«Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности»
Оценка 4.6

«Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности»

Оценка 4.6
Семинары
docx
математика
30.03.2020
«Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности»
«Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности»
«Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности».docx

 «Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности»

 «Жизнь на уроке должна стать подлинной. 

Сделать ее такой – задача каждого из нас»

 

Цели и задачи:

 

1.      Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.

 

2.     Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности, готовности к переобучению

3.     Напомнить коллегам, что, основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.  Учитель сегодня не актер, а режиссер.

4.     Замотивировать коллег на дальнейшее самостоятельное изучение материала семинара, и применение полученных знаний в своей деятельности.

 

Ход семинара:

 

 Здравствуйте!
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуй те, кто молчит…

 

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит - нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…



Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.

Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.

 

Все участники семинара делятся на 4 группы

(при входе вручаются карточки цифры, символы, фигуры, знаки действия)

 

Основные этапы (вопросы)

Содержание деятельности участников семинара

Вопрос по кругу: «Я пришел на семинар…»

Уважаемые коллеги, мы  рады видеть вас сегодня на нашем семинаре «Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочное время», тема которого продиктована нам новыми современными подходами к содержанию и результатам образования. (см. ФГОС)

 

Чтобы наш разговор получился предметным и полезным для каждого из нас, мы предлагаем вам продолжить фразу:

«Я пришел на семинар…»

(шарик в стили ФГОС)

Что такое «метапредмет»?(работа в парах)

Коллеги,  дайте, пожалуйста,  определение понятия «метапредмет»

 

(после 2-3 минут обсуждения, педагоги зачитывают свои характеристики, по желанию)

 

Мы предлагаем вам прочитать определения других людей, обсудите, пожалуйста, может вам захочется что-то добавить или изменить в своих определениях?

-«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской)

 

-«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю.В. Громыко)

 

-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)

 

"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант)

 

 

«Учить мыслям бессмысленно,т.к.в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией»

 (Годунова ЕА)

 

Вывод:

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности.

 В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.

На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами.

«Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то»

 

Напишите словосочетания со словом «метапредметный»(работа в группе)

Что может быть метапредметным?

-связи;

-средства обучения;

-формы обучения;

-результаты обучения;

-умения;

-урок;

-занятие;

-задание;

-задача;

-категория;

 

 

Практическая часть

Разработка метапредметного урока

«Сценарий урока нужно составить таким образом, что бы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов» (Громыко Н.В.)

 

 

Я иду на метапредметный урок. Что я должен учитывать?

(работа в группах, раздаточный материал)

1 группа  Структурные элементы урока

·         Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

·         Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

·         Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

·         Взаимопроверка и взаимоконтроль.

·         Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

2 группа Требования к заданиям на уроке

·         Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

·         Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

3 группа Требование к учителю

·         Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

·         Добиваться от учеников аргументированных ответов.

·         Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

·         Чётко и точно формулировать задание.

·         Способность к импровизации.

·         Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

·         Учитель не актёр, а режиссёр!

 

4 группа

 

Практическая часть

Разработка метапредметного урока

«Сценарий урока нужно составить таким образом, что бы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов» (Громыко Н.В.)

 

 

Какая внеурочная деятельность способствует формированию метапредметныхумений?Каким образом?

(опрос по кругу)

-Исследовательская деятельность;

- Подготовка и участие в НПК, предметных конкурсах, чемпионатах и т.д.

- Подготовка и участие в предметных неделях, КТД и т.д.

 

Рефлексия

(опрос по кругу)

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают  его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль

 

Продолжите, пожалуйста, фразу:

 

-А, напоследок, я скажу…

-Уходя с семинара, я…

-Мой совет ТГ «Вдохновение»

-Мне хочется сказать…

-Мой совет коллегам

-Оказывается…

- Самым полезным для меня было…

 

 

Руководитель РМО:            Ю.В. Рогова

 


 

Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности» «Жизнь на уроке должна стать подлинной

Формирование метапредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности» «Жизнь на уроке должна стать подлинной

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а…

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а…

Мы предлагаем вам прочитать определения других людей, обсудите, пожалуйста, может вам захочется что-то добавить или изменить в своих определениях? - «

Мы предлагаем вам прочитать определения других людей, обсудите, пожалуйста, может вам захочется что-то добавить или изменить в своих определениях? - «

Что может быть метапредметным? -связи; -средства обучения; -формы обучения; -результаты обучения; -умения; -урок; -занятие; -задание; -задача; -категория;

Что может быть метапредметным? -связи; -средства обучения; -формы обучения; -результаты обучения; -умения; -урок; -занятие; -задание; -задача; -категория;

Я иду на метапредметный урок

Я иду на метапредметный урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2020