Формирование навыков работы с информацией
Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную, интересующую его информацию. Потому что, как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека.
Современная информационная грамотность, информационная культура выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражают характер и уровень практической деятельности людей. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности.
Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом(период в жизни человека,создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения) в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка в 1-4 классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности (культуры) в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.
Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как универсальное учебное действие, необходимое ребенку в любых ситуациях. В ФГОС сказано, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, при обработке информации , при организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно при выполнении заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках.
При поиске информации ученик должен:
а) сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;
б) выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
(РЕФЕРИРОВАНИЕ. Вид речевой деятельности, заключающийся в извлечении из прочитанного текста основного содержания и заданной информации с целью их письменного изложения.)
в) иметь дело с двумя или более способами организации информации;
г) представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.
В начальной школе большое количество информации представлено в виде текстов.
Работа с любой текстовой информацией предполагает 3 уровня работы с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного (поиск, фиксация информации, представленной в явном и неявном виде, по заданному признаку с опорой на текст; умение фиксировать информацию различными способами: словесно, рисунками, таблицей и т. д..
· преобразование и интерпретация информации (упорядочивание информации по заданному основанию, сравнение нескольких объектов по заданным признакам, умение понимать и исполнять инструкцию, представленную различными способами: рисунками, таблицей и т. д.
· оценка информации (формирование оценочных суждений и собственной точки зрения на основе жизненного опыта и информации, полученной в тексте, умение выявлять и восполнять информационные пробелы.
Под поиском и пониманием прочитанного предполагается:
1. умение находить в тексте факты, заданные в явном виде,
2. определять : главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты;
3. упорядочивать информацию, представленную в неявном виде;
4. использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью;
5. ориентироваться в словарях и справочниках.
Также школьники должны научиться использовать формальные элементы
текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом - это первый этап становления умения работать с информацией. Можно сопоставить работу с текстом с мотивационными действиями. При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:
как называется таблица; почему;
какую информацию из нее можно извлечь;
зачем нам таблица в задании;
какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;
назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;
что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);
какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.
Если работать с любой текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание:
о чем текст, выдели основную мысль;
назови или найди заголовок, объясни;
выдели основные понятия;
найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);
спроси, что непонятно и др.
Зачастую, эти вопросы опускаются многими авторами учебников, учителями, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный, на наш взгляд, подход к «чтению информации», позволяющий: 1)отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2)прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно
Рассмотрим преобразование и интерпретацию информации. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение :
пересказывать текст;
· соотносить факты с общей идеей текста
· устанавливать простые связи
· формулировать несложные выводы
· сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
· составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
· научиться выборочному чтению.
отвечать на поставленный вопрос
научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Довольно часто школьники встречаются с трудностями преобразовывать информацию из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, умение преобразовывать информацию также ценно для школьников,как и её понимание. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: 1)дополни, 2)заполни, 3)перескажи, 4)ответь на вопрос,5) найди закономерность.
В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям. Редко встречаются задания:
-опиши словесно таблицу,
- опиши словесно диаграмму,
-представь в виде диаграммы данные из таблицы,
- представь данные текста в таблице,
- найди в тексте всю информацию о…,
-что говорится о …
В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение.
Не стоит забывать, что в осуществлении любых действий важна поэтапность. Так, в случае несформированности одного действия при работе с информацией, неполноценно будет протекать и другое: качественная работа по овладению мотивационными действиями облегчит формирование процессуальных действий, а в дальнейшем – и оценочных.
Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Школьники могут научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Контрольно-оценочные действия, в нашем понимании, – наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, и наиболее редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению.
Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.
Примерами подобных заданий могут служить
1) определение истинности неравенств,
2) представление результатов оценки в таблице,
3) решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.
Крайне редки в математике задания на
4)высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно:
5)докажи текстом, почему ты так считаешь,
6) определи истинность высказываний (причем, обязательно наличие истинных, ложных и непонятных высказываний). Иными словами, ребенок должен сделать выбор из трех возможных вариантов ответа: истина, ложь, не знаю (в том случае, когда нет или не хватает информации). Также довольно редки вопросы «почему?» после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также «в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма)?» и другие. Данные задания сложны, однако именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию.
При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.