Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе.
Оценка 4.8

Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе.

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
22.04.2021
Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе.
доклад МО.docx

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов: Эрлихман Т. А.

 

 

                                                                  Читать – это ещё ничего не значит;

                                                                 что читать и как понимать читаемое–

                                                                                 вот в чём главное дело.

                                                                                                                     

   К. Д. Ушинский

          В последние годы читательская грамотность граждан нашей страны стала объектом пристального внимания и президента, и правительства. Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей.

      Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира. Младший школьник должен научиться, не только добывать необходимую информацию, но и понимать, анализировать, структурировать, представлять ее и применять на практике.

          Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её, является одной из ключевых составных успешного обучения.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

  Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

  «Стратегии смыслового чтения» -  различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

          Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

Подготовительный этап

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

 -Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Начальный этап

 2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

 -Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Основной. Заключительный.

 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); - нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

 - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

 -сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

 При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются метапредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста, по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Понимание прочитанного текста может быть достигнуто при помощи следующих приемов.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников являются зрительные диктанты. Одной из целей проведения зрительных диктантов является формирование навыка чтения. Некоторые учителя используют зрительные диктанты во втором классе, другие – в третьем. Я придерживаюсь мнения, что наиболее эффективным является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда как никогда актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения, положительно влияет на многие стороны учебной деятельности школьников.

Работа со словом: без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке русского языка и ей надо уделять должное внимание.

 - Словарную работу можно разделить на 3 вида:

1. Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в тексте есть слова с непонятным значением. Такие слова проскальзывают в контексте, создавая иллюзию понятности. И если учитель не заострил внимание ребенка на таком слове, оно так и останется не понятным. Поэтому при чтении текста очень важно провести словарную работу, нужно зафиксировать в сознании ребенка, что непонятные слова не дают возможности двигаться дальше в работе над текстом. На начальном этапе рекомендуется прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов.

2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того, что ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

3. Работа со словами-образами: слова - образы или по-другому художественные средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами - образами в начальной школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более ярким. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др.  «Росинки, словно зёрнышки…» «Снежинки, как пушинки...».

Восстанови деформированный текст - формирование умения видеть последовательность расположения частей текста. Учитель предлагает расположить перепутанные фрагменты текста, собрать правило или алгоритм в правильной последовательности.

 - Найди ошибку - формирование умения находить и исправлять ошибки.

- Работа с многозначными словами - формирование умения находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении.

 - Работа с фразеологизмами. Учитель предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов, например, Ручеёк высох, деревья, кусты и травы засохли, и люди… (Бить тревогу. Не знал, куда глаза девать).

 - Расшифруй предложение и составь по нему рассказ - формирование умения понимать фактуальную и подтекстовую информацию. 

Виды работ с текстом в начальной школе:

· Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.

· Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.

· Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)

· Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.

· Восстановить деформированный текст, части текста.

· Распределить заголовки согласно содержанию текста.

· Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста

· Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

· Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

· Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

· Нахождение самого длинного слова в тексте.

· Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

· Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.

· Чтение с пометками непонятных слов.

· Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

Применение различных приёмов при работе с текстом позволяет развить у детей умения работать с текстом, умения анализировать текст, повышает уровень познавательных запросов учащихся.

Итоговые контрольные работы должны включать материал, направленный на проверку умения работать с информацией. Это задания, опирающиеся на работу с приведенными текстами: их анализ, перечитывание, интерпретация (работа с таблицами, схемами, выписывание необходимых фрагментов и т.п.), использование содержания в качестве аргументации собственной точки зрения.

Заключение.

         Возвращаясь к началу, где говорится о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе

Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое– вот в чём главное дело

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое– вот в чём главное дело

С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой

С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются метапредметные связи

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются метапредметные связи

Работа со словом: без внимательной работы со словами не может быть понимания текста

Работа со словом: без внимательной работы со словами не может быть понимания текста

Работа с фразеологизмами. Учитель предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов, например,

Работа с фразеологизмами. Учитель предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов, например,

Применение различных приёмов при работе с текстом позволяет развить у детей умения работать с текстом, умения анализировать текст, повышает уровень познавательных запросов учащихся

Применение различных приёмов при работе с текстом позволяет развить у детей умения работать с текстом, умения анализировать текст, повышает уровень познавательных запросов учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2021