Формирование навыка звукового анализа у дошкольников

  • Презентации учебные
  • pdf
  • 25.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рекомендации и практический материал для родителей и специалистов по формированию навыка звукового анализа у дошкольников.
Иконка файла материала Звуковой анализ.pdf



Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Выполнение правильного  звукового анализа невозможно без интонационного выделения  звука в слове – интонирования.

 

Интонационное выделение звука в слове – это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, чем остальные (так, при анализе слова «сыр» ребёнок должен произнести его три раза: сссыр, сыыыр, сыррр)

 

Цель работы над звуковым анализом слов – научить ребёнка ориентироваться в звуковой системе родного языка, познакомить с устройством звуковой формы (оболочкой слова), с важными качественными характеристиками звуков. Научить пользоваться звуковой схемой.







Слова, которые можно предлагать детям для анализа их звукового состава Для узнавания звука в слове:

-                     слова с ударными гласными звуками в начале слова (А: адрес, Алла, Анна, август, азбука. О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы и т.д.)

-                    


слова с ударными гласными звуками в середине слова (А: зал, мак, рак, парк, март. О: столб, ночь, зонт, дом, лом и т.д.)

-                     слова с сонорными согласными звуками в начале слова (Л, ЛЬ: лампа, лимон, луна. М, МЬ: мак, мама, миска. Н, НЬ: нож, носки, нитки и т.д.)

 

-                     слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего согласного звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет.

-                     любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных (е,ё,ю,я), которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются): муха, лапа, дача, зубы и др.,   кроме яма, ёжик, юбка, ель и др.

2. Выделение звука в начале, в конце слова

Игры и упражнения

-                     Подбор слов с заданным звуком («Я знаю пять слов на звук…»)

-                     Назови первый(последний) звук в слове

-                     Добавление звука в слово («Добавь звук». Взрослый говорит слово, но не договаривает последний звук. Его должны сказать дети. Можно произносить предложение, но не договаривать последний звук в последнем слове.)

-                     Называние   картинок и    определение      первого

(последнего) звука в словах

-Называние предметов, названия которых начинаются со звука твоего имени

Слова, которые можно предлагать детям для анализа их звукового состава Для определения первого звука в слове:

ударные гласные - УШИ, ОСЫ, АИСТ, ИГЛЫ и др.; сонорные согласные - РОТ, ЛАМПА, НОС, МИР, НИТКА и др.; щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ – СОВЫ, ЗАЙКА, ЖУК, ШИНА и др; остальные согласные звуки – ФАНТИК, ДУБ, ЧАЙ, БАНТ и др.

 

Для определения последнего звука: ударные гласные – ВОДА, ЛИСА, ДВОРЫ, РЕКА, ОКНО и др.; сонорные согласные – КОЛ, ДОМ, ЦАРЬ, МОЛЬ, ДВОР и др.; щелевые согласные – НОС, ЛЕЩ, КАЛАЧ , ДУШ и др.









Слова, которые можно предлагать детям для анализа их звукового состава

 

Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

ударные гласные - УШИ, ОСЫ, АИСТ, ИГЛЫ и др.; сонорные согласные - РОТ, ЛАМПА, НОС, МИР, НИТКА и др. ;

щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ – СОВЫ, ЗАЙКА, ЖУК, ШИНА и др; остальные согласные звуки – ФАНТИК, ДУБ, ЧАЙ, БАНТ и др.

 







Слова, которые можно предлагать детям для анализа их звукового состава Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, лист.

Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Слова, которые не следует давать для анализа:

-с буквами Я, Ё, Е, Ю,

-с Ъ и Ь,

-со звонкими согласными Б,В,Г,Д,Ж,З на конце слова и в

середине перед согласными, - с безударными гласными.









Алгоритм звукового анализа слов

1. Произнести слово и послушать себя.

2.Выделить звуки в слове (действие - интонирование).

3.    Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.

4.    Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).

5.    Выложить схему (звуковую модель).

6.    «Прочитать» слово по полученной звуковой модели.



 

Успехов Вам, уважаемые родители!

Помните: хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребёнок

последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.