Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Муниципальный орган управления образования Сунтарского района
МБОУ "Сунтарская средняя общеобразовательная школа №3
Формирование нравственно -патриотического
воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Иванова Саргылана Моисеевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «Сунтарская СОШ №3»
Сунтар , 2023
Оглавление
1. Ввведение
2. Актуальность работы
3. Цель и задачи нравственно – патриотического воспитания
4. Ведущая педагогическая идея опыта
5. Теоретическая база опыта
6. Технология опыта
7. Направления работы нравственно – патриотического воспитания
8. Заключение
9.Результативность работы
Введение
Парфений Никитич, Надежда Евменьевна являются одним из видных представителей якутской передовой интеллигенции, талантливыми педагогами методистами. Они, как передовые учителя, составляли наиболее прогрессивную часть интеллигенции, были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры. Самым действенным методом воспитания у обучающихся патриотических чувств является изучение истории семей, на примере которых можно проследить историю страны.
Для многих школ нашей республики такой семьей является семья Самсоновых. Из семьи Самсоновых вышло много замечательных людей – учителей, врачей, ученых…
Все они были патриотами своей Родины. Наибольших успехов на ниве просвещения добился Парфений Никитич Самсонов (1898 г. р.), ученик выдающегося педагога, первого краеведа, впоследствии Героя Труда П.Х. Староватова.П.Н. Самсонов занимался методической и преподавательской работой одновременно по якутскому и русскому языкам с первых лет работы в школе.
• автор первых стабильных учебников по русскому языку для начальной якутской школы
• П.Н. Самсонов научно и экспериментально обосновал и впервые практически внедрил с Н.Е. Самсоновой обучение детей в школе с шести лет
• Братья Владимир и Николай Самсоновы добровольцами ушли на фронт. Николай Самсонов пал смертью храбрых. Владимир Самсонов после тяжелого ранения вернулся на Родину. После войны несмотря на тяжелое ранение Владимир Парфеньевич много учился и стал одним из ведущих ученых – космофизиков. Организатор якутской сети станций для наблюдения полярных сияний. Автор свыше 100 научных трудов, которые издавались как в Советском Союзе, так и в Испании, США, Японии.
К.П. Самсонова -заслуженный врач РСФСР и ЯАССР, она отличник здравоохранения СССР
• Ею сделано более 1000 операций на легких и грудной клетке.
• Автор 34 научных статей.
А.П Самсонов
Солист Якутского музыкального театра оперы и балета
• Им выпущено свыше 10 компакт – дисков, куда вошло около 200 песен.
• Автор сольных юбилейных концертов «Память бессмертна», «В памяти нашей сегодня и вечно», «Спасибо вам, фронтовики»
• Т.П Самсонова - к.п.н., профессор, отличник народного образования просвещения РСФСР, отличник просвещения СССР, отличник высшей школы СССР, заслуженный учитель школы ЯАССР, учитель учителей, автор свыше 140 научных трудов, соавтор действовавшей десятки лет программы по русскому языку для якутской восьмилетней школы; программы по русскому языку для подготовительных групп якутских детских садов
Огромную роль в развитии гражданского образования и воспитания подрастающего поколения в нашей республике сыграла педагогическая семья Самсоновых, в трудах которого прослеживается идея развития у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Педагоги подчеркивают, что уже в начальной школе необходимо ознакомить детей с якутской историей, географией Республики, с ее природой. Не менее значимый вклад в патриотическое воспитание внес Александр Самсонов, который рассматривал возможность патриотического воспитания через песню военных лет, а также братья Николай и Владимир, которые добровольцем ушли на фронт.
Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни народа саха. В последние десятилетия по всей стране произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Цель нравственно- патриотического воспитания школьников
· Развитие ценностных представлений и отношений к себе, другим людям, семье, природе, образованию, труду, культуре, Отечеству, миру.
· Сохранение, укрепление и совершенствование школьных традиций.
· Создание условий для проявления обучающимися инициативы, формирования навыков самоорганизации, самообслуживания, стремления к социально значимой деятельности.
· Создание системы мероприятий патриотического воспитания на основе этнокультурного материала в начальных классах,
Задачи:
· Изучение педагогической литературы о патриотическом воспитании
· Изучение педагогических работ семье Самсоновых о нравственном воспитании
· Создание
· Воспитание у учащихся любви и привязанности к своей семье, дому, улице, селу
· Развития интереса к традиция, промыслам своего народа
· Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
· Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни
Патриотическое воспитание - это результат длительного, целенаправленного воздействия на сознание детей, чувства ценностного отношения к окружающим, к Малой Родине , где он родился, к старшему поколению, к окружающему миру. И этот непрерывный процесс, направленный на овладение определенными чувствами долга, который начинается с малых лет и продолжится всю жизнь
Из истории мы знаем, что во время войны, разных невзгод, трудностей, болезней, которая испытала наша страна основным фактором, который приводит к победе, к преодолению трудностей, невзгод является сплоченность, патриотизм, любовь к своему народу, исполнения долга перед Родиной, несмотря ни за что. Если детей с раннего возраста воспитывать любви к Родине, к родной земле, к ответственности, то дети вырастут настоящими патриотами, с желанием, и умением трудиться во благо Отечества, беречь, а также развивать свою страну, служить во благо своей Родине. В результате подрастет поколение, заинтересованное ко всему, что происходит вокруг, т.е, любящее свою страну, готовое вступить в защиту Родины, ее интересов.
