![]() |
Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове,
установление различительной роли звука, основных качественных характеристик
звука. Выполнение правильного звукового
анализа невозможно без интонационного выделения звука в слове – интонирования.
Интонационное выделение звука в слове – это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, чем остальные (так, при анализе слова «сыр» ребёнок должен произнести его три раза: сссыр, сыыыр, сыррр).
Цель работы над звуковым анализом слов – научить ребёнка ориентироваться в звуковой системе родного языка, познакомить с устройством звуковой формы (оболочкой слова), с важными качественными характеристиками звуков. Научить пользоваться звуковой схемой.
Слова, которые можно предлагать детям для анализа их звукового состава Для узнавания звука в слове:
- слова с ударными гласными звуками в начале слова (А: адрес, Алла, Анна, август, азбука. О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы и т.д.)
-
![]() |
-
слова с сонорными
согласными звуками в начале слова (Л, ЛЬ: лампа, лимон, луна. М, МЬ: мак, мама, миска. Н, НЬ:
нож, носки, нитки и т.д.)
- слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего согласного звука в слове)
К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.
П: сироп, укроп, карп, суп.
Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет.
-
любые звуки в любой
позиции в слове (кроме
йотированных гласных (е,ё,ю,я),
которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются): муха,
лапа, дача, зубы и др., кроме яма, ёжик,
юбка, ель и др.
2. Выделение звука в начале, в конце слова
Игры и упражнения
- Подбор слов с заданным звуком («Я знаю пять слов на звук…»)
- Назови первый(последний) звук в слове
-
Добавление звука в слово («Добавь
звук». Взрослый говорит слово, но не договаривает последний звук. Его должны
сказать дети. Можно произносить предложение, но не договаривать последний звук
в последнем слове.)
- Называние картинок и определение первого
(последнего) звука в словах
-Называние предметов, названия которых начинаются со звука твоего имени
Слова, которые можно предлагать детям для анализа их звукового состава Для определения первого звука в слове:
ударные гласные - УШИ, ОСЫ, АИСТ, ИГЛЫ
и др.; сонорные согласные - РОТ, ЛАМПА, НОС, МИР, НИТКА и др.; щелевые
согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ – СОВЫ, ЗАЙКА, ЖУК, ШИНА и др; остальные согласные
звуки – ФАНТИК, ДУБ, ЧАЙ, БАНТ и др.
Для определения последнего звука: ударные гласные – ВОДА, ЛИСА, ДВОРЫ, РЕКА, ОКНО и др.; сонорные согласные – КОЛ, ДОМ, ЦАРЬ, МОЛЬ, ДВОР и др.; щелевые согласные – НОС, ЛЕЩ, КАЛАЧ , ДУШ и др.
Слова, которые можно предлагать детям для анализа их звукового состава
Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.
ударные гласные - УШИ, ОСЫ, АИСТ, ИГЛЫ и др.; сонорные согласные - РОТ, ЛАМПА, НОС, МИР, НИТКА и др. ;
щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ –
СОВЫ, ЗАЙКА, ЖУК, ШИНА и др; остальные согласные звуки – ФАНТИК, ДУБ, ЧАЙ, БАНТ
и др.
Слова, которые можно
предлагать детям для анализа их звукового состава Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.
Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.
Слова из одного слога со стечением согласных: стол, лист.
Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.
Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.
Слова, которые не следует давать для анализа:
-с буквами Я, Ё, Е, Ю,
-с Ъ и Ь,
-со звонкими согласными Б,В,Г,Д,Ж,З на конце слова и в
середине перед согласными, - с безударными гласными.
1. Произнести слово и послушать себя.
2.Выделить звуки в слове (действие - интонирование).
3. Выделить первый звук, определить
гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный,
дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.
4. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
5. Выложить схему (звуковую модель).
6. «Прочитать» слово по полученной звуковой модели.
Успехов Вам, уважаемые родители!
Помните: хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребёнок
последовательно движется
от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без
пропусков письма.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.