ГУ ЛНР «Луганское общеобразовательное учреждение учебно-реабилитационный центр № 135 »
Открытое занятие по
РАЗВИТИЮ РЕЧИ
(элементы обучения грамоте)
ТЕМА:
Дикие животные наших лесов
Звук и буква С – С’
Подготовила
учитель-логопед
группы «Журавлик»
Левкович Д. М.
2022 г.
Цель занятия: Изучение согласной буквы С, звука С – С’; диких животных наших лесов.
Коррекционно - образовательная: продолжать знакомить с окружающим миром, лесными животными; уметь узнавать и различать диких лесных животных; обогащать активный словарный запас по теме; формировать лексико - грамматический строй речи, формировать умение фразового ответа. Продолжать изучение согласной буквы С, звука С – С’; умение выделять первый звук в слове, определять место звука в слове; составлять слова из изученных букв; умение составлять предложение по схеме с картинками.
Коррекционно - развивающая: коррекция внимания, коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие памяти, коррекция и развитие зрительных восприятий, развитие слухового восприятия, коррекция и развитие тактильного восприятия, коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений), коррекция и развитие мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно - воспитательная: воспитание навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства. Воспитывать интерес к занятиям, тематике занятий, воспитывать самостоятельность; воспитывать нравственные качества (любовь и бережное отношение к животным, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.), развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: игрушка кукольного театра Зимушка-зима, снежинки из бумаги, картинный материал по теме, дидактическое пособие «Паровозик: дни недели», дидактическая игра с прищепками «Первая буква в слове», дидактическая игра «Составь слово из трёх букв», тетради, ручки; деревянные палочки для пальчиковой гимнастики, аудио материалы.
I. Общекоррекционный этап.
1. Организационный момент.
Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте выстроимся, повернемся к ним и поздороваемся – Здравствуйте! Молодцы, садитесь на свои места.
НПП.
Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Вспомним нашу поговорку: Настроенье каково? – настроенье – ВО! (поднять большой палец).
2. Актуализация опорных знаний и дыхательная гимнастика.
Ребята, посмотрите за окошко. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима). Какой месяц? (Февраль). Какой сегодня день недели? (Среда). Давайте назовем – какая зима. (Холодная, снежная, морозная, красивая). Вы любите лепить снежки? Давайте поиграем снежками и выполним дыхательную гимнастику. Лепим снежок (ладонями лепим снежок и сильно дуем на них – фу, фу, фу). А теперь - бросаемся снежками! (поднимаем руку на вдохе, бросаем снежок на выдохе). Замерзли наши ручки – согреем их (вдох носом, выдох через раскрытый рот).
3. Голосовые упражнения – распевка.
СА – СА – СА – это хитрая лиса, (слоги дети прочитывают громко)
СУ – СУ – СУ – и живёт она в лесу. (слоги прочитывают тихо)
СЫ – СЫ – СЫ – много дела у лисы, (слоги прочитывают высоким тембром)
СО – СО – СО – она крутит колесо. (слоги прочитывают низким тембром)
4. Артикуляционная гимнастика.
Заморозила нас Зимушка-зима, давайте встанем и согреемся. (Артикуляционная гимнастика с движениями – биоэнерго пластика).
1. Пингвинчики - переминаемся с ноги на ногу, как пингвины + «часики».
2. Колобок – приседаем, указательными пальцами «сдуваем» надутые щёки.
3. Гантели – попеременно выставляем ногу вперед и сгибаем руку в локте (как качаем гантели) + «иголочка».
4. Лягушка – попеременно шагаем в сторону, руки разводим в стороны + «лягушка»
5. Пони – подпрыгиваем, руки согнуты в локтях перед собой + «лошадка».
6. Водолаз – приседаем, проводя перед собой сверху вниз руками попеременно, совершая волнообразные движения + «трактор».
7. Крокодил – шагаем вперед, руки вытянуты вперед, раскрываем их как пасть крокодила + «бегемот».
II. Основной этап.
5. Подготовительный этап.
Ребята, давайте вспомним, как называются звуки и буквы, которые мы изучаем? Согласные, правильно, какие они бывают? (Твёрдые и мягкие). Какую букву мы учим на этой неделе? (Букву С). Тема недели – Дикие лесные животные.
