Развитие навыков самообслуживания у ребенка 2-3 лет
Современный ритм жизни постоянно подгоняет взрослых и детей: у спешащего взрослого часто не хватает времени на то, чтобы ребенок пусть и долго, но самостоятельно одевался и обувался, ел, убирал за собой игрушки, мыл руки, и т.д. Тогда мамы и папы делают это за ребенка. Ребенок к этому привыкает, и часто, не проявляет даже попытки к самообслуживанию – ждет, что по привычке за него все сделают взрослые.
Трудности от несформированных навыков самообслуживания возникают тогда, когда ребенок приходит в детский сад. Нужно понимать, что у воспитателя в группе порядка 20, а иногда и 25 малышей, каждому из которых нужна в той или иной мере помощь. Практически все воспитатели детского сада при разговоре с психологами обращают внимание на то, что у большинства детей 2-3 лет не сформированы навыки самообслуживания, что влияет на весь образовательно-воспитательный процесс: увеличивается время одевания перед прогулкой, а значит меньше времени остается на саму прогулку, дети, поиграв, не убирают за собой разбросанные игрушки, а при просьбе их собрать проявляют плаксивость и нежелание это делать.
Ранний детский возраст является уникальным жизненным периодом, когда малыш, несмотря на немногочисленные умения и навыки, активно стремится к самостоятельности. Планомерное формирование навыков самообслуживания в соответствии с адекватными возрастными особенностям детей, педагогическими методами и приемами способствует решению задачи повышения самостоятельности, а также развитию представлений об окружающем мире, воспитанию правильной речи, активизации тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Также самообслуживание – это первая ступень в трудовом воспитании детей и направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, предпосылок к становлению самостоятельности, большое влияние оказывает на самооценку ребенка.
Как же формировать навыки самообслуживания?
1. Развитие моторики. Развивать мышцы рук и пальцев, так как это является необходимой предпосылкой в освоении движений, развития умений урегулировать все мышечные усилия в процессе необходимых предметных действий.
2. Пример для подражания. Проделывать вместе с ребенком всю последовательность по закреплению того или иного навыка. То есть таким образом развиваем подражательные способности, помня, что усвоение движений у маленьких детей происходит за счет подражания действиям окружающих.
3. Наглядность. В обучении ребенка самообслуживанию желательно показывать карточки с нарисованными комплексами одежды, обуви и пр. – то есть иллюстрировать весь процесс одевания; карточки, изображающими различные моменты приема пищи, которые позволяют объединить их в определенные адекватные подчиненные словесным объяснениям действия.
4. Проговаривание. Так как каждый навык самообслуживания включает в себя определенные последовательно - осуществляемые действия, то их необходимо проговаривать на начальных этапах, чтобы ребенку было их легче запомнить.
5. Игра и инсценировка. Игровой метод способствует повышению интереса детей к самостоятельности в использовании игрушек, организации игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить). Можно инсценировать с помощью игрушек настольного театра, например: «Как Зайчик умывается», «Ежик учит белочку, есть красиво и правильно», а так же игровые приемы с куклами. Так, например, при обучении самостоятельному раздеванию, раздеваем куклу Олю, которая ходила на прогулку вместе с детьми и сопровождаем свои действия подробным описанием последовательности выполняемых действий (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку.
6. Художественное иллюстрирование. Художественная литература стимулирует активность детей в овладении навыками самообслуживания. Для того, чтобы вызвать у малышей желание проявить самостоятельность в одевании и умывании, необходимо использовать детские песенки, стихи, потешки. Для ознакомления детей с необходимыми культурно-гигиеническими навыками можно применять рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений фольклора. Положительное воздействие на детей в формировании навыков самообслуживания оказывают такие художественные произведения как: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александрова «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша-растеряша», потешки: «Водичка, водичка…» и т.д.
Принципы формирования навыков самообслуживания:
1. Надо помочь ребенку выбрать наиболее удобное, устойчивое положение.
2. Каждое действие следует разбить на несколько более простых.
3. При обучении новому навыку, все шаги выполняются вместе со взрослым, но завершающий шаг ребенок должен выполнить сам. Постепенно число самостоятельных шагов становится все больше, пока малыш не усвоит всю последовательность действий и не начнет использовать выученный навык самообслуживания без взрослого.
4. Обязательно необходимо хвалить ребенка за любой, даже самый малый успех. Главное, необходимо понимать, что похвала - дело очень тонкое, и ее можно использовать только дозированно, иначе все это, в итоге, может отрицательно отразиться на развитии личностных качеств и черт характера. А правильная похвала способствует появлению у ребенка положительных эмоций, придает уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, способствуют проявлению усилий, к совершению самостоятельных действий
5. Необходимо активно использовать способность ребенка к подражанию действиям других людей.
6. При усвоении ребенком навыка важно постепенно переходить от непосредственной помощи к словесной инструкции, а затем просто напоминать малышу необходимый алгоритм действий, используя указание.
Родители постоянно должны уделять внимание воспитанию культурных привычек. Необходимо научить обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формируя привычку к чистоте и опрятности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.