ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Оценка 4.7
doc
08.04.2024
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
!!!личностные УУД - копия.doc

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Важнейшей  задачей  современной  системы  образования  является   формирование   универсальных  учебных   действий, обеспечивающих  школьникам умение  учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Выделяют 4 вида  УУД:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

В своём выступлении я хотела бы остановиться на  личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество, особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Личностные  действия  обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся  и ориентацию в социальных  ролях  и  межличностных  отношениях.

Можно  выделить три  вида личностных  действий:

- самоопределение;   - смыслообразование;    - нравственно-этическая ориентация.

самоопределение – сформированность  внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской  личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование – поиск  и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

нравственно-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Урок литературы – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться учащимся в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.

Литература - это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и  получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность,  дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в  доступной для них эмоционально-образной форме. У учеников появляется возможность  не только осмыслить   морально-этические  понятия,  но и вместе с героями литературных произведений  пережить все разнообразие их  чувств, приобщиться  к духовно-нравственным ценностям  художественного произведения.

На развитие ЛУУД направлены задания:

1) на интерпретацию текста;

2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

3) анализ характеров и поступков героев;

4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).

Личностные УУД формируются, когда:

учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

-  очень важно сказать ученику: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» — в этот момент и происходит формирование личностных УУД т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему. Обычно этому способствуют и вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Для формирования личностных универсальных учебных действий в своей работе использую  следующие формы работы:

-  участие в проектах;

- творческие задания;

- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

- самооценка события, происшествия;

- дневники достижений

-  и представленная сегодня литературно-музыкальная композиция, позволяющая формировать  внутреннюю позицию школьника

Тема воспитания гражданской позиции и  патриотизма ныне актуальная, даже больная тема для нашей страны.  У Дмитрия Сергеевича Лихачева есть высказывание: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Это очень точно прослеженная цепочка процесса воспитания гражданственности и патриотизма. «С чего начинается Родина?», а точнее с чего начинается любовь к Родине? Конечно же, с любви к своей семье, гордости за свой город, народ и уважения к прошлому и настоящему своей страны.

Ребенок школьного  возраста наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, пробудить в детях чувство любви к Родине. Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо лишь усилить. Заставить любить Отечество нельзя, любовь надо воспитывать.

Список  произведений в учебниках литературы под редакцией В.Ф. Чертова,  воспитывающих у детей патриотизм, поистине всеобъемлющ. Тут и воспевающие родную природу рассказы В.П. Астафьева, М.М. Пришвина,  стихи русских поэтов. Совместный с детьми анализ реальных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные творчеству И.С Тургенева, В. Г. Короленко, А. И Куприна и др., становятся уроками духовности и патриотизма.

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

На  примере русских былин дети делают вывод, что народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов.

Важно показать учащимся, что народная память о каждом историческом  этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в героическом эпосе, устных преданиях, исторических и солдатских песнях, произведениях лучших поэтов и писателей России. Одна из важнейших задач, которую решают эти произведения,  –  сохранить память о предках, строивших и защищавших Отечество, напомнить о нравственном долге – любить и беречь свою Родину.

В системе патриотического воспитания подрастающего поколения огромная роль принадлежит произведениям о Великой Отечественной войне, о ярких личностях в истории России. Уходя от традиционных конкурсов чтецов стихов о войне, используем новую форму, которая по-другому заставляет взглянуть на это историческое событие, переживать великие события, горечь неисчислимых утрат и феноменальный героизм советских людей, оставляет неизгладимый след в детских сердцах.

  Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в юном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Ведь быть патриотом  –  это просто быть честным, порядочным и любить свою Родину, хранить ее в своей душе, и передать эту любовь следующему поколению.

Главное для учителя - помнить, что все  учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает  свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

Тема воспитания гражданской позиции и патриотизма ныне актуальная, даже больная тема для нашей страны

Тема воспитания гражданской позиции и патриотизма ныне актуальная, даже больная тема для нашей страны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024