«Формирование навыка чтения, как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы»
Оценка 5

«Формирование навыка чтения, как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы»

Оценка 5
doc
09.01.2023
«Формирование навыка чтения, как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы»
ПЕД СОВЕТ.doc

Формирование навыка чтения, как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы

Без чтения нет учения.

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Навык чтения складывается из двух сторон - смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включает в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения.

Но в тоже время чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Как сложный вид деятельности чтение состоит из ряда операций:

1.     Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи)

2.   Слияние двух букв в слог (слогослияние).

3.  Слияние нескольких слогов в слово.

4.  Объединение нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

Формированием навыка чтения занимается учитель. Но в связи с особенностями наших детей, многие испытывают трудности в формировании навыка чтения. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеют трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

И поэтому роль логопеда заключается в формировании не столько самого навыка, сколько в создании предпосылок для его правильного формирования.

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

  нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

  нарушением зрительно-моторной координаций;

  нарушением моторики, графомоторных навыков;

  нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

  нарушением произвольного внимания;

   нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой и оперативной памяти;

  затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

  нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя течи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.

 

 

 

В начале сентября провожу обследование (входную диагностику) состояния речевой деятельности детей делаю выводы о сформированности её компонентов. В результате определяю над формированием каких компонентов предстоит работать более тщательно, определяю способы, методы и приёмы формирования либо в совершенствования навыка чтения, используя индивидуальный и дифференцированный подход.

Далее хочу рассказать вам о том, какие занимательные, логические упражнения для развития сознательного, беглого, выразительного чтения, для формирования правильного чтения я использую на своих занятиях. Эти упражнения я стараюсь включать в каждое занятие, что дает положительный результат, вносит в занятие оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Все упражнения можно разделить на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения. Упражнения предлагаются, как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Упражнения для развития осознанного чтения

Первая группа - логические упражнения.

1.Что общего в словах и чем они различаются?

мел — мель, мал — мял, мыл — мил

2. Назови одним словом.

- Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

- ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

- шарф, варежки, пальто, кофта;

- телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

- картофель, свёкла, лук, капуста;

- лошадь, корова, свинья, овца;

- туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;

- липа, берёза, ель, сосна;

- курица, гусь, утка, индейка;

- зелёный, синий, красный, жёлтый.

3. Какое слово лишнее и почему?

- Красивый, синий, красный, жёлтый;

- минута, время, час, секунда;

- дорога, шоссе, тропинка, путь;

- молоко, сметана, простокваша, мясо;

- Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;

- ель, сосна, кедр, осина;

- лук, огурец, морковь, яблоко;

- гриб, ландыш, ромашка, василёк.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан.

(У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов).

5. Путем перестановки букв составь слово.

у к л б о к; с н о а с; у п к с.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

- Колос, рота, ваза;

- кора, лото, боксёр;

- молоко, нерест, тарелка.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

- Змея, рама;

- пуговица, молоток, лава;

- укор, бузина, тина;

- поворот, пороша, канава.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

- Мебель, ружьё; соломка, пора, мель;

9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

- Песня композитор; самолет ? (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель);

- школа обучение; больница ? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной);

- нож сталь; стул ? (вилка, дерево, стол, пища, скатерть);

-  лес деревья; библиотека ? (город, здание, библиотекарь, театр, книги):

- утро ночь; зима ? (мороз, день, январь, осень, сани).

10. Раздели слова на группы.

- Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

- корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

- апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;

- мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.

11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;

насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12. Какие буква, слог, слово лишние.

аур о ы

мараланы та ку на ды тило

река, речка, ручей, ручка, ручеёк

Вторая группа - игры по составлению слов со словами.

1.Найди слово в слове.

- Гроза                 газета         кустарник

2. Подбери пару.

Загар               золотистый

звонок            занимательный

забор               знаменитый

зубр               звонкий

3. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.

4. Загадки. (Любые, которые подходят к теме занятия.)

Найди животное среди строк.

Насос сосёт речную воду, и шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной

Третья группа - работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами

Обучение чтению строится на текстовой основе. Текст, как речевое произведение и единица языка является объектом текстовой деятельности (деятельность, связанная с восприятияем, пониманием, переработкой текстовой информации) и требует осмысления в дидактическом плане: выяснение сущности текстовых категорий и структурных элементов текста дает возможность определить круг инструментальных текстовых знаний и умений, освоение которых позволит выйти на уровень «раскодирования» авторского намерения, «глубинного» постижения текстовой информации.

Чтение строчек наоборот по словам.

Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в искажении грамматической формы слова, пропуски и перестановки слов и слогов.

ЗАДАНИЕ: Прочитайте текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Солнце и ветер.

         Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал.  Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся – припекло только. Человек разделся вовсе и – солнце припекло ещё.

Чтение строчек наоборот по буквам.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово проговаривается вслух по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, создает предпосылки для устранения ошибок «зеркального» чтения.

ЗАДИНИЕ: Прочитайте текст вслух, читая слова наоборот – справа налево.

Лисица и Журавль.

ацисиЛ алавзоп ялваруж ан дебо и аладоп укбёлхоп ан еклерат.  ылваруЖ огечин ен гом ьтязв миовс мыннилд мосон, и ацисил амас ёсв алеоп.

«Заколдованное слово»

Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) справа налево.

