муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Здвинская средняя общеобразовательная школа №1
Номинация
«Моя лучшая педагогическая идея»
Проект
Развитие вычислительных навыков у младших школьников посредством обучающей онлайн платформы LearningApps.org.
Автор: Турова Светлана Андреевна – старший вожатый, учитель математики.
с.Здвинск,
2022
Содержание
Описание проекта. 3
Теоретические основы развития вычислительных навыков у младших школьников через применение обучающей онлайн-платформы LearningApps.org. 6
Этапы развития вычислительных навыков. 7
Онлайн – платформа как необходимый компонент современного занятия. 9
Интерактивные задания как элемент интерактивного образования. 9
Основные качества интерактивных заданий. 11
Банк заданий по развитию вычислительных навыков у младших школьников посредством обучающих онлайн - платформ. 15
Вывод. 20
Используемая литература. 21
Развитие вычислительных навыков у младших школьников посредством обучающей онлайн платформы LearningApps.org.
Краткая аннотация |
Образовательные платформы получили распространённость за счёт разнообразия инструментов, необходимых для продуктивной деятельности школьников. Данные платформы являются актуальными для детей младшего школьного возраста, так как наглядность и качественная визуализация позволяют школьникам облегчить процесс запоминания информации. Актуальность проекта заключается в том, что онлайн-тренажёры позволяют более прочно сформировать вычислительные навыки. Так же во время стрессовой ситуации «COVID-19», онлайн-платформы, обеспечили обучающимся образовательный результат, а преподавателю - положительную обратную связь. Проблема проекта: как образовательная онлайн-платформа LearningApps.org.способствуют формированию вычислительных навыков у младших школьников? Новизна проекта заключается в применении новых подходов к организации обучения, опирающихся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные, которые делают обучающихся не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. |
Цель проекта |
Цель: составление интерактивных заданий для развития вычислительных навыков у младших школьников посредством обучающей онлайн платформы LearningApps.org. |
Задачи проекта
|
Задачи : 1. Составить интерактивные задания на основе онлайн-платформе LearningApps по теме «Таблица умножения». 2. Повысить мотивацию и активизировать познавательную деятельность обучающихся на занятиях. 3. Разработать конспекты с применением онлайн-платформы LearningApps. |
Ожидаемые результаты |
Повышение уровня усвоения и закрепления вычислительного навыка табличного умножения и деления однозначных чисел у младших школьников 2 класса. |
Продолжение таблицы
Конечный продукт |
Методический комплект интерактивных заданий |
|||||
Риски и пути решения |
Группы рисков |
Виды рисков |
Отрицательное влияние |
Пути решения |
||
Социально-педагогические |
Отсутствие достаточного количества подготовленных педагогических кадров. |
Невозможность достижения требуемых результатов |
Прохождение курсов повышение квалификации, участие и проведение мастер-классов. |
|||
Социально-психологические |
Низкий уровень мотивации обучающихся и их родителей при реализации проекта. |
Ухудшение качества выполнения предусмотренных проектом задач. |
Информационно-просветительская работа на родительских собраниях, классных часах. |
|||
Технико-технологические |
Недостаточное количество ПК, повышенная нагрузка на аудитории, оснащенные ПК. |
Недостаточная материальная база |
Участие в конкурсах, поиск внебюджетных средств |
|||
Эффект |
Воздействие на детей |
Воздействие на родителей |
Воздействие на педагогов |
|||
Учатся сотрудничеству. Учатся отрабатывать навык до автоматизма. |
Прослеживают стабильность в развитии ребенка, а также учувствуют в воспитательном и |
Педагоги учитывают индивидуальные интересы и сильные стороны детей. перестановка акцентов с |
||||
Продолжение таблицы
|
Повышается мотивация и интерес к изучаемому предмету. Учатся грамотно соревноваться. |
образовательном процессе. |
традиционных образовательных форм на современные. |
|
партнерство преподавателя и обучающегося, родителя, их совместный поиск новых комплексных знаний. |
||
Практическая значимость |
Полученные результаты исследования могут использоваться учителями начальных классов, студентами, родителями для облегчения развития вычислительных навыков у младших школьников. Также в будущем планируется расширение банка заданий по математике для всех классов. |
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), одной из главных задач обучения на уроках математики выступает формирование предметных математических компетенций, в том числе сознательных, прочных вычислительных навыков у младших школьников. В старших классах, полученные навыки проходят дальнейшее совершенствование на уроках математики, а также применяются при изучении смежных дисциплин, таких как алгебра, геометрия, физика и химия [2]. Таким образом, вычислительные умения и навыки необходимо формировать в современном образовании.