Героические поступки, которые люди совершали во имя любви к Родине, ставили на первом месте общее дело, дело всего народа, даже нации, в обмен на свою жизнь. Таких героев в нашей истории очень много и они оставляют яркий, незабываемый след в сознании школьников. Младшие школьники очень впечатлительны и восприимчивы. Поэтому именно в этот период у учащихся формируется патриотические чувства.
2023 год объявлен годом педагога и наставничества. на примере братьев Самсоновых, сыновей педагогов П.Н Самсонова и Н.Е.Самсоновой можно проследить далёкие и суровые военные годы, показать характер семьи педагога для более глубокого раскрытия понятия Родины, патриотизма, гражданства.
В нашей школе одним из направлений воспитательной работы является военно- патриотическое воспитание, которое направлено на формирование у детей сознательного отношения к своим поступкам, на привитие у детей любви к Родине, к родному селу, воспитание чувства гордости за историю страны и потребности защищать Родину, формирование у детей образа героя, защитника своей Республики, страны.
Начальное звено является важным этапом в становлении личности школьника. Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются лишь основы патриотизма и в этом возрасте дети активно получают и накапливают знания о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о различных способах поведения. И набором воспитательных мероприятий многого не добиться, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили мне создать воспитательную систему класса. В начале 2018- 19 уч.г разработала программу воспитательной деятельности класса. Каждый последующий год реализации программы воспитания класса опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В решении вопросов по воспитательной работе, помогает внедрение десяти модулей программы воспитания. Одним из модулей является модуль «Нравственно - патриотическое воспитание», которое отражает цели, задачи формирования основ гражданской ответственности.
Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов и информационно-коммуникационная, позволяющая вовлекать в работу всех детей, а также активизировать «слабых» учащихся и детей категории «дети группы риска»
С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». Это получасовые классные часы, которые проводятся по понедельникам первым уроком во всех российских школах и СПО. Целью этих занятий является формирование у школьников любви к Родине, патриотизма и гордости за свою страну. «Разговоры о важном» рекомендуется проводить в форме диалога преподавателя с учащимися, в ходе которого обсуждаются вопросы, связанные с историей и культурой России, ее ролью в мировом сообществе с акцентом на традициях и особенностях регионов страны.
Торжественное поднятие флага
Патриотическим ритуалом является поднятие флага России и исполнение Государственного гимна. Порядок данного школьного мероприятия регламентируется двумя документами: методическими рекомендациями Министерства просвещения и стандартом церемонии поднятия флага.
Сегодня существует большое количество научно-методической литературы, в которой содержатся ответы на вопрос: «Как вырастить патриота, труженика, семьянина?». Я изучила ту, которая, по моему мнению, помогла решать проблемы формирования социальных ценностей младших школьников. В книге «Вклад Самсоновых в развитие образования Якутии» представлены материалы по организации методического сопровождения идеологической работы в общеобразовательных учреждениях.
В книге «Якутский Ушинский » раскрыты формы, методы и средства гражданского воспитания детей и молодежи, автор видит положительный итог только в результате тесного сотрудничества школы, семьи и общественности.
Накоплению опыта способствовало мое участие в методической работе школы: выступление на педсовете «Роль семьи в здоровьесбережении», на семинаре «Внеаудиторная деятельность», на заседании методического объединения «Совместная работа семьи и школы».
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей моей работы явилось создание модели системы патриотического воспитания учащихся начальных классов на основе культурных ценностей якутского народа на уроках и во внеурочное время.
Работа по данной проблеме велась с 2018 по 2023 год. Опыт проходит через
систему внеклассных мероприятий, уроков, которые носят традиционную народную
направленность, чаще всего связанную народными традициями обрядами, знанием
истории своей Родины.
Теоретическая база опыта
Проблема этнокультурного воспитания рассматривалась выдающихся педагогами Якутии, династии Самсоновых – Парфения Никитича, заслуженного учителя школы РСФСР и Якутской АССР, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Знак почета, медали им. К.Д. Ушинского и Надежды Евменьевны, заслуженного учителя Якутской АССР, кавалера ордена Ленина. В течение всей жизни П.Н. и Н.Е. Самсоновы трудились в сфере просвещения, отдавая всю свою энергию, творческую смекалку, новаторские идеи, чтобы образование и воспитание подрастающего поколения Якутии развивалось высокими темпами.
