Формирование навыков совместной деятельности
у детей дошкольного возраста с ОНР
Цель: Формирование у детей социально - нравственных качеств, осознания детьми своего поведения и поведения других, формирование умения исправлять ошибки.
Задачи: 1. Развивать умения проявлять доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим, умение сопереживать.
2. Формировать представление о добре и зле.
3. Усваивать нравственные понятия через игровую деятельность.
4. Развивать у детей художественные способности и эстетический вкус.
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
В жизни люди и взрослые, и дети совершают разные поступки, и хорошие и не очень.
А сейчас давайте посмотрим сценки и подумаем, как же нужно поступить в этой ситуации.
Сценка 1. Два мальчика. Один ест яблоко . А другой смотрит.
- Вкусно? Вот если у меня было яблоко, то я бы тебя угостил.
- Как жалко, что у тебя его нет.
Воспитатель – Ребята как вы думаете, как поступил мальчик который ел яблоко? Почему? Как бы ты поступил на его месте?
(ответы детей)
Сценка 2. Играют дети с мячом. Приходит Ваня и отбирает мяч.
Воспитатель - Как поступил Ваня? Как бы вы поступили на его месте?
Сценка 3. Холодно. Лиза потеряла варежку, у неё замерзла рука. Подошел Валера и протянул ей свою варежку.
Воспитатель: Какой поступок совершил Валера? А как бы вы поступили? (ответы детей)
Воспитатель: В давние времена слово «добро» произносили мягко, нежно.
Добро тебе, добро от тебя. Как это верно.
- А если человек не добрый, какой он? (ответы детей)злой, жадный, драчливый, равнодушный , трусливый.
Воспитатель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Катя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу Дашу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Даша будет говорить Кате что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Даша называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Воспитатель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
-Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети поочереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
Воспитатель:
Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко» Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
- Если друг попал в беду,…(помоги ему)
- Решай споры словами, …(а не кулаками)
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
– Здравствуйте, ты скажешь человеку
– Здравствуй – улыбнётся в ответ
И наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день – тебе сказали
– Добрый день – ответил ты,
Вас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
А теперь я предлагаю подумать, какие добрые дела, хорошие поступки вы можете совершить, кому сказать вежливые слова. На столах лежат белые листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Детям предлагается обвести свою ладошку, а потом закрасить каждый пальчик (доброе слово или поступок) разными цветами.
Рассмотреть с детьми разноцветные ладошки, отметить как много добрых дел и вежливых слов хотят совершить дети. Предложить развесить их в группе, чтобы не забывать о своих намерениях.
Каждый из нас может совершать добрые дела, помогать другим людям, просто улыбаться и вежливо разговаривать. От этого всем станет лучше и мир будет добрее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.