Но в эпоху компьютерных знаний значение вычислительных умений и навыков, несколько уменьшилось. Использование компьютера, калькулятора значительно облегчает процесс вычислений. Однако, нельзя использовать технику без понимания вычислительных умений и навыков, а микрокалькуляторы могут не всегда быть под рукой.
В связи с требованиями к современному математическому образованию, в частности по проблеме формирования вычислительных навыков, в последнее время происходит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые включают в себя различные средства. Прежде всего, это связано с теми возможностями, которые может представить Интернет. Экономия времени и физических ресурсов субъекта в получении образования делает онлайн – обучение все более значимым для преподавателей общеобразовательной школы.
Одним из таких средств является онлайн-платформы. Образовательные платформы получили распространённость за счёт разнообразия инструментов, необходимых для продуктивной деятельности школьников. Данные платформы являются актуальными для детей младшего школьного возраста, так как наглядность и качественная визуализация позволяют школьникам облегчить процесс запоминания информации.
В ходе наблюдения за обучающимися педагоги отмечают, что большое количество учащихся не владеет вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно выделить следующее:
- низкий уровень мыслительной деятельности;
- неразвитое внимание и память учащихся;
- отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
- отсутствие надлежащего контроля при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
- не всегда создаётся ситуация успеха для учащихся в школе и дома;
- отсутствие системы в выработке вычислительных навыков и контроль за овладением данными навыками в период обучения.
Необходимо повышать вычислительную культуру т.к. это способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, внимания, памяти, помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла, помогает в повседневной жизни, что, в современных условиях, не смотря на использование информационно - технических средств, по-прежнему остается актуальным.
Вычислительные навыки формируются на протяжении изучения всего курса математики в начальной школе. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление).В таблице 1 представлены формируемые вычислительные навыки во 2 классе.
Таблица 1
Усвоенные вычислительные навыки во 2 классе
Класс |
Вычислительные навыки |
Вычислительные приёмы |
|
2 класс |
Складывать и вычитать однозначные числа с переходом через десяток. |
Прибавление и вычитание по частям. Приём сложения и вычитания «круглых» |
|
Продолжение таблицы 1
|
Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно. Умножать и делить однозначные числа. |
десятков. Приём сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд. Приём вычитания однозначного числа из «круглых» десятков. Приём сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом в другой разряд. Приём сложения и вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд. |
Работая над вычислительным навыком, передерживаются следующей методики, которая включает в себя ряд этапов.
Этапы работы над вычислительным приемом.
I. Подготовка к введению нового материала.
На этом этапе создается готовность к усвоению вычислительного приема, а именно учащиеся должны усвоить те теоретические положения, на которых основывается вычислительный прием, а также овладеть каждой операцией, составляющей прием. Следовательно, чтобы обеспечить соответствующую подготовку к введению приема, надо проанализировать прием, и установить какими знаниями должен овладеть ученик, и какие вычислительные навыки он должен уже приобрести.
II. Ознакомление с вычислительным приемом.
На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
III. Закрепление знаний приёма и выработка вычислительного навыка.
На этом этапе ученики должны твердо усвоить систему операций, составляющие приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком.
Проходя все три этапа, можно сформировать вычислительный навык, а для того чтобы он был сформирован на высоком уровне у большинства обучающихся, необходимо замотивировать их и в этом могут помочь интерактивные задания разработанные на онлайн-платформе LearningApps.org.
