Семинар - практикум
Тема: Формирование метапредметных УУД в начальной школе
- путь повышения качества образования
Цель: развитие и совершенствование методической и метапредметной компетентности педагогов в условиях освоения ФГОС.
Задачи:
· определять возможности формирования УУД и пути решения развивающих задач урока;
· овладеть способами проектирования урока с позиций формирования УУД.
ФГОС второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из комплекса показателей, описывающих личностные, метапредметные и предметные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий.
В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Перед учителем стоит задача – как спроектировать такой урок, который будет решать поставленные задачи по формированию метапредметных результатов?
Вспомним и сравним:
Ø Как строился урок традиционно?
Ø Урок по проблемно-диалогической технологии.
Метапредметные результаты освоения ФГОС:
¨ формирование умения самостоятельно ставить цель и планировать пути её достижения.
¨ умение управлять своей деятельностью,
¨ осуществление контроля и коррекции, объективно оценивать результаты деятельности.
¨ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей.
Метапредметная компетентность учителя:
¨ знание приёмов организации целеполагания и планирования;
¨ владение способами организации самоконтроля и взаимоконтроля;
¨ умение организовать оценочную рефлексивную деятельность обучающихся;
¨ Умение составлять метапредметные задания, направленные на формирование познавательных (логических) УУД .
Ø Как учить, работая на метапредметные результаты?
«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание». (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь».)
Средства обучения – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
1. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию УУД является создание проблемных ситуаций на уроке. Технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в 1-ом классе. Обучать учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.
2. Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».
Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока;
«Хочу узнать» - формулирование цели;
«Узнал» - соотношение старой и новой информации;
«Научился» - осознание результативности деятельности.
Применяя такой прием, мы формируем регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
3. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные, коммуникативные действия.
4. Важнейшую роль в формировании метапредметных УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Используем несколько приемов работы с текстом.
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты:
· самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся;
· пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.;
· составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект;
· составление сводных таблиц, граф-схем и пр.;
· подготовка докладов с опорой на конспект,
· план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:
«Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
«Синквейн» – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
«Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
Применяя такие приемы работы с текстом, мы формируем регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия.
5. Дискуссия – еще одно средство формирования УУД школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме.
6. Групповая форма работы - следующее средство.
Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы.
Учащиеся учатся в этом случае также
· искать информацию,
· сообщать ее другим,
· высказывать свою точку зрения,
· принимать чужое мнение,
· создавать продукт совместного труда.
Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
7. Проектная и исследовательской деятельности – действенное средство формирования УУД.
В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр метапредметных УУД:
· коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений),
· регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат),
· познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями).
Метапредметные результаты освоения ФГОС:
q владение навыками поисковой, познавательной и проектной деятельности;
q умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации;
q владение навыками сотрудничества;
q умение слушать и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, принимать мнение других.
Метапредметная компетентность учителя:
¨ знание технологии проблемного обучения;
¨ умение применять метод проектов;
¨ владение способами формирования познавательных (общеучебных) УУД;
¨ умение организовать учебный диалог (дискуссию);
¨ умение организовать продуктивное взаимодействие ( учитель – ученик, ученик – ученик);
¨ владение способами формирования коммуникативных УУД.
Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.
Задание по математике следующего типа: «Рассмотри рисунок. Подбери числа. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё задачу можно составить? Начертите схему. Подберите числа и решите задачу» предполагает организацию работы в парах. Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта.
Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.
Так, при изучении темы «Числа от 1 до 9» первоклассники составляли карточки для игры «Математическое домино». На следующих уроках наборы использовались для отработки навыка счёта.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика модели монет достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.). Несколько детей выступают в роли кассиров.
Игра направлена не только на формирование предметных результатов (состав числа 7, сложение и вычитание в пределах 10). Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.
Очень важным является в регулятивных умениях – самоконтроль. Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса.
Самооценку работ можно начинать на "волшебных линеечках", или «линейки самооценки» как их ещё называют, где оценивается практически все: и аккуратность, и интерес, и старание, и красота, и т. д.
Учащиеся переносят линеечки на поля тетради, внизу (или вверху) обязательно указывают показатели самооценки:
ПР — правильное решение;
ПЦ — правильно написанные цифры;
А — аккуратность выполнения работы,* затем оценивают свою работу.
Метапредметные результаты освоения ФГОС:
¨ владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.
Метапредметная компетентность учителя:
¨ знание приёмов организации рефлексии.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов).
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим УУД на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся:
· написание эссе,
· составление телеграммы, памятки, инструкции,
· стихотворение по алгоритму,
· письмо по кругу,
· синквейн.
На этом перечень средств для развития метапредметных УУД далеко не закончен. Это и коллективное сочинение, и выставка стенгазет, и сочинение-миниатюра, и составление памяток, и нестандартные уроки, и работа с таблицами и схемами и многое другое.
Самое главное, используя данные средства обучения, научить ребёнка учиться не через память, а через УУД.
Когда человек делает, он осваивает что-то новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности.
«Великая цель образования не знания, а действия», - сказал в свое время Герберт Спенсер.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем – то в след,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога, что ты сам искал,
Вовек не позабудется
Практическая часть
Алгоритм разработки фрагмента метапредметного урока (работа в группах).
Подведение итогов.
Задание группам: продолжить предложения.
1) Метапредметный урок - это урок, целью которого...
2) Метапредметный урок - это урок, на котором…
3) Метапредметный урок - это урок, с помощью которого...
Рефлексия.
Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию:
· «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
· «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
· «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
· «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
· «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
· «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В. Ломоносова.
· «Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).
Список источников
1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010
2. Бунеева Е.В. «Буду настоящим читателем. Пособие по технологии продуктивного чтения. 3-4 классы. – М.: Баласс, 2013. (ОС «Школа 2100»).
3. Данилов Д. Д., Кузнецова И.В., Сизова Е.В. «Учусь оценивать себя. 2-4 кл. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. – М.: Баласс, 2014. (ОС»Школа 2100»).
4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
5. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
6. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.
7. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
8. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
9. Фельдштейн Д. И. Образовательная система «Школа 2100».
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.