ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РЕСУРСНЫЙ КЛАСС
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РЕСУРСНЫЙ КЛАСС

Оценка 4.7
docx
21.05.2023
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РЕСУРСНЫЙ КЛАСС
чиркова 21.05.docx

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РЕСУРСНЫЙ КЛАСС

 

Коммуникация  – это обмен знаками, сообщениями и получение информации между двумя и более индивидуумами. Социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств. Коммуникация – поведение (форма которого определяется обществом), направленное на другого человека, который, в свою очередь, обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение.

Коммуникация – это взаимодействие между тем, кто «говорит», и тем, кто «воспринимает», независимо от того, используется ли при этом речь. Если отсутствует «слушатель», то действие – даже включающее в себя произведение каких-либо звуков – не может быть коммуникативным.

Человек начинает общаться с самого рождения. Младенец производит свой первый звук, чтобы привлечь внимание родителей. Каждая эмоция, которую мы изображаем на наших лицах, движение наших рук, то, как мы смотрим на кого-то, и наша речь выражают наши мысли другим. Общение очень важно для социума, поскольку только обмен идеями и сотрудничество помогают расти и развиваться. Эффективная коммуникация имеет огромное значение для обучения, установления отношений и их поддержания.

Коммуникация является важнейшей потребностью любого человека, вне зависимости от того, может он пользоваться речью или нет.

Возможность взаимодействовать с другими людьми, выражать собственное мнение и влиять на окружение помогает в развитии позитивной самооценки и приводит к значительному снижению дезадаптивного поведения.

Одной из областей ключевых дефицитов человека с расстройством аутистического спектра (РАС), с которыми часто приходится работать педагогам, являются трудности в развитии коммуникации, языка и речи. Некоторые дети с РАС начинают говорить рано, но их речь не всегда несет направленный, коммуникативный характер; другие совсем не пользуются вербальной речью.

Основным недостатком при РАС является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Отличительной особенностью  является отсутствие местоимения «Я». К тому же, будет затронута коммуникация и речь, дети с РАС отстраняются от контакта, тем самым усугубляя свое речевое развитие. Практически все дети обладают разными речевыми нарушениями, а также страдает плавность речи и темп, обладают этапом эхолалий. Они склонны к рифмованию, пению, заучиванию стихотворений наизусть. Происходит формирование речевых штампов. Нарушение сенсорной гиперчувствительности – является основной причиной осложнения коммуникативного поведения. Вследствие чего происходит социальный вывих, отрешенность от окружающей жизни.

Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.

Целью работы является: формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройством аутистичского спектра (РАС).

Задачи:

1. Рассмотреть основные подходы к изучению коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучить специфику  речевых коммуникативных навыков у детей с РАС.

3. Провести коррекционную работу по формированию речевых коммуникативных навыков у детей с РАС в условиях ресурсного класса.

Коррекционную работу по формированию коммуникативных навыков мы осуществляем, используя  метод прикладного анализа поведения.

В рамках ресурсного класса ежедневно проводится коррекционная работа с учеником с РАС, направленная на формирование речевых коммуникативных навыков с реализацией поставленных задач. Таких как:

-Обучающийся будет просить 10 отсутствующих предметов.

- Обучающийся будет просить другого человека о помощи

- Обучающийся будет просить спокойно о прекращении неприятной деятельности.

- Обучающийся будет всегда говорить «Извините» или «Прошу прощения», когда сталкивается с другим человеком.

 

1)                ОБУЧАЮЩИЙСЯ БУДЕТ ПРОСИТЬ  10 РАЗЛИЧНЫХ ОТСУТСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ ДВУМЯ СЛОВАМИ БЕЗ ПОДСКАЗКИ ( ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОДСКАЗОК ВИДА «ЧТО ТЕБЕ НУЖНО?)

Формат работы: ITT- случайное обучение.

 

Процедура обучения: обучение может происходить как в структурированной учебной среде, так и в естественной. Ребенку выдается неполный комплект предметов или предмет, состоящий из частей, для деятельности, которая нравится ребенку.

