Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому главная задача учителя начальных классов: каждый обучающийся должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
· понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
· способ чтения,
· темп чтения,
· правильность чтения,
· выразительность.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применяется контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось основное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. основной считалась техническая сторона чтения.
В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значения слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; [1, с. 9].
Что такое «смысловое чтение»? Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
· умение осмысливать цели чтения;
· умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
· умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
· умение определять основную и второстепенную информацию;
· умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
· умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения обучающимися приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.
Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.
Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.
Изучающее чтение имеет цель: извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:
· сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
· выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
· сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
· переносить информацию текста в виде кратких записей;
· различать темы и подтемы научного текста;
· ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как
наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:
· предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
· понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
· анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.
Когда же следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?
Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.
Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Нельзя одинаково читать художественный текст и научно-популярный. Жанровое и стилевое разнообразие текстов, с которым сегодня встречаются обучающиеся, требуют от учителей продуманной организации детского чтения, прежде всего на уроке. Поэтому на уроке окружающего мира или математики следует использовать механизм чтения отличный от механизма, который используется на уроке литературного чтения, где в основном читаются тексты художественные.
При формировании навыков смыслового чтения учитель сталкивается с проблемами. Как же преодолеть их? Изучив разные источники, видно, что над чрезвычайно важной темой - смысловое чтение, работают многие группы ученых. Из предложенного материала, можно выделить несколько форм работы для ликвидации этих проблем. Рассмотрим несколько часто встречающихся трудностей.
1. Многолетний опыт показал, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня, комплексных контрольных работ обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, то есть не вчитываются в задание.
Для устранения этой проблемы нужно проводить систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.
2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться многократным обращением к одному и тому же тексту и только уроком, но и внеурочной деятельностью.
Обучающийся должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. УМК «Начальная школа 21 века» имеет тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование также способствует формированию навыков смыслового чтения. Обучающийся имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой); высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.
3. Развитие читательского воображения. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением.
Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением. Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».
Эффективными будут также словесное и графическое рисование. Огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.
4. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.
Здесь рекомендуется изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология продуктивного чтения. Её приёмы (отсроченная отгадка, оценка текста, задай вопрос, составь задание, кубик Блума, пометки на полях и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.
5. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.
Для преодоления этой проблемы уместно использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. В конце учебного года предлагать обучающимся рекомендуемый список литературы для самостоятельного чтения летом. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников (например, математика, автор Л.Г. Петерсон) требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм и т.п., то есть смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.
Также полезно коллективное посещение городской библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.
6. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Здесь можно предложить такие формы работы с родителями как анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.
7. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.
Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.
Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу, на мой взгляд, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, то есть проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения.
Важно уже в первом классе не упустить тех детей, которые показали низкий уровень выполнения работы, составить индивидуальный план коррекционной работы с такими обучающимися.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования.
Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 201 с.
3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.