Формирование навыка чтения, как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы
Без чтения нет учения.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Навык чтения складывается из двух сторон - смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включает в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения.
Но в тоже время чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.
Как сложный вид деятельности чтение состоит из ряда операций:
1. Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи)
2. Слияние двух букв в слог (слогослияние).
3. Слияние нескольких слогов в слово.
4. Объединение нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
Формированием навыка чтения занимается учитель. Но в связи с особенностями наших детей, многие испытывают трудности в формировании навыка чтения. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеют трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
И поэтому роль логопеда заключается в формировании не столько самого навыка, сколько в создании предпосылок для его правильного формирования.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:
– нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
– нарушением зрительно-моторной координаций;
– нарушением моторики, графомоторных навыков;
– нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
– нарушением произвольного внимания;
– нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой и оперативной памяти;
– затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
– нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя течи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.
В начале сентября провожу обследование (входную диагностику) состояния речевой деятельности детей делаю выводы о сформированности её компонентов. В результате определяю над формированием каких компонентов предстоит работать более тщательно, определяю способы, методы и приёмы формирования либо в совершенствования навыка чтения, используя индивидуальный и дифференцированный подход.
Далее хочу рассказать вам о том, какие занимательные, логические упражнения для развития сознательного, беглого, выразительного чтения, для формирования правильного чтения я использую на своих занятиях. Эти упражнения я стараюсь включать в каждое занятие, что дает положительный результат, вносит в занятие оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Все упражнения можно разделить на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения. Упражнения предлагаются, как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы.
I. Упражнения для развития осознанного чтения
Первая группа - логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
мел — мель, мал — мял, мыл — мил
2. Назови одним словом.
- Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
- ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
- шарф, варежки, пальто, кофта;
- телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
- картофель, свёкла, лук, капуста;
- лошадь, корова, свинья, овца;
- туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
- липа, берёза, ель, сосна;
- курица, гусь, утка, индейка;
- зелёный, синий, красный, жёлтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
- Красивый, синий, красный, жёлтый;
- минута, время, час, секунда;
- дорога, шоссе, тропинка, путь;
- молоко, сметана, простокваша, мясо;
- Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;
- ель, сосна, кедр, осина;
- лук, огурец, морковь, яблоко;
- гриб, ландыш, ромашка, василёк.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан.
(У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов).
5. Путем перестановки букв составь слово.
у к л б о к; с н о а с; у п к с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
- Колос, рота, ваза;
- кора, лото, боксёр;
- молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
- Змея, рама;
- пуговица, молоток, лава;
- укор, бузина, тина;
- поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
- Мебель, ружьё; соломка, пора, мель;
9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
- Песня — композитор; самолет — ? (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель);
- школа — обучение; больница — ? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной);
- нож — сталь; стул — ? (вилка, дерево, стол, пища, скатерть);
- лес — деревья; библиотека — ? (город, здание, библиотекарь, театр, книги):
- утро — ночь; зима — ? (мороз, день, январь, осень, сани).
10. Раздели слова на группы.
- Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
- корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
- апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;
- мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.
11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;
насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12. Какие буква, слог, слово лишние.
аур о ы
мараланы та ку на ды тило
река, речка, ручей, ручка, ручеёк
Вторая группа - игры по составлению слов со словами.
1.Найди слово в слове.
- Гроза газета кустарник
2. Подбери пару.
Загар золотистый
звонок занимательный
забор знаменитый
зубр звонкий
3. Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.
4. Загадки. (Любые, которые подходят к теме занятия.)
Найди животное среди строк.
Насос сосёт речную воду, и шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной
Третья группа - работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами
Обучение чтению строится на текстовой основе. Текст, как речевое произведение и единица языка является объектом текстовой деятельности (деятельность, связанная с восприятияем, пониманием, переработкой текстовой информации) и требует осмысления в дидактическом плане: выяснение сущности текстовых категорий и структурных элементов текста дает возможность определить круг инструментальных текстовых знаний и умений, освоение которых позволит выйти на уровень «раскодирования» авторского намерения, «глубинного» постижения текстовой информации.
Чтение строчек наоборот по словам.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в искажении грамматической формы слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
ЗАДАНИЕ: Прочитайте текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся – припекло только. Человек разделся вовсе и – солнце припекло ещё.