Онлайн-платформы прочно заняли свое место в системе образования. Сейчас невозможно встретить человека, который ничего не слышал о дистанционном или открытом образовании. Для одних – это способ изучить что-то новое для себя, даже освоить новую профессию, не выходя из дома. Для других – способ заявить о себе как о преподавателе, найти своих учеников.
Таким образом, «онлайн – платформа» - это прикладное программное обучение, которое могут использовать все участники учебного процесса (Яловецкая А. С).
Другими словами, онлайн-платформа — это образовательная платформа, которую нужно использовать в образовательном процессе.
Связи чем стало очевидно, что сегодня надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что учителям в своей работе необходимо применять приёмы общения. Совместного поиска истины, разнообразить творческую деятельность, вместо дидактизма и назидательности, с этой проблемой и может помочь интерактивное образование.
Применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени разнообразить учебный процесс и активизировать обучающихся, но не смотря на это интерактивное образование имеет плюсы и минусы, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Плюсы и минусы интерактивного образования
Преимущества |
Недостатки |
· повышение наглядности и эргономики восприятия учебного материала. · повышение учебной мотивации и эффективности обучения. · самостоятельность, так как нужно искать информацию в разных источниках · развитые навыки общения для обмена опытом · критическое мышление · творческие навыки · психическое здоровье, так как метод помогает снять повышенную умственную и учебную нагрузку · лёгкое усвоение материала · расширенные познавательные возможности. |
· не все преподаватели обладают соответствующими характеристиками, знаниями и умениями · внутренний дискомфорт и тревожность, · трудно сохранить баланс между игрой и учёбой. · негативное влияние на зрение. |
Таким образом, интерактивное образование имеет свои преимущества и недостатки, как и любой элемент образовательного процесса. Но не смотря на это данный вид образования помогает усовершенствовать урок за счёт увлекательных и красочных заданий.
Итак, что же такое интерактивные задания для учителя и обучающегося?
С точки зрения учителя интерактивные задания – это задания, которые значительно облегчают и сокращают время подготовки к уроку.
С точки зрения обучающегося - это новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует самостоятельность, трудолюбие, ответственность.
Из выше сказанного, можно сделать следующий вывод, что интерактивные задания рассчитаны на то, что обучающийся сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем. А учитель через сотрудничество с обучающимися увеличивает время общения на занятии, тем самым развивая творческий компонент в своей деятельности.
Следует отметить, что использование интерактивных заданий на занятиях делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует обучающихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Но для того чтобы грамотно составлять интерактивные задания необходимо знать их основные качества.
И так рассмотрим основные качества интерактивных заданий:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
· получение информации;
· практические занятия;
· контроль.
2. Интерактивность, обеспечивающая резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного внеаудиторного обучения.
За счет грамотного применения интерактивных заданий в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда учителя, но чтобы создать интерактивные задания, необходимо разбираться в онлайн-платформах.
Условно в современном мире можно разделить онлайн-платформы на две группы – для некоммерческого и для коммерческого использования. В последнем случаи вы можете не только создать, но и продать продукт, созданный на онлайн-платформе. Платформы для некоммерческого использования, как правило, представлены различными системами дистанционного обучения (СДО). Раньше СДО использовали преимущественно образовательные организации. Специалисту-одиночке тяжело было заниматься всеми вопросами (в том числе установкой и поддержкой СДО) сразу. Однако бурное развитие облачных сервисов изменили ситуацию в лучшую сторону. Более подробно рассмотрим некоммерческую онлайн – платформу LearningApps.org.
Онлайн – платформа LearningApps.org. (рисунок 1) создана для разработки собственных интерактивных заданий к конкретному уроку, мероприятию , внеурочному занятию.
Рисунок.1 - онлайн-платформа LearningApps.org
Данная образовательная платформа служит для разработки электронных обучающих ресурсов, а также для разнообразных тестовых заданий. На платформе десятки шаблонов, позволяющих создавать задания любой структуры, включая в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики.
На сайте имеются уже готовые интерактивные задания по различным предметам и темам. Можно использовать задания, составленные другими преподавателями, скопировав ссылку внизу задания, можно скачать любое задание в виде архива файлов и загрузить их на личный сайт, а также можно использовать свои ресурсы для проверки знаний учеников прямо на этом сайте.
