«Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности»
«Жизнь на уроке должна стать подлинной.
Сделать ее такой – задача каждого из нас»
Цели и задачи:
1. Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.
2. Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности, готовности к переобучению
3. Напомнить коллегам, что, основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель сегодня не актер, а режиссер.
4. Замотивировать коллег на дальнейшее самостоятельное изучение материала семинара, и применение полученных знаний в своей деятельности.
Ход семинара:
Здравствуйте!
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуй те, кто молчит…
Мне хотелось бы обратиться к вам с
вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми
подписанными ящиками и головой ученика?
Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит - нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…
Если
ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.
Все участники семинара делятся на 4 группы
(при входе вручаются карточки цифры, символы, фигуры, знаки действия)
Основные этапы (вопросы) |
Содержание деятельности участников семинара |
Вопрос по кругу: «Я пришел на семинар…» |
Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас сегодня на нашем семинаре «Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочное время», тема которого продиктована нам новыми современными подходами к содержанию и результатам образования. (см. ФГОС)
Чтобы наш разговор получился предметным и полезным для каждого из нас, мы предлагаем вам продолжить фразу: «Я пришел на семинар…» (шарик в стили ФГОС) |
Что такое «метапредмет»?(работа в парах) |
Коллеги, дайте, пожалуйста, определение понятия «метапредмет»
(после 2-3 минут обсуждения, педагоги зачитывают свои характеристики, по желанию)
Мы предлагаем вам прочитать определения других людей, обсудите, пожалуйста, может вам захочется что-то добавить или изменить в своих определениях? -«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской)
-«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю.В. Громыко)
-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)
"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант)
«Учить мыслям бессмысленно,т.к.в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией» (Годунова ЕА)
Вывод: Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы. На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то»
|
Напишите словосочетания со словом «метапредметный»(работа в группе) |
Что может быть метапредметным? -связи; -средства обучения; -формы обучения; -результаты обучения; -умения; -урок; -занятие; -задание; -задача; -категория;
|
Практическая часть Разработка метапредметного урока |
«Сценарий урока нужно составить таким образом, что бы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов» (Громыко Н.В.)
|
Я иду на метапредметный урок. Что я должен учитывать? (работа в группах, раздаточный материал) |
1 группа Структурные элементы урока · Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. · Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. · Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. · Взаимопроверка и взаимоконтроль. · Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал. 2 группа Требования к заданиям на уроке · Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. · Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности. 3 группа Требование к учителю · Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! · Добиваться от учеников аргументированных ответов. · Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. · Чётко и точно формулировать задание. · Способность к импровизации. · Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. · Учитель не актёр, а режиссёр!
4 группа
|
Практическая часть Разработка метапредметного урока |
«Сценарий урока нужно составить таким образом, что бы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов» (Громыко Н.В.)
|
Какая внеурочная деятельность способствует формированию метапредметныхумений?Каким образом? (опрос по кругу) |
-Исследовательская деятельность; - Подготовка и участие в НПК, предметных конкурсах, чемпионатах и т.д. - Подготовка и участие в предметных неделях, КТД и т.д.
|
Рефлексия (опрос по кругу) |
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль
Продолжите, пожалуйста, фразу:
-А, напоследок, я скажу… -Уходя с семинара, я… -Мой совет ТГ «Вдохновение» -Мне хочется сказать… -Мой совет коллегам -Оказывается… - Самым полезным для меня было…
|
Руководитель РМО: Ю.В. Рогова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.