Формирование навыков работы с информацией. Материал к презентации
Оценка 4.7

Формирование навыков работы с информацией. Материал к презентации

Оценка 4.7
Семинары
docx
преподавание
1 кл—4 кл
30.11.2021
Формирование навыков работы с информацией.  Материал к презентации
Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности
Доклад.docx

 

Формирование навыков работы с информацией

 

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно  часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную, интересующую его  информацию. Потому что, как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека.

 

 

Современная информационная грамотность, информационная культура  выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражают характер и уровень практической деятельности людей. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности лич­ности.

 Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом(период в жизни человека,создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения)  в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходят активизация разви­тия познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны на­чинаться в период обучения ребенка  в 1-4 классах, поскольку  запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности (культуры) в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности  развития других.

 

 

 

 Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в Федеральном государственном образова­тельном стандарте начального общего образования  как универсальное учебное действие, необходимое ребенку в любых ситуациях. В ФГОС сказано, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

 

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, при обработке информации , при организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно при выполнении  заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках.

При поиске информации ученик должен:

а)  сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

б)  выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

(РЕФЕРИРОВАНИЕ. Вид речевой деятельности, заключающийся в извлечении из прочитанного текста основного содержания и заданной информации с целью их письменного изложения.)

в) иметь дело с двумя или более способами организации информации;

г) представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.


В начальной школе большое количество информации представлено в виде текстов.

Работа с любой текстовой информацией предполагает 3 уровня работы с текстом:

     поиск информации и понимание прочитанного (поиск, фиксация информации, представленной в явном и неявном виде, по заданному признаку с опорой на текст; умение фиксировать информа­цию различными способами: словесно, рисунками, таблицей и т. д..

·        преобразование и интерпретация информации (упорядочивание информации по заданному основанию, сравнение не­скольких объектов по заданным признакам, умение понимать и исполнять инструкцию, представленную различными способами: рисунками, табли­цей и т. д.

·        оценка информации (формирование оценочных суждений и собственной точки зрения на основе жизненного опыта и ин­формации, полученной в тексте, умение выявлять и восполнять информа­ционные пробелы.

 

Под поиском и пониманием прочитанного предполагается:

 

1.     умение находить в тексте факты, заданные в явном виде,

2.      определять : главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты;

3.      упорядочивать информацию, представленную в неявном виде;

4.      использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью;

5.     ориентироваться в словарях и справочниках.

 

                                                                                                                                                            Также школьники должны  научиться использовать формальные элементы

 

текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

 

         Работа с текстом - это первый этап становления умения работать с информацией. Можно сопоставить работу  с текстом с мотивационными действиями. При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

 

Если работать с любой текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание:

 

о чем текст, выдели основную мысль;

назови или найди заголовок, объясни;

выдели основные понятия;

найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);

спроси, что непонятно и др.

Зачастую, эти вопросы опускаются многими авторами учебников, учителями, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный, на наш взгляд, подход к «чтению информации», позволяющий: 1)отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2)прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно

 

 

              Рассмотрим преобразование и интерпретацию информации. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение :

 

         пересказывать текст;

·        соотносить факты с общей идеей текста

·        устанавливать простые связи

·        формулировать несложные выводы

·        сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·        составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

·        научиться  выборочному  чтению. 

 

   отвечать на поставленный вопрос 

   научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

 

Довольно часто школьники встречаются с трудностями преобразовывать  информацию из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, умение преобразовывать информацию также ценно для школьников,как и её понимание. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: 1)дополни, 2)заполни, 3)перескажи, 4)ответь на вопрос,5) найди закономерность.

В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям. Редко встречаются задания:

-опиши словесно таблицу,

- опиши словесно диаграмму,

-представь в виде диаграммы данные из таблицы,

- представь данные текста в таблице,

- найди в тексте всю информацию о…,

-что говорится о …

В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение.

Не стоит забывать, что в осуществлении любых действий важна поэтапность. Так, в случае несформированности одного действия при работе с информацией, неполноценно будет протекать и другое: качественная работа по овладению мотивационными действиями облегчит формирование процессуальных действий, а в дальнейшем – и оценочных.

 

Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Школьники могут научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Контрольно-оценочные действия, в нашем понимании, – наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, и наиболее редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению.

Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.

Примерами подобных заданий могут служить

1)    определение истинности неравенств,

2)       представление результатов оценки в таблице,

3)      решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.

Крайне редки в математике задания на

4)высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно:

5)докажи текстом, почему ты так считаешь,

6) определи истинность высказываний (причем, обязательно наличие истинных, ложных и непонятных высказываний). Иными словами, ребенок должен сделать выбор из трех возможных вариантов ответа: истина, ложь, не знаю (в том случае, когда нет или не хватает информации). Также довольно редки вопросы «почему?» после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также «в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма)?» и другие. Данные задания сложны, однако именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию.

 При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование навыков работы с информацией

Формирование навыков работы с информацией

При поиске информации ученик должен: а) сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений; б) выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации; (

При поиске информации ученик должен: а) сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений; б) выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации; (

Также школьники должны научиться использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

Также школьники должны научиться использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

Если работать с любой текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание: о…

Если работать с любой текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание: о…

Довольно часто школьники встречаются с трудностями преобразовывать информацию из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже,…

Довольно часто школьники встречаются с трудностями преобразовывать информацию из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже,…

В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи

В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи

Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения

Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения

Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения

Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2021