Для того чтобы, использовать все возможности этой платформы, необходимо зарегистрироваться на ней. Регистрация проходит в 3 этапа, это создание аккаунта, придумывание логина и пароля. После чего платформа автоматически запоминает владельца (рисунок 2).
Рисунок 2. Регистрация на онлайн-платформе LearningApps.org
Задания, созданные на этой платформе можно использовать на всех этапах урока: актуализации знаний, открытии нового, закреплении изученного. Так же интерактивные задания можно выполнять в разных формах: индивидуально, паре, группе.
Данная платформа имеет ряд плюсов, таких как:
· русскоязычный интерфейс;
· быстрота создания интерактивного задания;
· моментальная проверка правильности выполнения задания;
· возможность встраивания задания на html-страницу;
· возможность обмена интерактивными заданиями.
Применение онлайн – платформы LearningApps помогает решать образовательные задачи занятия, активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает у них познавательный интерес к учебному материалу. Основная идея приложений заключается в том, что обучающиеся могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной игровой форме.
Сервис LearningApp является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов. Разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц (Германия).Разобраться с функционалом и навигацией очень просто. Для этого достаточно нажать Показать разъяснения на главной странице и потом кликать в появившейся табличке Далее или Назад. По кликам табличка будет перемещаться по пунктам меню и разделам сайта, объясняя возможности каждого из них.
Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данной платформе, можно разделить на шаблоны и инструменты. Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и чётко определённых действий со стороны ученика. Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку:
Selection – упражнения на выбор правильных ответов;
Assignment – задания на установление соответствия;
Sequence – на определение правильной последовательности;
Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;
Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.
Инструменты используются для подготовки и применения демонстрационного материала, для организации взаимодействия с учениками.
Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступными.
В связи с этим разработан банк заданий по развитию вычислительных навыков у младших школьников посредством обучающей онлайн платформы LearningApps.org.Так же на уроках математике во 2 классе использовались данные задания, с разработкой конспектов, так же можно ознакомится в приложении 2.
Применение информационных технологий в настоящее время на уроках необходимо, т.к. они способствуют совершенствованию навыков и умений, повышают интерес к урокам, помогают индивидуализировать процесс обучения и организовывают самостоятельную работу обучающихся, а также осовременивают урок.
Однако необходимо отметить, что многие учителя, применяя современные технологии, не знают какие задания разработать.
Поэтому, был составлен банк заданий, направленный на формирование вычислительного навыка табличного умножения и деления однозначных чисел у младших школьников 2 класса, с полным списком заданий можно ознакомится в приложении 1. Также Проведены уроки математики с использованием заданий, разработанных на образовательной платформе LearningApps.org для формирования вычислительного навыка. Конспекты уроков с использованием платформы LearningApps.org расположены в приложении 2.
Данный банк заданий составлен для образовательных организаций, работающих по УМК «Школа России».
Структурирование заданий основано на типе заданий, предлагаемых платформой LearningApps.org.
Задание 1. «Викторина»
URL: https://learningapps.org/watch?v=py1osz67k22
Формулировка задания: реши задачу, выбери один правильный ответ (рисунок 3).
Рисунок 3 – Викторина
Цель: отработка умения решать задачи с помощью деления и умножения.
Инструкция по выполнению: внимательно прочитай задание и нажми «ОК» в диалоговом окне. Реши задачу и выбери один правильный ответ. После нажми на галочку в правом нижнем углу, чтобы проверить правильность выбранного ответа. Если в окне с задачей появился печальный смайлик, задача решена неверно, необходимо выполнить задание снова до того, пока не появится счастливый смайлик. Затем с помощью стрелочки в правом нижнем углу переходим к следующей задаче и решаем ее по тому же алгоритму.
Назначение: для отработки умения решать задачи и вычислительного навыка табличного умножения и деления однозначных чисел.
Задание 2. «Таблица умножения. Повторение»
URL: https://learningapps.org/watch?v=pqarkcyqc22
Формулировка задания: Повтори таблицу умножения до 5. Соедини числовое выражение с его значением (рисунок 4).