ЗАДАНИЕ: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.

Ворон и лисица.

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисилмяса, она алшодоп и говорит:

- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор до красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был…

Упражнения, развивающие у учащихся скорость чтения.

Чтение с подсчётом слов (строчек).

Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные вопросы.

Поиск в тексте заданных слов.

Перед чтением даётся задание найти в тексте определенное слово и подчеркнуть его.

Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки.     

Упражнение для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведет к усвоению смысла прочитанного.

ЗАДАНИЕ: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.

На рек__, в завод__, раскрылись бел__ лилии и жёлт__ кувшинки. Буйно цветёт над вод__ водян__ кашка.

Доедая с маслом булку,

Братья шли по ___________________,

Вдруг на них из __________________

Пёс большой залаял ______________.

Поиск в тексте смысловых несуразностей.

Предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.

ЗАДАНИЕ: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.

В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молоком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять – подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала…

Чтение перевёрнутого текста.

ЗАДАНИЕ: прочитай текст, начиная снизу вверх.

Так началась наша дружба.

На этот раз я бросил смелее и подошёл к Шарику поближе.

Раз бросил я псу кусочек мяса. Он съел его.

Я выпросил у мамы ещё кусочек

к нему, он злой!»

Приветливый был Шарик, добрый. Но

взрослые пугали меня: «Не подходи

лугу играл. Часто возле меня крутился деревенский пёс Шарик.

Летом я жил в деревне. В лес ходил с ребятами по грибы, в речке купался, в футбол на

Восстановление деформированного текста.

ЗАДАНИЕ: Почитай текст. Наведи порядок: Расположи части текста в правильном порядке.

Гуси и журавли.

         Лёгкие журавли снялись и улетели, а тяжёлые гуси остались и были перебиты.

         Гуси и журавли паслись вместе на лугу. Вдали показались охотники.

II. Упражнения для формирования правильности чтения

Первая группа - упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления

1. Назови картинки - 5 предметов (далее больше).

Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех,

закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

2. Опиши предмет (показать и убрать).

3. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).

Например, бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка.

4. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

5. Придумай на данный звук названия продуктов, из которых можно приготовить обед.

6. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

7. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.

8. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8—10 слов.

9. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).

Вторая группа - упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел — мель — мыл — мыль — мал — мял;

мышка — мошка — мишка — миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка,

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое;

4.Сколько спряталось слов?

Волчишкоткрытоященокночь

5.        Поставь слоги на место.

РА     КО     БЛИК

    РЕ         МО

РО МАТ СЫ

6.      Найди слова, в которых спрятался слог КРА:

краска

кран

искра

крапива

красота

украл

красный

краб

7. Расшифруй слова:

МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

 

III. Упражнения для развития беглости чтения

Упражнения для расширения поля зрения

Работа по созерцанию зеленой точки.

На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.

1. Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.

http://festival.1september.ru/articles/534566/img4.gif

2. "Путешествие в слово".

Последняя буква одного слова является началом следующего.

http://festival.1september.ru/articles/534566/img6.gif

3. Чтение по таблице.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.

http://festival.1september.ru/articles/534566/img7.gif

4. "Шифрограмма"

Какое слово спрятано?

АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ

СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС

5.        День! Ночь!»

Учащимся дается установка:

- Внимательно пробегите глазами текст.

По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.

 

6. Работа по таблице.

Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря). Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звёздочка, синяя, точка, второе снизу; круг, жёлтая, точка, пятое, сверху и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


IV. Упражнения для развития выразительности чтения

1. Чтение слова с разными оттенками интонации.

2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

3. Упражнения для дыхания.

4. Упражнения для развития голоса.

5. Упражнения для дикции.

6. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

7. Чтение по ролям, в лицах.

8. Использование «памятки»:

а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай четко слова и окончания;

в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

Использование вышеуказанных упражнений и задний позволит наиболее эффективно и быстро добиться положительных результатов по чтению, а это приведёт к тому, что у учащихся возрастёт уверенность в своих силах, появится интерес и любовь к чтению, максимально активизируется их личностный потенциал.  Главное помнить, что работа должна быть систематической!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Формирование навыка чтения, как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы

Формирование навыка чтения, как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы

В начале сентября провожу обследование (входную диагностику) состояния речевой деятельности детей делаю выводы о сформированности её компонентов

В начале сентября провожу обследование (входную диагностику) состояния речевой деятельности детей делаю выводы о сформированности её компонентов

I . Упражнения для развития осознанного чтения

I . Упражнения для развития осознанного чтения

Составь новое слово, взяв последний слог

Составь новое слово, взяв последний слог

Третья группа - работа с деформирова нными текстами; неоконченными рассказами

Третья группа - работа с деформирова нными текстами; неоконченными рассказами

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом

Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию)

Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию)

Чтение по таблице. Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги

Чтение по таблице. Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги

IV . Упражнения для развития выразительности чтения 1

IV . Упражнения для развития выразительности чтения 1

Использование вышеуказанных упражнений и задний позволит наиболее эффективно и быстро добиться положительных результатов по чтению, а это приведёт к тому, что у учащихся возрастёт уверенность…

Использование вышеуказанных упражнений и задний позволит наиболее эффективно и быстро добиться положительных результатов по чтению, а это приведёт к тому, что у учащихся возрастёт уверенность…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023