Формирование культуры здоровья, как ключевые компетенции личности
Оценка 4.6

Формирование культуры здоровья, как ключевые компетенции личности

Оценка 4.6
docx
18.04.2023
Формирование культуры здоровья, как ключевые компетенции личности
Формирование культуры здоровья.docx

Формирование культуры здоровья, как ключевые компетенции личности

Здоровье человека это высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Здоровье человека во все времена была и остаётся самой актуальной темой в жизни и развитии человека. Очень часто вспоминаются слова Ж.Ж.Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным- сделайте его крепким и здоровым». В последнее время в нашем обществе, к сожалению, прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья россиян. Особенно мы можем наблюдать данную тенденцию среди молодёжи, подростков и детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Все понимают, что фундамент основы здорового образа жизни закладываются в детстве.

Дети, значительную часть дня, проводят в образовательном учреждении, затем приходят на кружки, поэтому сохранение, укрепление их физического и психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Именно в этом возрасте можно сформировать положительные принципы осознанного отношения к здоровью, создать такую среду, которая будет благоприятно влиять на укрепление и развитие школьников. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только его отсутствие. Только здоровый человек, выйдя из стен образовательного учреждения, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.

Формирование культуры здоровья обучащихся во многом зависит от поведения и культуры самого педагога.  Как сберечь здоровье молодого поколения. Сегодня этот вопросы возникают у большинства педагогов. Многие дети, придя ко мне на занятие, уже имеют серьёзные проблемы со здоровьем. Обучать без вреда для здоровья — это не задача образовательного учреждения, а обязательное условие её работы. Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье обучающихся в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здоровья учащихся в рамках образовательного процесса сегодня не может  быть вполне результативной без приложения комплексных усилий всех его участников. Для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья обучающихся необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Задача любого педагога состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления, его способности к «конструированию» собственного здоровья.  Для многих подростков существенным является то, что очень часто, «неправильный» образ жизни воспринимается как норма и формирует у школьника неадекватное отношение к своему здоровью, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни.

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Особенно актуально сегодня воспитывать молодёжь в духе категорического неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других психоактивных веществ), а также – в атмосфере абсолютной недопустимости любых форм и проявлений асоциального поведения. Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей на основе дружелюбия и коллективизма, жизнелюбия и альтруизма. Во многих современных школах среди учащихся прослеживаются устойчивые негативные тенденции, характеризующие образ жизни школьников:

ü снижение двигательной активности  и физической подготовленности, что отражает падение двигательной и физической культуры;

ü нарушение структуры и режима питания - отражает снижение культуры питания;

ü нарушение структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов деятельности (компьютер, ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга;

ü возрастают риски употребления психоактивных веществ - рост вредных привычек;

ü снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни -отражает падение культуры здоровья в целом.

В своей педагогической деятельности, работая педагогом дополнительного образования по настольному теннису и шахматам я  активно использую разработанную мною методическую программу по формированию культуры здоровья учащихся и их родителей. Она охватывает вопросы борьбы с вредными привычками, гигиены и досуга. 

Процесс формирования культуры здоровья осуществляется путём практической деятельности по образцу. В этом плане мне, как педагогу необходимо показать детям, как осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Стремясь походить на такой образец, ребёнок и старается в своей повседневной жизни проявить эти хорошие качества. Наблюдая и анализируя «живые» образцы поведения, обучающиеся осмысливают своё поведение и сравнивают его с таким образцом. Педагог оказывает существенную помощь детям в организации режима учебного труда и отдыха, позволяющего сохранить высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.

Формирование культуры здоровья успешно происходит в общественно-полезной трудовой деятельности. Формирование положительного отношения к труду, желание трудиться приводит к накоплению запаса жизненной силы, которая предохраняет от многих болезней, удлиняя жизненное существование. С удовольствием принимают участие в акциях по озеленению «Посади дерево», в акции «Кормушка».  Откровенно говоря, здоровый образ жизни занимает пока не первое место среди ценностей человека в нашем обществе. А дети, как правило, учатся на примерах взрослых, которые их окружают. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья обучающихся во многом зависит от педагога.

Педагогическая деятельность в этом направлении представляет собой поэтапный характер действий: формирование положительного отношения к здоровью, формирование устойчивого интереса к сохранению здоровья современного школьника, приобретение знаний о здоровье с целью необходимости применить их в процессе воспитания своего ребёнка. Провожу профилактические беседы на разные темы: «Режим дня спортсмена», «Закаливание организма», «Двигательный режим подростка», «Влияние негативных явлений», «Умей трудиться и отдыхать». В своей программе внимание больше уделяется знаниям о здоровье, а не формированию положительного отношения к своему собственному здоровью. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Стало традицией  проведение спортивных праздников. Все мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня.

Также, интересная и полезная форма работы с учащимися — проведение экскурсии по различным тематикам. Перед началом экскурсии обязательно проводится инструктаж о правилах безопасного поведения в общественных местах. Во время экскурсий учащиеся пополняют свой жизненный багаж новыми положительными эмоциями, узнают много интересного и необычного в привычных вещах.

Во многом на психологическое состояние школьника, а следовательно, и на его здоровье в целом, влияет правильная организация занятия. Очень важно, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции на занятии, с интересом осваивали новый материал, имели возможность и желание реализовать свои способности в разных видах учебной деятельности. Поэтому я должен создать во время занятий комфортную психологическую обстановку, стараться быть доброжелательным, снисходительным, обладать чувством юмора. Удачная добрая шутка, улыбка, пословица, сказанная в нужный момент, даёт возможность посмеяться, отдохнуть или снять напряжение. Работая педагогом дополнительного образования, у меня на уроке всегда происходит чередование всех видов деятельности. Это влияет на физические показатели детей, их память и внимание, повышает качество полученных ими знаний.

Таким образом, основная работа ложится на наши плечи, на профессиональную подготовку, педагогический опыт, на возможность создания такой психоэмоциональной обстановки, при которой каждому обучающемуся находиться комфортно. Отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований педагога, создают здоровые, благоприятные эмоционально-психологические условия обучения на занятии. В.А.Сухомлинский писал о том, что здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитателя.

Сегодня, очевидно, что каждое образовательное учреждение должен стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Быть здоровым — это естественное желание любого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Для вас я хочу продемонстрировать несколько упражнений из своей практики:

1.

2.


 

Формирование культуры здоровья, как ключевые компетенции личности

Формирование культуры здоровья, как ключевые компетенции личности

ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга; ü возрастают риски употребления психоактивных веществ - рост вредных привычек; ü…

ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга; ü возрастают риски употребления психоактивных веществ - рост вредных привычек; ü…

Таким образом, основная работа ложится на наши плечи, на профессиональную подготовку, педагогический опыт, на возможность создания такой психоэмоциональной обстановки, при которой каждому обучающемуся находиться комфортно

Таким образом, основная работа ложится на наши плечи, на профессиональную подготовку, педагогический опыт, на возможность создания такой психоэмоциональной обстановки, при которой каждому обучающемуся находиться комфортно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023