Формирование культуры здоровья у детей младшего школьного возраста
Автор: Сабарайкина М.С.- классный руководитель
3а класса, учитель начальных классов.
Целевая группа: учащиеся 3а класса СОШ №9
Социальные партнёры: психолог, социальный
педагог, родители 3а класса
Срок апробации проекта: сентябрь 2012г.-
май 2014г.
Воспитание у подрастающего поколения отношения к здоровому образу жизни как к ценности является сегодня одним из приоритетов национальной политики в России. Проблема формирования основ здорового образа жизни особо актуальна для младшего школьного возраста, поскольку в этот период происходит становление собственной программы жизнедеятельности.
Программа «Формирование культуры здоровья» - это комплексная помощь учащимся через систему уроков, занятий и ряд мероприятий, направленных на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, знаний о человеке, физическом, психическом и духовно-нравственном направлениях.
В ходе реализации проекта используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по проекту, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также проектная деятельность, дискуссионные формы.
Цель:
создание здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся 3а класса СОШ №9
Задачи:
1. Изучить особенности ценностного отношения учащихся 3а класса к своему здоровью, здоровью человека и здоровому образу жизни
2. Создать проектную группу из числа педагогического коллектива, родителей, социальных партнёров по разработке системы мероприятий в рамках проекта
3. Разработать систему мероприятий, направленных на формирование сознательного отношения к своему здоровью у обучающихся 3а класса
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач
1 задача: Изучить особенности ценностного отношения учащихся 3а класса к своему здоровью, здоровью человека и здоровому образу жизни
· Подобрать и разработать диагностический материал
· Осуществить диагностику учащимися и отношения родителей к проблеме.
· Провести анализ результатов исследования и обсудить на родительском собрании.
Критерии эффективности:
1) Количественный – охват учащихся (31 уч); реальная оценка ситуации в классе; количество информированных
родителей и педагогов о проведённой диагностике (31)
2) Качественный – результат выявления детей не сознательно относящихся к своему здоровью.
2 задача: Создать проектную группу из числа педагогов, родителей, социальных партнёров по разработке системы мероприятий в рамках проекта
1.Организация актива вокруг проекта из числа педагогов, родителей и других социальных партнёров
Критерии эффективности:
1) Количественный – охват, вовлечённых в проект.
2) Качественный – разработка систем занятий и мероприятий.
3 задача: Разработать систему мероприятий, направленных на формирование сознательного отношения к своему здоровью, понимания важности режима дня для сохранения здоровья у обучающихся 3а класса
1. Родительские собрания
2. Классные часы (беседы, тренинги, инсценировки и т.д.)
3. Уроки здоровья по курсу «Все цвета кроме чёрного»
4. Организация общественной работы каждого ученика в классе, запись на кружки и секции по интересам
Критерии эффективности:
1). Количественный – количество занятий и мероприятий по плану проекта, охват родителей.
2). Качественный – уровень вовлечённости учащихся к проектной деятельности; активность родителей.
Для решения первой задачи, направленной на изучение особенностей
ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью человека, здоровому
образу жизни, использовали методику «Неоконченные предложения»
(В.А. Деркунская).
1. Здоровый человек - это...
2. Мое здоровье...
3. Иногда я болею, потому что...
4. Когда я болею, мне помогают...
5. Когда у человека что-то болит, то он...
6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что...
7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе..
8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...
9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы
загадал...
10. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...
11. Когда мои друзья болеют, то я...
12. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...
Отношение к здоровью
· Здоровый человек – «это активный, внимательный, весёлый, сильный, здоровый, спортивный, тот, кто ест кашу, гречку, морковку, делает зарядку, чистит зубы, хорошо питается, не болеющий, хороший иммунитет, закаляется, ухаживает за своим здоровьем, тот, кто не ест всякие чипсы, а ест лук, чеснок, одевается по погоде, умный, не курит, не пьёт, не ест много сладкого, соблюдает режим»
· Когда я думаю о здоровье, то представляю «хороший организм, веселье, летнюю радугу после дождя, радость, поле с бабочками, с птичьим пением, фрукты, витамины, овощи, себя здоровым, улыбчивым, здорового человека, который ни на что не жалуется, светлый день, силу, здоровое питание, задумываюсь болею я или нет, осматриваю себя»
Отношение к своему здоровью
· 4 ученика считают, что у них слабое здоровье
· Остальные пишут, что они иногда болеют, нормальное сердце, хороший иммунитет, отличное здоровье.