Например, во время занятия выдается рамка со вкладышами «Транспорт», из которой убрали вкладыш самолет. Ребенок вставляет на места все имеющиеся вкладыши и обнаруживает нехватку самолета. Педагог спрашивает: «Чего не хватает?», контролируя деталь «самолет», которая полностью видна (ребенок не может ее взять сам, без просьбы). Ребенок просит «дай самолет». Усиливающее последствие является естественным – ребенку дают самолет, который он и просил, с помощью которого он может завершить мотивационное занятие. Далее следует применение подсказки более слабого уровня уже с другими подобными наборами.

Примечание: использование подобных заданий для обучения спонтанным просьбам возможно только в том случае, если эти задания нравятся ребенку и у него есть достаточно высокая мотивация на завершение задания.

Или, например, в естественной среде можно использовать мотивацию ребенка к прогулке на улице. Собирая ребенка на прогулку, ему можно дать при одевании только один носок, дать майку и свитер, но не дать брюки, дать один ботинок.

Процедура коррекции ошибки: если ребенок не демонстрирует целевую реакцию (например, говорит «дай» вместо «дай нож»), то необходимо повторить подсказку «Что тебе нужно?», дать подсказку, после верного ответа ребенка нож не давать, отвлечь его (например, простой инструкцией «похлопай»), спросить еще раз «Что тебе нужно?», ребенок говорит целевую просьбу – даем нож.

Стратегия обобщения: так как данному навыку можно обучать на множестве образцов в учебной среде и во многих ситуациях в естественной среде, то в самом разнообразии применения процедуры заложена стратегия обобщения, и также необходимо воссоздавать условия для тренировки подобных просьб с разными людьми и в разных условиях (местах).

 

2) РЕБЕНОК БУДЕТ ПРОСИТЬ ПОМОЩИ В СИТУАЦИИ ЗАТРУДНЕНИЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВА «ПОМОГИ».

Формат работы: 

ITT – случайное обучение.

Материалы: 

Необходимо создать такую ситуацию, в которой ребенок должен нуждаться в помощи. Это можно проводить и на занятиях, например, дать ребенку деревянный ботинок и попросить зашнуровать и т.д.

Стратегия подсказок: в начале обучения используем подсказку «Скажи помоги» постепенно убираем подсказку «скажи». Т.е. когда видим, что ребенок не может справиться с какой-то деятельностью самостоятельно, говорим, «помоги», ребенок должен повторить. Постепенно убираем вербальную подсказку, от наибольшей к наименьшему.

Критерий снижения подсказки: Снижаем подсказку, если ребенок демонстрирует верные реакции на текущем уровне подсказки в 90% в течение двух сессий

Критерий повышения уровня подсказки: Увеличиваем подсказку, если ребенок ошибается

Процедура обучения: обучение может происходить как в структурированной учебной среде, так и в естественной. Педагог должен создать ситуации, с которыми ребенок не сможет справиться самостоятельно. Например, если ребенок не умеет застегивать портфель, то в момент возникновения затруднения, педагог подсказывает «Помоги», как только ребенок повторил, хвалим его и оказываем помощь. 

Постепенно убираем вербальную подсказку до самостоятельной реакции. 

Как только у ребенка появляются самостоятельные реакции, мы можем предоставлять отвлекающие блоки. 

Примечание: В течение дня необходимо создавать множество ситуаций, для проявления коммуникативной инициативы в естественной среде.

Процедура коррекции ошибки: если ребенок не демонстрирует целевую реакцию (например, начинает кричать или дал другую вербальную реакцию), то необходимо оказать  подсказку уровнем выше, после верного ответа похвалить его и не помогать, а отвлечь его (например, простой инструкцией «похлопай»), и еще раз дать ему инструкцию с предоставлением подсказки текущего уровня, ребенок говорит целевую просьбу – «помоги» и вы сразу же ему помогаете.

