Обращаясь непосредственно к тексту предложенного документа, мы продолжаем формировать  умение находить нужную информацию, адекватно ее воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).  При составлении сравнительной таблицы по истории мы отрабатываем навыки сравнительного анализа, умение находить сходства и отличия событий и явлений. А при выборе одной из предложенных позиций  оттачивается способность проявлять свою собственную позицию, умение отстаивать ее и грамотно аргументировать, а также готовность применять уже имеющиеся знания на практике. Все это является важнейшей составной частью осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

         Наиболее сложными заданиями части С по обществознанию являются задания по составлению развернутого плана  по предложенной теме и написание эссе.  Здесь опять-таки важно не «заваливать» учащихся  теоретическим материалом, а формировать умение классифицировать уже знакомый материал, разбивать его на  части, пункты и грамотно формулировать названия каждого пункта плана. Для этого можно использовать  перевод информации  из одного уровня в другой, использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Кроме этого мы используем способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности темы и выбора пути для решения поставленной задачи.

         Задача написания эссе облегчается тем, что у ребенка есть выбор темы (из шести предложенных), которая ему ближе и понятней.  Однако сам навык написания эссе довольно сложен и вызывает ненапрасные опасения как у учеников, так и  у педагогов. Прежде всего, эссе имеет жесткую структуру, которую  ребенок не имеет права нарушить.  В первой  части он должен продемонстрировать умение формулировать проблему, исходя из темы эссе. Формировать это умение гораздо проще через понимание смысла самой темы. Раскрывая смысл темы через понятийный аппарат, ученик приходит самостоятельно к пониманию проблемы, а, значит,  может ее сформулировать. После этого он уже достаточно легко раскрывает смысл темы, рассуждая, опираясь на терминологию. Для выполнения данного задания мы мобилизуем знания учеников ряда ключевых понятий  базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологи, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять их с позиций явления социальной действительности.

         После  раскрытия темы, учащиеся высказывают собственную позицию, аргументируют ее и приводят пример в подтверждение высказанной позиции.  Эссе заканчивается выводом из всех пунктов рассуждений ребенка.  Отрабатывая с учащимися навыки написания эссе по обществознанию, мы продолжаем формировать важнейшую компетенцию  выполнять познавательные и практические задания с использованием элементов причинно-следственного анализа, определением сущностных характеристик объекта, выбором верных критериев для оценки объектов, объяснением положений на конкретных примерах; определением собственного отношения к явлениям современной жизни, формулированием своей точки зрения.

         Таким образом,  компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к  знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых ( т.е. относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Это означает, что общие учебные умения и навыки находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

 

Литература:

1.     Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика.- 2003.- № 10.- С. 8-14.

2.     Глоссарий первого открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе».- www.moi-universitet.ru

3.     Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции.- http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm

4.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование.- 2003.- №2.- С.58-64.

5.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технологии конструирования.// Народное образование.- 2003.- № 5.- С.55-61.

        


Скачано с www.znanio.ru

Формирование компетентностей личности в процессе подготовки к

Формирование компетентностей личности в процессе подготовки к

Встречая трудный вопрос, мы, в первую очередь, учим ребенка переводить вопрос из сложного и непонятного на язык простых и понятных ребенку слов

Встречая трудный вопрос, мы, в первую очередь, учим ребенка переводить вопрос из сложного и непонятного на язык простых и понятных ребенку слов

Формировать это умение гораздо проще через понимание смысла самой темы

Формировать это умение гораздо проще через понимание смысла самой темы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022