Чтение строчек наоборот по буквам.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово проговаривается вслух по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, создает предпосылки для устранения ошибок «зеркального» чтения.
ЗАДИНИЕ: Прочитайте текст вслух, читая слова наоборот – справа налево.
Лисица и Журавль.
ацисиЛ алавзоп ялваруж ан дебо и аладоп укбёлхоп ан еклерат. ылваруЖ огечин ен гом ьтязв миовс мыннилд мосон, и ацисил амас ёсв алеоп.
«Заколдованное слово»
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) справа налево.
ЗАДАНИЕ: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Ворон и лисица.
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисилмяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор до красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был…
Упражнения, развивающие у учащихся скорость чтения.
Чтение с подсчётом слов (строчек).
Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные вопросы.
Поиск в тексте заданных слов.
Перед чтением даётся задание найти в тексте определенное слово и подчеркнуть его.
Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.
Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки.
Упражнение для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведет к усвоению смысла прочитанного.
ЗАДАНИЕ: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На рек__, в завод__, раскрылись бел__ лилии и жёлт__ кувшинки. Буйно цветёт над вод__ водян__ кашка.
Доедая с маслом булку,
Братья шли по ___________________,
Вдруг на них из __________________
Пёс большой залаял ______________.
Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
ЗАДАНИЕ: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молоком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять – подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала…
Чтение перевёрнутого текста.
ЗАДАНИЕ: прочитай текст, начиная снизу вверх.
Так началась наша дружба.
На этот раз я бросил смелее и подошёл к Шарику поближе.
Раз бросил я псу кусочек мяса. Он съел его.
Я выпросил у мамы ещё кусочек
к нему, он злой!»
Приветливый был Шарик, добрый. Но
взрослые пугали меня: «Не подходи
лугу играл. Часто возле меня крутился деревенский пёс Шарик.
Летом я жил в деревне. В лес ходил с ребятами по грибы, в речке купался, в футбол на
Восстановление деформированного текста.
ЗАДАНИЕ: Почитай текст. Наведи порядок: Расположи части текста в правильном порядке.
Гуси и журавли.
Лёгкие журавли снялись и улетели, а тяжёлые гуси остались и были перебиты.
Гуси и журавли паслись вместе на лугу. Вдали показались охотники.
II. Упражнения для формирования правильности чтения
Первая группа - упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления
1. Назови картинки - 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех,
закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
Например, бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка.
4. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
5. Придумай на данный звук названия продуктов, из которых можно приготовить обед.
6. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
7. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.
8. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8—10 слов.
9. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).
Вторая группа - упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел — мель — мыл — мыль — мал — мял;
мышка — мошка — мишка — миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка,
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое;
4.Сколько спряталось слов?
Волчишкоткрытоященокночь
5. Поставь слоги на место.
РА КО БЛИК
РЕ МО
РО МАТ СЫ
6. Найди слова, в которых спрятался слог КРА:
краска |
кран |
|
искра |
крапива |
|
красота |
украл |
|
красный |
краб |
7. Расшифруй слова:
МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор
III. Упражнения для развития беглости чтения
Упражнения для расширения поля зрения
Работа по созерцанию зеленой точки.
На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
1. Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.
2. "Путешествие в слово".
Последняя буква одного слова является началом следующего.
3. Чтение по таблице.
Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.
4. "Шифрограмма"
Какое слово спрятано?
АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ
СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС
5. День! Ночь!»
Учащимся дается установка:
- Внимательно пробегите глазами текст.
По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.
6. Работа по таблице.
Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря). Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звёздочка, синяя, точка, второе снизу; круг, жёлтая, точка, пятое, сверху и т.д.)
IV. Упражнения для развития выразительности чтения
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3. Упражнения для дыхания.
4. Упражнения для развития голоса.
5. Упражнения для дикции.
6. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
7. Чтение по ролям, в лицах.
8. Использование «памятки»:
а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай четко слова и окончания;
в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
Использование вышеуказанных упражнений и задний позволит наиболее эффективно и быстро добиться положительных результатов по чтению, а это приведёт к тому, что у учащихся возрастёт уверенность в своих силах, появится интерес и любовь к чтению, максимально активизируется их личностный потенциал. Главное помнить, что работа должна быть систематической!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.