· Болеют из-за того, что «хожу на улицу раздетой, не ем каш, супов, ем холодное, хожу без носков, не делаю зарядку, не забочусь о своём здоровье, стою под открытым окном, долго гуляю на улице, хожу без шарфика, не закаляюсь».
· Хотят, чтобы было много здоровья, потому что «болеть это нелегко, не хочу болеть, чтобы хорошо учиться, чтобы было хорошее настроение, чтобы не пропускать занятия, чтобы почаще видеться с друзьями.
· Когда с мамой идут к врачу, то думают о скором выздоровлении, боятся, что укол поставят, будет больно, но присутствие мамы успокаивает, что долго будут сидеть в очереди.
Отношение к болезни
· Когда болеют, им помогают витамины, таблетки, горячее молоко, горячий чай с вареньем, родители, близкие люди, врачи.
· Когда у человека что-то болит, то он становится бледным, плохо кушает, должен пойти к врачу, сказать родителям, не должен гулять на улице, тепло одеваться
· Когда друзья болеют, то «поддерживаю словами, даю домашнее задание, желаю скорейшего выздоровления, не хожу к ним в гости, скучаю.
Отношение к опасным для здоровья ситуациям
· Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то «предупреждаю родителей, пытаюсь спасти своё здоровье, обращаюсь к врачу, с мамой начинаем ходить по врачам, принимаю витамины, иду сразу домой, чтобы дали необходимые лекарства»
Направленность желаний о здоровье
· Когда я думаю о своём здоровье, то мне хочется «быть всегда здоровым, есть полезную пищу, делать зарядку, выйти, подышать свежим воздухом, сходить к врачу, чтобы осмотрели и сказали, больна я или нет»
· Если бы у меня была волшебная палочка, я бы загадал(а), «чтобы все в моей семье были здоровы, чтобы я никогда не болел, чтобы все люди закалялись, ели здоровую пищу, подарил бы всем здоровье, ведь здоровье нужно каждому человеку»
Выводы:
· В основном все дети понимают, что надо беречь здоровье. Многие под словом «здоровье» понимают лишь только физическое здоровье человека. Считают что, если человек не болеет, значит он здоров.
Планирование деятельности в рамках проекта
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответствен ные |
Ресурсы |
Сроки |
Анализ анкетирования |
Выявление учеников с низким уровнем сформированности культуры здоровья Общий анализ |
Классный руководитель, психолог |
анкеты |
сентябрь 2012г. |
Создание проектной группы |
Заинтересован- ность участников проекта |
Кл.рук-тель Психолог, соц. педагог, председатель род комитета |
Мед работник |
сентябрь 2012г. |
Родительские собрания |
Создание условий |
Кл. руководит. председатель род комитета |
Анкеты для родителей, лекторий |
1 ч. 2012г., 1ч., 4 ч. 2012-2014уч.г. |
Классные часы
Уроки здоровья |
Формирование сознательного отношения к своему здоровью
Накопление учениками опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни |
Классный руководитель
Классный руководитель, |
Материалы необходимые по проведению классных часов
Материалы необходимые по проведению уроков |
1 раз в месяц
По учебному плану |
Семейные конкурсы
Семейные спортивные праздники |
Формирование сознательного отношения к своему здоровью
Накопление учениками опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни |
Классный руководитель председатель род комитета
Классный руководитель председатель род комитета |
Материалы необходимые по проведению конкурсов
Материалы необходимые по проведению праздников |
26.01.2013 г. март 2013 г.