Технология опыта
Работая по данной
проблеме, я поставила следующую цель: создать систему мероприятий
патриотического воспитания на основе этнокультурного материала в начальных
классах, обратить особое внимание при работе по данной теме на уроках.
К достижению цели я шла путём решения следующих задач:
- изучить педагогическую литературу работ семьи Самсоновых по данной теме;
- с помощью тестирования выявить уровень знаний учащихся по различным
направлениям патриотического воспитания;
- выявить влияние мероприятий, проведённых в ходе различных видов деятельности
во время проведения классных часов на развитие патриотических качеств у
учащихся.
Решение поставленных задач потребовало применение следующих методов
исследования:
- изучение и анализ литературы по данному вопросу;
- тестирование, с целью выявления патриотического самосознания учащихся;
- экспериментальная работа по внедрению воспитательной системы по
патриотическому воспитанию, на основе этнокультурного материала.
В своей работе использую такие новации: постановка
проблемной ситуации, личностно – ориентированные, игровые технологии,
повышающие интерес к предмету, мотивацию, стимулирующие детей к познавательной
деятельности.
Народная культура воплощена в доступных для младших
школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари.
Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно
привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным
участником деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в
театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти
возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя
всестороннему развитию личности ребёнка.
Главное в моей работе – системный подход к
формированию патриотической позиции школьников. Работаю по четырем
направлениям:
-«Моя семья »;
- «Школа - мой второй дом»;
- «Сунтар – мое родное село»;
- «Люблю мою Якутию»
Они связанны между собой логикой формирования патриота Родины.
Воспитывать патриотическое качество помогает уже самый первый урок, с которого учителя начинают учебный год. Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин", "государство", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями республики, естественным дополнением к этому служат картины родной природы, картины художника А.В Чикачева. При этом активно используются возможности компьютерной техники.
Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке, в каждой внеаудиторной деятельности. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью своего края. На уроках физкультуры, на спортивных занятиях учитель воспитывает любовь к спорту, подготавливает юношей к службе в армии, формирует у детей здоровый образ жизни.
Одним из примеров можно привести торжественную линейку, посвященную Дню Победы и сбор «Армейского чемодана». Это мероприятие стало традиционным для нашей школы.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Поэтому я в своем классе каждый год, традиционно провожу классные часы
по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и др.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся классные часы, посвященные Дню матери.
Так же считаю необходимым провести классные часы, которые раскрывают традиции якутской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использование фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек. В связи с этим я на уроках активно использую пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучиваю и играю с детьми в якутские настольные игры. А также провожу различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и
эмоциональное удовольствие от подвижной деятельности.
К таким внеклассным мероприятиям я отношу праздники «День якутского языка», «День хомуса», традиционный месячник, посвященный к олонхо.
В феврале каждого учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция, на которой ученики моего класса представляли и защищали свои проекты:
- Саввинова Сайнаара «Памятники нашего села»;
- Торговкин Денис «Из истории развития шашек в нашем селе»
Коллективные дела.
Это различные гуманитарные акции; гуманитарная помощь, многодетным семьям,
акция «Письмо солдату» участникам боевых действий. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.
смотры-конкурсы, выставки, соревнования.
Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делаю на следующую психологическую особенность этого возраста - это их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. В связи с этим в своей работе по патриотическому воспитанию использую различные соревнования, смотры, конкурсы.
В этом учебном году наш класс активно участвовал на фото выставке «Мой папа – защитник Родины», посвященная празднику День защитника Отечества. Ребята приняли активное участие, узнали много нового о тех, кто защищает нашу Родину, как становилась наша армия.
экскурсии, походы.
Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край. Так, например, Сунтарский музейный комплекс имени С. А. Зверева - Кыыл Уола знакомит с традициями и обычаями якутского народа, фольклором, с современным искусством. Очень любят мои ученики поход на природу, прогулки, экскурс ии в лесу в разное время года. Ведь трудно воспитать любовь к Родине, не пробудив у ребенка любовь к деревьям, цветам, а картины родной природы в равной степени формируют у детей чувство к родному краю.
родительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия
конкурсы, игры, семейные праздники, викторины, виртуальные путешествия, проекты,
утренники, тренинги
Технологии:
1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
3. Организация экскурсий в музеи и памятники военной славы;
4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родины;
6. Проектная деятельность. |
|
Перечисленные технологии и формы работы по патриотическому воспитанию
детей я использую в своей работе. Они позволяют почувствовать ребенку радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
1 направление «Моя семья ».