Рисунок 4 - Таблица умножения. Повторение
Цель: закрепление умения находить значение числовых выражений на умножение.
Инструкция по выполнению: внимательно прочитай задание и нажми «ОК» в диалоговом окне. Необходимо к примерам подобрать правильный ответ и наложить его на этот пример, чтобы проверить правильность. Если пример выделен красным цветом, то он решен неправильно, зеленым – правильно.
Назначение: для повторения изученного материала, развитие логического мышления.
Задание 3. «Кто быстрее?»
URL: https://learningapps.org/watch?v=pq293263322
Формулировка задания:
1) Выбирай игру в одиночку. В этом случае будешь играть с компьютером.
2) Выбери правильный ответ и нажми мышкой на значок V.
3) Если ты будешь отвечать верно, то твоя лошадь к финишу придет первой (рисунок 5).
Рисунок 5 - Кто быстрее?
Цель: отработка вычислительного навыка таблица умножения и деления однозначных чисел.
Инструкция по выполнению: внимательно прочитай задание и нажми «ОК» в диалоговом окне. Выбери категорию «играть в одиночку» либо «играть с друзьями», нажав на нее. Появится окно с вопросом и ответами, ответь на вопрос и выбери один из ответов ответ, нажав на галочку справа от выбранного ответа. Если выбранное окно загорелось зеленым, от ответ верный и лошадка продвинулась вперед, если окно загорелось красным - выбран неверный ответ и лошадка начинает отставать от соперника. По окончании игры появится окно и можно увидеть, кто выиграл гонку, а кто проиграл.
Назначение: для повторения изученного материала, развитие логического мышления, внимания.
Задание 4. «Компоненты умножения»
URL: https://learningapps.org/watch?v=p98jhva5v19
Формулировка задания: найди слова, связанные с умножением, расположенные по горизонтали и вертикали (рисунок 6).
Рисунок 6 - Компоненты умножения
Цель: повторение компонентов умножения с помощью составления слов в сетке.
Инструкция по выполнению: внимательно прочитай задание и нажми «ОК» в диалоговом окне. Визуально найди цепочку букв, складывающихся последовательно в слово, связанное с умножением, а затем с помощью мышки выдели это слово. Если слово определено, верно, то оно появится в списке справа.
Назначение: для развития внимания, логики.
Таким образом, разработанные задания позволили организовать работу над закреплением вычислительного навыка с применением интерактивных упражнений.
Данные задания можно использовать на всех этапах урока: актуализации знаний, открытии нового, закреплении изученного. Данные задания выполнялись на платформе в разных формах организации обучения: фронтальной, парной, групповой, индивидуальной для закрепления теоретических и практических знаний, их проверки. Так же интерактивные задания могут быть использованы для организации различных конкурсных мероприятий, для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Применение
интерактивных заданий должно оказать существенное влияние на изменение
деятельности преподавателя, его профессионально-личностное развитие,
инициировать распространение нетрадиционных моделей занятий и форм
взаимодействия педагога и обучающихся, основанных на сотрудничестве, а
также способствовать появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит
активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого
является системно – деятельностный подход, согласно которому «развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира составляет цель и основной результат образования».
1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании в РФ» [Текст]: / М.: ЭКСМО–Пресс, 2012. 56 с. 2.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241. от 22.09.2011 № 2357). URL: http://минобрнауки. рф /документы /922.
3. Абушаева З.М. Приёмы работы учителя по формированию вычислительных умений в начальной школе / З.М. Абушаева З.М., В.С. Ионова В.С. // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: межвуз. сб. науч. трудов. - Саратов, 2017 - С. 183-188.
4. LearningApps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:https://learningapps.org/myapps.php. Дата обращения: 10.10.2022 г.
5. Математика.2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М34 [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с. : ил. – (Школа России).
6. Рязанов Э.Р. Использование образовательных платформ в процессе обучения младших школьников// Научные исследования.- 2019.-№2. – с.28-29.
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.