Формирование математической функциональной грамотности младших школьников.
Оценка 5

Формирование математической функциональной грамотности младших школьников.

Оценка 5
docx
21.02.2023
Формирование математической функциональной грамотности младших школьников.
Формирование математической грамотности Гуляшова С.В..docx

Работа по формированию математической функциональной грамотности.

«Математика – это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира».

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

 Как писал Фридрих Энгельс: математика появилась вместе с человеческими пальцами. Поэтому большое внимание уделяю практической деятельности с разнообразными предметами, считаем на пальцах.

Например, работая с понятием «множество» выполняем с детьми разные математические задания: находим заданное количество чего-то на себе, вокруг себя, собираемся в группы, выкладываем с помощью подручных средств. Играем с множествами предметов, объединяя их, выкладываем фигуры и т.д. Когда у детей нарабатывается образ этого множества, только тогда это количество обозначаем цифрой.

Играя с множествами мы отрабатываем такие понятия, как «больше», «меньше», «равно».

При изучении математических терминов используем ассоциации детей, обращаемся к их жизненному опыту.

Например:

1.При изучении понятия «сумма» играем в игру «Сумка».

2.При изучении понятий «больше-меньше»  - игра «Жадная ворона».

3. При изучении понятия сложения – игра «Волшебники».

Большие проблемы у детей вызывает решение задач.

Поэтому мы используем следующие приёмы в работе с задачами:

1.  Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков

б) с помощью рисунка.

в) с помощью счётного материала.

2. Математические экскурсии.

Используя информацию с экскурсии, составляем задачи.

3. Проведение практических занятий.

Например: изготовление мерок площади(квадратов), измерение площади разными мерками, в процессе измерения квадратами поверхностей, приходим к формуле нахождения площади. Составляем задачи на измерение площади.

Виды работ с задачами.

1. Решение задач разными способами.

2. Разбивка текста задачи на значимые части.

3. Решение задач с недостающими или лишними данными.

4. Объяснение готового решения задачи.

5. Изменение вопроса задачи.

6. Выбор выражений, которые являются решением задачи.

7. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)

8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

9.Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

10. Решение обратных задач.

Очень помогают в работе тетради на печатной основе Натальи Борисовны Истоминой «Учимся решать задачи», «Учимся решать комбинаторные задачи», «Учимся решать логические задачи».

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Особое внимание уделяю задачам, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.  В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Например задачи– расчеты. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью.

Задача:

 Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин. Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей.

Название тарифа

Цена 1 минуты разговора

Дополнительные условия

«Детский»

50копеек

Нет условий

«Подарочный»

25 копеек

После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту

«Дружеский»

15 копеек

До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек

 

В этой задаче рассматриваются такие величины, как цена, количество, стоимость. Но для ее решения, необходимо уметь воспользоваться данными таблицы, сравнить полученные результаты, выполнить действия с числами, как результатами измерения величин. Можно предложить узнать тарифы его компании связи, выбрать наиболее выгодный.  Для решения такой задачи, ребенок должен суметь самостоятельно составить таблицу, осуществить все расчеты и сравнить с поставленными условиями. Другими словами, ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности.

Важно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

С такими задачами ребята встречаются в интеллектуальной игре- марафоне «ЭМУ-эрудит» и на образовательной платформе Учи. Ру.

Гуляшова Светлана Владимировна

МБОУ СОШ №23


 

Работа по формированию математической функциональной грамотности

Работа по формированию математической функциональной грамотности

Математические экскурсии. Используя информацию с экскурсии, составляем задачи

Математические экскурсии. Используя информацию с экскурсии, составляем задачи

Например задачи– расчеты . Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью

Например задачи– расчеты . Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2023