По учебному плану |
Планирование «Твоё здоровье»
раздел |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Дата проведения |
УЧУСЬ ПОНИМАТЬ СЕБЯ |
1.Твои новые друзья 2.Как ты растёшь 3.Что ты знаешь о себе 4.Твоё настроение 5.Как ты познаёшь мир 6.Твои чувства 7.Как исправить настроение 8.Твои поступки 9.Твои привычки |
9 ЧАСОВ |
|
УЧУСЬ ПОНИМАТЬ ДРУГИХ |
10.Что изменилось за год. Режим дня 11.Как научиться разговаривать. 1)Знакомство и поздравление 2)Просьба. Предложение. Отказ и извинение 3)Сочувствия и поддержка 12.Что такое интонация 1)Что значит, найти общий язык 2)Что такое: «Тон делает фразу» 3)Игра «Испуганный ёжик» |
1 ЧАС 3 ЧАСА 3 ЧАСА |
|
13.Как научиться преодолевать трудности 1)Уверенность в выступлении 2)Аплодисменты 3)Поддержка 4)Просьба 5)Поймай мяч 6)Подарок 7)Сделаем вместе 8) Отказ 14.Как понять друг друга без слов 1)Мимика и жесты 2)Чувства и настроения 15.Для чего нужна улыбка 1)Учиться дарить радость другому человеку (1ч) 2)Постановка спектакля по сказке «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» (2ч) 16.Умеешь ли ты дружить 1)Законы дружбы 2)Пословицы и поговорки о дружбе 3)Конкурс знатоков 4)Режим дня во время каникул 5)Рассказ о своём друге |
8 ЧАСОВ 2 ЧАСА 3 ЧАСА 5 ЧАСОВ |
Тематические классные часы.
Цель: воспитание понимания ценности здоровья
Здоровым будешь – всё добудешь. (сентябрь 2012)
Умение общаться – основа хороших отношений с друзьями (октябрь)
Береги своё время и время других (декабрь)
Мои увлечения (январь 2013)
Зачем человек спит или как сделать сон полезным (февраль)
Мы и наши зубы (март)
Правильно ли мы едим (апрель)
Как мы слышим (май)
Что мы знаем о глазах (сентябрь)
Головной мозг (октябрь)
Осанка (ноябрь)
Как укрепить свои мышцы (декабрь)
Как устроена кожа человека (январь 2014)
В приёмной у доктора Айболита (февраль)
Как избежать отравлений (март)
Как предостеречь себя от вредных привычек (апрель)
Как медведь трубку нашёл (май)
Тематические родительские собрания
· характер»
· увлечений»
Семейные конкурсы
· Конкурс родительских комитетов
· Кулинарный поединок.
· «Папа, мама, я – спортивная семья»,
· «Папа и сын»
· «Юные стрелки»
· Семейная олимпиада
· «Читающая семья»
Организация общественной работы каждого ученика в классе.
отряд – «Солнышко»
девиз – Сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас забав и затей
песня – Мы дети солнца
староста – Гусев Дмитрий
1 луч: Иванов Артём – командир 3 луч: Хлопяник Марат – командир
Павлов Дмитрий – хоз.сектор Потапов Андрей – к/м сектор
Лестер Вероника – санитар Мигалкина Авелина– санитар
Лубкович Аделия – казначей Андреева Катя – редколлегия
Безденежных Ярослава – к/м сектор Емашева Ксения – физорг
2 луч: Глазунов Никита – командир 4 луч: Попова Анна – командир
Тимофеев Владик – хоз.сектор Долгов Денис – к/м сектор
Кондратенко Алина - санитар Енохов Илья – санитар
Замаратская Ира – редколлегия Танхаева Валерия – редколлегия
Домбраускас Олег – физорг Чалышев Кирилл – хоз.сектор
Жиркова Ксения – к/м сектор
5 луч: Хамитова Мария – командир 6 луч: Подголова Валерия – командир
Смирнов Ярослав– санитар Сольжиграсов Валерий – к/м сектор
Разуваева Анна – редколлегия Фёдорова Мичийэ – редколлегия
Варфоломеева Анжелика – к/м сектор Никитин Михаил – санитар
Акимов Петя – хоз.сектор Гусев Дима - староста
Дополнительное образование
· кружок «Хомус» - 5 учеников
· (конструирование, информатика, ШДН, бисероплетение)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.