Формирование личности младшего школьника в условиях введения ФГОС последнего поколения
Оценка 4.7

Формирование личности младшего школьника в условиях введения ФГОС последнего поколения

Оценка 4.7
docx
31.08.2023
Формирование личности младшего школьника в условиях введения ФГОС последнего поколения
статья.docx

Формирование личности младшего школьника в условиях введения ФГОС последнего поколения

Изменения в российском обществе формируют новый социальный заказ на развитие человеческого потенциала страны, генерацию нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных отношений. В этой ситуации образование имеет важнейшее значение в решении общегосударственных задач, а также требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования. Введенный в последние годы новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения призван модернизировать образование, преобразовать школу. 
Главное предназначение нового стандарта – формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне условий и требований, направленных на достижение стратегической цели российского образования – воспитание  успешного поколения граждан страны, владеющих современными знаниями, навыками и компетенциями, воспитанного в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. 

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования. В новом стандарте сделан акцент на то, что процесс обучения неразрывно связан с воспитанием, развитием личности. 
Как известно, ядром содержания образования является необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, картина мира и мировоззрение, трансформация идеалов, существующих в культуре, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

Наряду с фундаментальным знанием багаж выпускника 
современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность, умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В новом Федеральном государственном стандарте отмечается, что качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова.[1]

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностносмысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками таких компонентов учебной деятельности, как познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [2]. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В соответствии с новым стандартом во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Прежде всего, это «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные, или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки). Развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные – инструментальных, предметные – когнитивных [3]. Современное образовательное учреждение работает в соответствии с основной образовательной программой, то есть программой деятельности образовательного учреждения по достижению планируемых образовательных результатов. Она включает в себя не только примерные программы по отдельным предметам, но и программу воспитания и социализации школьников, программу формирования универсальных учебных действий, систему оценивания учебных достижений, принятую школой, ее учебный план, внеурочную образовательную деятельность [2]. В любой образовательной программе мотивационно-ценностный момент, как момент структуры программы, должен быть ведущим. Этот мотивационно-ценностный план должен пронизывать любые программы. При выделении мотивационноценностного пласта необходимо ориентироваться на один из ключевых вопросов: ради чего делается образовательная программа. В новом стандарте принципиально по-новому формулируется главная задача школы: не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, а воспитать успешного гражданина своей страны. Именно поэтому образование в нем рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества, как главенствующий ресурс его социокультурной модернизации, обеспечивающий формирование:

- российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;

- идеалов и ценностей российского гражданского общества: справедливости, свободы, межнационального мира, семейных традиций;

- консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе повышения гражданской ответственности,

- взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;

- национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;

- конкурентоспособности личности, общества и государства;

- ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

Исходя из этого, под объектом модернизации в новом стандарте понимается не только сфера образования (как отрасль одного из секторов экономики), не только образовательная среда (как комплекс образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации (образование, семья, конфессия, средства массовой информации), определяющих процесс духовно-нравственного становления нового поколения страны.

Образовательное пространство должно обеспечивать достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, учитывать специфику возрастного развития обучающихся на данной ступени образования [4].

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Как отмечает А. Г. Асмолов, задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания, поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс [7].

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Критериями оценки сформированности УУД учащихся является соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям, а также соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность.

Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяются его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. В ходе реализации нового ФГОС актуальным становится формирование внутренней позиции (ВП) обучающегося. Введенное Л.И. Божович понятие «внутренняя позиция» обозначает активное, имеющее внутреннюю детерминацию отношение школьника к учению, когда поведение ребенка перестает быть ситуативным, когда у него появляется устойчивое соподчинение мотивов и он впервые становится способен к осознанию своего отношения к жизненной ситуации [5].  Ребенок со сформированной ВП школьника имеет позитивный настрой по отношению к школе. Внутренняя позиция включает в себя не только мотивационный, но также эмоциональный и рефлексивный компоненты. Феноменологически эти компоненты предстают перед человеком в нерасторжимом единстве [8]. Субъективный аспект социальной ситуации развития - внутренняя позиция ребенка - обозначает совокупные характеристики той системы внутренних факторов, которая преломляет и опосредствует воздействия среды, определяя формирование у ребенка основных психологических новообразований в этом возрасте. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Для этого необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря этому становится возможной реализация потенциала развития субъекта [11]. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни [12]. Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующее сформированность внутренней позиции школьника, исследовали такие ученые, как М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Т.А. Нежнова, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин [30]. Во многих исследованиях была выявлена сложная динамика формирования внутренней позиции школьника, которая находит отражение в мотивационно-смысловой сфере и в отношении к школьным предметам [21]. Непринятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, двойственное, а в некоторых случаях негативное отношение ребенка к школе значительно осложняют ход нормативного возрастного развития в школьном возрасте и адаптацию к школе [14]. Применение понятия «внутренняя позиция» играет важную роль при анализе развития личности в ходе образовательного процесса. Оно соотносится с такими понятиями, характеризующими особенности личности, как система ценностей, смыслов, развитие временной перспективы.

Известно, что понятие ценностей рассматривается обычно в связи с мотивационной сферой личности. Мотивирующее действие ценностей не ограничивается конкретной деятельностью или конкретной ситуацией; они соотносимы с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности.

Ценность школьного образования входит в структуру внутренней позиции школьника, но не исчерпывает всего ее содержания. Аналогично в структуру любой ВП входят ценностные представления, но лишь как аспект мотивов, составляющих содержание внутренней позиции. Для соотнесения понятия ВП с понятием смысла необходимо вспомнить, что в культурно-исторической и деятельностной психологии личность понимается «как психологическое образование, как регуляторная система, которая конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам». Эту систему функций осуществляет главная, конституирующая подструктура личности - ее смысловая сфера. Смысловую сферу личности Д.А. Леонтьев определяет как особым образом организованную совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах [15].

Внутренняя позиция школьника может рассматриваться как итог саморазвития ребенка в дошкольном детстве. Она же выступает как предпосылка саморазвития в младшем школьном возрасте, поскольку становится основой для формирования субъектности школьника, «превращения ученика в учащегося» [17]. Анализируя содержание нового ФГОС, можно увидеть, что системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. В нем личность рассматривается как системная целостность, для которой развитие - основной способ существования. В основе образовательной программы современного образовательного учреждения должен быть заложен принцип непрерывности развития и зависимости развития личности от меры ее собственной активности [18]. В государственном образовательном стандарте нового поколения делается акцент на такие характеристики личностного развития обучающихся, как самоопределение, развитие Я-концепции и самооценки личности, идентичности личности, формирование картины мира, ценностных ориентиров, рефлексивности, саморегуляции, смыслообразования [19].

Новый стандарт призван обеспечить в рамках воспитательно-образовательного процесса достижение баланса интересов личности, общества и государства. Он призван решать такие актуальные психолого-педагогические проблемы, как усиление практической направленности обучения, снятие перегрузки школьников, обеспечение личностно ориентированного характера образования, формирование позитивной мотивации учения, развитие самостоятельности, умения выбирать и отвечать за свой выбор, развитие интересов, склонностей и способностей детей [22].


 

Формирование личности младшего школьника в условиях введения

Формирование личности младшего школьника в условиях введения

Наряду с фундаментальным знанием багаж выпускника современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность, умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Наряду с фундаментальным знанием багаж выпускника современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность, умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося

При выделении мотивационноценностного пласта необходимо ориентироваться на один из ключевых вопросов: ради чего делается образовательная программа

При выделении мотивационноценностного пласта необходимо ориентироваться на один из ключевых вопросов: ради чего делается образовательная программа

Образовательное пространство должно обеспечивать достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и…

Образовательное пространство должно обеспечивать достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и…

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование, т

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование, т

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяются его отношением с другими видами учебных действий и…

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяются его отношением с другими видами учебных действий и…

Нежнова, К.Н. Поливанова, Д.Б

Нежнова, К.Н. Поливанова, Д.Б

Внутренняя позиция школьника может рассматриваться как итог саморазвития ребенка в дошкольном детстве

Внутренняя позиция школьника может рассматриваться как итог саморазвития ребенка в дошкольном детстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2023