Стратегия обобщения: необходимо запланировать обучение подобным просьбам с разными людьми, в разных местах и в различных ситуациях.

 

3)ОТКАЗ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Критерий снижения подсказки: Снижаем подсказку, если ребенок демонстрирует верные реакции на текущем уровне подсказки в 90% в течение двух сессий

Критерий повышения уровня подсказки: Увеличиваем подсказку, если ребенок ошибается более двух раз подряд

Процедура коррекции ошибки: если ребенок не демонстрирует целевую реакцию (например, начинает кричать), то необходимо оказать подсказку уровнем выше, после верного ответа похвалить его и не помогать, а отвлечь его (например, простой инструкцией «похлопай»), и еще раз дать ему инструкцию с предоставлением подсказки текущего уровня.

 

 

 

Процедура обучения: 

Просьба «Не хочу»

Следует создать ситуацию, в которой ребенок видит перед собой нелюбимый стимул. Как только ребенок показывает первые признаки недовольства, помощник/специалист оказывает вербальную эхо-подсказку. Повторяем эту процедуру до тех пор, пока ребенок не научится просить с помощью слова "Не хочу!" без подсказки.  Следует тренировать это упражнение с разными материалами. Как только ребенок отказался с помощью слова «не хочу», даже с подсказкой вы хвалите ребёнка «Молодец! Ты хорошо попросил, что не хочешь» и убираете стимул. 

 

 4) ОБУЧАЮЩЕЙСЯ  БУДЕТ  ВСЕГДА ГОВОРИТЬ «ИЗВИНИТЕ» ИЛИ «ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ», КОГДА СЛУЧАЙНО СТАЛКИВАЕТСЯ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Процедура обучения:

Воссоздаются  условия при котором ученик сталкивается с другими людьми.

Стратегия подсказок: Вербальная подсказка с временной задержкой. На начальном этапе необходимо дать подсказку сразу в виде модели просьбы «извините». Затем в каждой попытке добавляется постепенно увеличивающаяся пауза - сначала задержка составляет 0,5 сек., затем 1 сек., затем 2сек., и так далее с шагом в 1 секунду до 5 секунд. Если во время паузы-задержки подсказки появляется самостоятельная реакция, то необходимость в подсказке в этом блоке отпадает. Если через 5 секунд у ребенка нет реакции, то даем подсказку началом фразы.

Примечание: иногда на начальном этапе бывает недостаточно подсказки – модели ответа, тогда подсказку необходимо усилить и дать прямую инструкцию: «Скажи «извините»».

 

 

Таким образом, можно сказать, что поставленные цели способствуют формированию коммуникативных навыков у детей с РАС. И в дальнейшем ребенок будет применять сформированный навык в социуме.


 

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.     Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. – 95 с.

2.     Хатунцева, Е. А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра / Е. А. Хатунцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88578/ (дата обращения: 15.04.2022).

3.     Хатунцева, Е. А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра / Е. А. Хатунцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88578/ (дата обращения: 15.04.2022).


 

4.     Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

РАС отстраняются от контакта, тем самым усугубляя свое речевое развитие

РАС отстраняются от контакта, тем самым усугубляя свое речевое развитие

Процедура обучения: обучение может происходить как в структурированной учебной среде, так и в естественной

Процедура обучения: обучение может происходить как в структурированной учебной среде, так и в естественной

Необходимо создать такую ситуацию, в которой ребенок должен нуждаться в помощи

Необходимо создать такую ситуацию, в которой ребенок должен нуждаться в помощи

Критерий снижения подсказки:

Критерий снижения подсказки:

Примечание : иногда на начальном этапе бывает недостаточно подсказки – модели ответа, тогда подсказку необходимо усилить и дать прямую инструкцию: «Скажи «извините»»

Примечание : иногда на начальном этапе бывает недостаточно подсказки – модели ответа, тогда подсказку необходимо усилить и дать прямую инструкцию: «Скажи «извините»»

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2023