Формирование культуры здоровьесбережения обучающихся с ОВЗ.
Оценка 4.7

Формирование культуры здоровьесбережения обучающихся с ОВЗ.

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
03.11.2020
Формирование культуры  здоровьесбережения  обучающихся с ОВЗ.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справляться с теми большими целями, которые определяет для него государство.
статья по зож.docx

 

 

 

    Формирование культуры  здоровьесбережения  обучающихся с ОВЗ.

Зализняк Людмила Иоганесовна, учитель

КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа-интернат», р.п.Тальменка, Тальменский район, Алтайский край

 

Ребенок  с нарушением интеллекта, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.

Обучение детей с нарушением интеллекта с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. [1,с.32].

Таким образом, принцип здоровьесберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов.

По данным Всемирной организации здравоохранения,  здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни. То есть, получается, что наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать учитель для сохранения и укрепления здоровья  во время урока? Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами нашей школы-интерната является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности. Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов. Достаточно вспомнить В.А.Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье»[2,с.3].

В случае использования педагогом на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат - получение обучающимися образования без ущерба для здоровья. Здоровьесберегающий урок - урок, на

 

 

 

 

 

 

 

 котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность обучающихся, профилактику раннего и

 выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся с ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет ученикам легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

Практика показывает,  что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

Двигательная активность.

В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая), самомассаж.

Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам. Они мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий.

Психологическое здоровье школьника

Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаю не только физические упражнения, но и «этюды для души», например, оздоровительная минутка «Солнышко».

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Пере­ключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем вни­мание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

Творческий характер процесса обучения

Каждый учитель знает, как важно ввести в учебный процесс игровые,

 

 

 

 

 

 

развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

Использование оздоровительной силы природы.

- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);

- экскурсии;

- подвижные игры на свежем воздухе и т.д.

Далеко не всем обучающимся легко дается учеба, поэтому  провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья обучающихся.

Методы здоровьесбережения все чаще использую в учебном процессе: стала чаще проводить физминутки, слежу за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращаю внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяю вопросам здоровья.

При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения  детей с нарушением интеллекта приводят к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справляться с теми большими целями, которые определяет для него государство.

Литература:

1.Выготский Л.С. Проблемы возраста //Собр.соч.:В 6 т.-М.: Педагогика.1984.-Т.4.-432 с.                                                                       2.Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»,  М.: Просвещение, 1979, 170 с.


 

Формирование культуры здоровьесбережения обучающихся с

Формирование культуры здоровьесбережения обучающихся с

ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет ученикам легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья

ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет ученикам легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья

В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки –…

В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки –…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2020