Формирование математической грамотности на уроках математики в начальной школе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Автор: Л.Н. Гынсарь
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ№13» г. Обнинска
Актуальность.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. В рамках Концепции новых ФГОС говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности».
Формирование математической грамотности в начальной школе является одним из значимых направлений развития способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе.
Дидактическая система Л.В. Занкова.
Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».
Принципы и типические свойства системы Л.В.Занкова отвечают всем требованиям нового Стандарта. Дидактическим стержнем урока в системе Занкова является деятельность самих учащихся, которая носит преобразующий характер. Это обеспечивается в том числе и специальной организацией работы, когда используются определенные задания и вопросы проблемного характера, позволяющие работать на формирование математической грамотности учащихся.
Учебная ИКТ-компетентность –
способность решать учебные задачи
с использованием общедоступных в
начальной школе инструментов ИКТ
и источников информации .
ИКТ-компетентность
ученика начальной школы -
это умение ориентироваться в
информационных и коммуникативных
технологиях (ИКТ) и способность их
грамотно применять.
Итоги опроса в классе об использовании компьютерных технологий
№ | Выборочные вопросы | 4 В |
1. | Какой вид организации урока больше нравится? |
|
2. | Какой вид работы предпочитаете? |
|
«Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности»
Джордж Пойа
Венгерский, швейцарский и американский математик, популяризатор науки
Формирование математической грамотности включает в себя:
•методическую готовность учителя к формированию математической грамотности учащихся;
•овладение методикой становления универсальных учебных действий младшего школьника;
•применение технологии «педагогическая диагностика»;
•реализацию дифференцированного подхода;
•использование содержания программ внеурочной деятельности, цифровых образовательных ресурсов.
Математическая грамотность
есть способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Учебный предмет "Математика" в развивающей системе Л.В.Занкова обладает большим потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития математической грамотности в полном соответствии с требованиями стандарта.
Группировки, закономерности
Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44
По какому правилу записан каждый ряд чисел?
Продолжи его:
10, 30, 50, 70 …
14, 34, 54, 74 …
Учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
Осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
Овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности.
Формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.
Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников.
Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Результативность формирования математической грамотности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.