6. Сюрпризный момент.
(Звук вьюги, опять появляется Зимушка-зима). С-С-С! Вот как я завьюжила снегом все леса! С – это моя буква!
7. Звуковой анализ слов.
Нет, Зимушка-зима, не твоя, есть много других хороших слов с этой буквой. Посмотрите, какие слова начинаются на букву С (Работа с картинками).
7.1 Работа с картинным материалом «Место звука в слове».
А теперь, найдем место звука в слове (Звуковой анализ слов СОВА, КОСУЛЯ, БАРС). В этих словах звук С какой? (Твердый). (Картинки СИНИЦА, ЛИСИЦА, ЛОСЬ). В этих словах звук С какой? (Мягкий). Ребята, у кого ещё есть буква С? (У животных). Какие это животные? (Дикие лесные).
(Каждой карточке соответствует голос животных и птиц).
7.2 Давайте вспомним других лесных жителей (игра с прищепками «Выделение первой буквы в слове»).
8. Физкультминутка «У оленя дом большой».
Давайте потанцуем вместе с лесными зверями, а то их Зимушка-зима совсем заморозила!
9. Дидактическая игра с Зимушкой-зимой «Составь слово».
Снежная Королева поделилась со мной игрой, в которой из букв нужно составить слово. Кто неправильно сделает, заберу с собой на Северный Полюс.
Ребята, перед вами карточки: на белую большую нужно положить карточку с рисунком, рядом составить слово из карточек с буквами. (Дети выполняют задание). А теперь, скажите, какое слово получилось у каждого и сколько в нем слогов.
10. Пальчиковая гимнастика «Зима в лесу»:
Наши пальчики устали, их немного разомнем и опять играть начнем!
Ночью ветер с волком выл – У У У!
(перетираем палочки между ладоней)
И по крыше палкой бил – Тук Тук Тук!
(стучим палочками друг об друга)
Утром глянули в окно – ОЙ!
(приложили палочки по бокам лица)
Там волшебное кино!
(поворачиваем голову влево-вправо)
Раскатала белый холст,
(палочки зажимаем горизонтально в ладонях, параллельно пальцам,
делаем движения вместе-врозь)
Набросала светлых звезд,
(палочками совершаем «тычки» перед собой)
И папахи на дома нахлобучила Зима!
(приставили палочки вертикально к голове)
11. Прописывание в тетради буквы С:
Откройте свои тетради, возьмите ручку в руки, пропишем букву С. Писать начинаем сверху вниз.
Гимнастика для глаз «Снежинки»:
Мы снежинку увидали –
Со снежинкою играли.
(сфокусировать взгляд на снежинке)
Снежинки вправо полетели
Дети вправо посмотрели.
(следят взглядом за снежинкой)
Вот снежинки полетели -
Глазки влево посмотрели
(следят взглядом за снежинкой)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал
(следят за снежинкой вверх-вниз)
Всё! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
(закрываем глаза)
Глазки отдыхают.
(прикрыть глаза руками).
12. Составление предложений по схеме (индивидуальные ответы детей)
1. Зима укрыла лес. 2. Медведь зимой спит. 3. Медведь спит в берлоге. 4. В лесу живет волк. 5. Волк живет в логове. 6. Заяц убегает от волка.
III. Заключительный этап.
13. Итоги занятия.
Итак, ребята, занятие подходит к концу, а теперь, давайте вспомним, где мы сегодня были? (В зимнем лесу). А какую букву учим? (Букву С). Какие звуки бывают? (Твёрдые и мягкие).
- Ой, какие вы умные-разумные! Даже забрать на Северный Полюс некого, ухожу я от вас! (Зимушка-зима улетает).
Молодцы, ребята! Своими знаниями вы прогнали Зимушку, правильно выполнили все задания!
14. Рефлексия.
А теперь, кому понравилась занятие, возьмите веселую лисичку и поднимите её вверх! А кому было грустно и неинтересно – поднимите грустную лисичку.
15. Релаксация.
Хорошо! Пришло время отдохнуть. Сложите руки на парте, положите на них голову, и послушайте музыку. (Аудио).
А теперь занятие закончено, задвиньте за собой стульчики, всем спасибо!
А Зимушка-зима оставила для вас подарки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.