Работа по формированию математической функциональной грамотности.
«Математика – это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира».
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Как писал Фридрих Энгельс: математика появилась вместе с человеческими пальцами. Поэтому большое внимание уделяю практической деятельности с разнообразными предметами, считаем на пальцах.
Например, работая с понятием «множество» выполняем с детьми разные математические задания: находим заданное количество чего-то на себе, вокруг себя, собираемся в группы, выкладываем с помощью подручных средств. Играем с множествами предметов, объединяя их, выкладываем фигуры и т.д. Когда у детей нарабатывается образ этого множества, только тогда это количество обозначаем цифрой.
Играя с множествами мы отрабатываем такие понятия, как «больше», «меньше», «равно».
При изучении математических терминов используем ассоциации детей, обращаемся к их жизненному опыту.
Например:
1.При изучении понятия «сумма» играем в игру «Сумка».
2.При изучении понятий «больше-меньше» - игра «Жадная ворона».
3. При изучении понятия сложения – игра «Волшебники».
Большие проблемы у детей вызывает решение задач.
Поэтому мы используем следующие приёмы в работе с задачами:
1. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков
б) с помощью рисунка.
в) с помощью счётного материала.
2. Математические экскурсии.
Используя информацию с экскурсии, составляем задачи.
3. Проведение практических занятий.
Например: изготовление мерок площади(квадратов), измерение площади разными мерками, в процессе измерения квадратами поверхностей, приходим к формуле нахождения площади. Составляем задачи на измерение площади.
Виды работ с задачами.
1. Решение задач разными способами.
2. Разбивка текста задачи на значимые части.
3. Решение задач с недостающими или лишними данными.
4. Объяснение готового решения задачи.
5. Изменение вопроса задачи.
6. Выбор выражений, которые являются решением задачи.
7. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9.Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
10. Решение обратных задач.
Очень помогают в работе тетради на печатной основе Натальи Борисовны Истоминой «Учимся решать задачи», «Учимся решать комбинаторные задачи», «Учимся решать логические задачи».
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Особое внимание уделяю задачам, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Например задачи– расчеты. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью.
Задача:
Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин. Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей.
Название тарифа |
Цена 1 минуты разговора |
Дополнительные условия |
«Детский» |
50копеек |
Нет условий |
«Подарочный» |
25 копеек |
После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту |
«Дружеский» |
15 копеек |
До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек |
В этой задаче рассматриваются такие величины, как цена, количество, стоимость. Но для ее решения, необходимо уметь воспользоваться данными таблицы, сравнить полученные результаты, выполнить действия с числами, как результатами измерения величин. Можно предложить узнать тарифы его компании связи, выбрать наиболее выгодный. Для решения такой задачи, ребенок должен суметь самостоятельно составить таблицу, осуществить все расчеты и сравнить с поставленными условиями. Другими словами, ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности.
Важно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
С такими задачами ребята встречаются в интеллектуальной игре- марафоне «ЭМУ-эрудит» и на образовательной платформе Учи. Ру.
Гуляшова Светлана Владимировна
МБОУ СОШ №23
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.