Формирование математической грамотности на уроках географии
Оценка 5

Формирование математической грамотности на уроках географии

Оценка 5
docx
05.12.2022
Формирование математической грамотности на уроках географии
формир математической грамотности на уроках географии.docx

Формирование математической грамотности на уроках географии

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Знания и умения, необходимые для математически грамотного человека: • пространственное воображение; • использование масштаба; нахождение периметра и площади фигур; • умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме; • умение работать с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями; • умение выполнять действия с различными единицами измерения

Необходимость применения математики в географии возникла потому, что со времен возникновения человеческой цивилизации увеличивалось количество человеческих открытий, осваивались новые земли, строились города, и поток географической информации все увеличивался. Он охватывал множество стран, городов, народов, все части и явления природы, население, культуру и многое другое, и становился огромным и необозримым. Тогда на помощь географам пришла математика.

Первые опыты применения математики в географии, как отмечают исследователи, относятся к временам древнегреческих ученых Фалеса Милетского и Эратосфена. Так называемая, математическая география в те древние времена занималась вычислением параметров Земли как планеты, расчетом ее форм и размеров. На карте, созданной Эратосфеном, мы можем видеть вертикальные и горизонтальные линии - это меридианы и параллели.

Параллели и меридианы – это воображаемые линии на поверхности Земли, они проходят через любую точку поверхности Земли. Любая точка на Земле – это пересечение параллели и меридиана и она имеет свои координаты. Немного линий было на карте Эратосфена, и нанесены они были на разном расстоянии друг от друга, мало походя на современную градусную сеть. И, тем не менее, новая страница познания Земли была открыта.

Эратосфен показал на своих картах новые пути, например, путь в Индию, которым гораздо позже воспользовался Колумб. Сегодня мы не представляем нашу жизнь без географических координат. Координаты задает капитан в навигационной системе корабля, летчик в самолете, водитель в своем автомобиле пользуется навигатором.

В средние века и во времена Великих географических открытий люди больше занимались землеописанием, связанным с открытием новых мест на планете Земля. И если в данный период и можно указать на ряд опытов применения математических методов в географии, то это скорее случайности, нежели закономерный процесс вхождения математики в географию.

 

 

Примеры заданий из ОГЭ

1.Определите, какой город – административный центр субъекта РФ, имеет географические координаты 59° с.ш. 40° в.д.

2.Определите, на каком острове находится географический объект, имеющий географические координаты 19° ю.ш. 47° в.д

3.Определите долю городского населения (в %) в общей численности населения Астраханской области, если известно, что общая численность её населения на 1 января 2019 г. составляла 1 014 065 человек, а численность городского населения  677 060 человек. Полученный результат округлите до целого числа.

4.Используя данные таблицы «Земельная площадь России на начало 2018 г.», определите долю (в %) лесных угодий от общей земельной площади. Полученный результат округлите до целого числа.

 

Земельная площадь России на начало 2018 г. (в млн га)

 

Всего земель

1712,5

в том числе:

 

сельскохозяйственные угодья

222,0

лесные угодья

870,7

поверхностные воды, включая болота

226,8

другие земли

393,0

 

5.Используя данные таблицы «Грузооборот по видам транспорта в РФ
в 2018 г.», определите долю трубопроводного транспорта в общем грузообороте (в %). Полученный результат округлите до целого числа.

 

Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2018 г.
(млрд тонно-километров)

 

Транспорт  всего

5644

в том числе по видам:

 

железнодорожный

2598

автомобильный

259

трубопроводный

2668

морской

45

внутренний водный

66

воздушный

8

 

6. Воспроизводство населения в Республике Калмыкия

в 20102014 гг. (человек)

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0FA4DA9E3AE2BA1547B75F0B08EF6445/docs/G16.HC_08.04/xs3docsrc7A1B384DD4D4B524426502F948D90333_1_1452780665.gif

 

Определите естественный прирост населения в Республике Калмыкия в 2014 г. Ответ запишите в виде числа.

 

7. Демографические показатели отдельных регионов РФ

в 2018 г. (человек)

 

Показатель

Общий прирост населения за год

Миграционный прирост населения за год

1) Республика Северная Осетия  Алания

2512

 4512

2) Карачаево-Черкесская Республика

742

1559

3) Астраханская область

3449

3496

4) Ставропольский край

5431

 4031

 

 

На основе анализа данных приведённой таблицы укажите регион, в котором в 2018 г. наблюдалось наибольшее превышение числа выбывших из региона на постоянное место жительства над числом прибывших в регион. Запишите цифру, под которой указан этот регион.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование математической грамотности на уроках географии

Формирование математической грамотности на уроках географии

Примеры заданий из ОГЭ 1. Определите, какой город – административный центр субъекта

Примеры заданий из ОГЭ 1. Определите, какой город – административный центр субъекта

Воспроизводство населения в Республике

Воспроизводство населения в Республике

Запишите цифру, под которой указан этот регион

Запишите цифру, под которой указан этот регион
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022