Начало учебного года всегда очень сложный и важный процесс для детей, а для первоклассников в особенности. С приходом в школу ребенок коренным образом меняет свой ритм жизни, свои уже какие-то выработавшиеся привычки. В один класс очень часто попадают дети, прежде совсем незнакомые друг с другом. Незнакомы не только ученики, но и их родители. Сплотить учащихся и их родителей - трудная, но очень важная для классного руководителя задача. Ведь от того, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения в классе между учащимися, их родителями, классным руководителем и школой, зависит очень многое.
Ценности, на которые я ориентируюсь в своей работе – Человек, семья, Родина, Мир. В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками, так или иначе, присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждого учебного заведения. Если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни человека, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, любовь к Родине, честность, порядочность, гуманность и многие другие положительные качества человеческой личности.
Главным источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла, он приобретается лишь тогда, когда в детстве ребенок прошел школу доброты. Со своей стороны, стараюсь, чтобы в классе детям было комфортно, интересно и увлекательно.
Получив новый класс, я знакомлюсь с семьями учащихся, посещая их, чтобы лучше узнать условия, в которых живет ребенок, саму семью.
Работа по изучению истории семьи объединяет детей, их родителей, бабушек и дедушек; способствует укреплению духовных ценностей; учит беседовать, правильно задавать вопросы; работать с фотографиями, семейными реликвиями. Работа рассчитана на 4 года обучения в начальных классах. В процессе работы младшие школьники знакомятся с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предки», узнают историю возникновения имён и фамилий; степени родства; составят «ленту времени» своей жизни, родословное древо; узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях; подберут свой семейный девиз.
Ярким примером доброты, отзывчивости во взаимодействии братьев сестер являются письма из фронта братьев Самсоновых. Из их писем мы понимаем их трепетное отношение к младшему брату, тревожность за его здоровье, как они заботятся, чтобы он вырос образованной успешной личностью
Одной из наиболее эффективных и интересных форм работы с родителями являются «Родительские уроки»:
- Куприянова О.А, провела с детьми беседу о зубах, Попова И.Л мрассказала детям об их правах и обязанностях и т.д.
Такие уроки заставляют детей посмотреть по-иному на своих родителей, узнать что-то новое о стране.
Чтобы любить страну, приносить ей пользу, нужно любить свою семью, заботиться о ней.
И оказалось, что бабушки и дедушки – заслуженные люди, которые много трудились на благо страны, растили детей, что ими можно и нужно гордиться.
Готовясь к празднику «Их именами и делами гордится семья» родители помогли ребятам больше узнать о каждом члене семьи. Отчеты семей проводились в виде круглого стола, который заканчивался чаепитием, что еще больше сближало и детей, и родителей.
2 направление «Школа – мой второй дом».
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний; воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик - учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу, придерживаться традиции школы, участвовать во всех делах, мероприятих школы
3 направ «Сунтар – мое родное село»
Задачи:
-формировать представления о специфике нашего села, об истории села;
-приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в различных общественных инициативах;
-воспитывать гордость званием «саха», любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному селу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Сунтар.
В Законе РФ «Об образовании» и в инструктивных материалах Министерства
образования РФ говорится о «защите и развитии системой образования национальных культур… в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру» и о «содействии взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности».
Решая эти задачи, я опираюсь в своей практике на национально-региональный компонент начального общего образования, целью которого является воспитание любви школьников к «малой родине», а через него – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы «открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогической, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма».
Национально-региональный компонент – часть государственного образовательного
стандарта. Поэтому я стремлюсь включать местный материал в содержание всех уроков.
В то же время я пришла к выводу, что эта работа будет более результативной и задачи патриотического воспитания будут решаться эффективнее, если освоение регионального содержания начинать с первых дней обучения детей в школе. С малых лет дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире очень важно.
Хотя тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно
сформировать у детей 7 лет хоть какое-то представление о «малой» и «большой» родине.
В то же время нельзя отрицать, что сознательное отношение ребенка к близкому
окружению, к месту, где он живет, имеет существенное значение для формирования его личности. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к Родине должно поддерживаться и развиваться в школе в процессе чтения учащимися художественной и исторической литературы, изучения предметов естественного цикла. Важно, чтобы дети все больше узнавали свое Отечество и любили его, жили с ним одной жизнью, радовались его радостями и болели его горестями. Изучение отечественной истории, знакомство с историческими судьбами народа, с биографиями его лучших сынов и дочерей, познание народных обычаев и традиций – все это закономерно содействует развитию патриотических чувств.
4 направление «Люблю мою Якутию»»
Задачи:
формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Якутии, воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Саха
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Содержание проводимого материала: Якутия – наша республика, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Для привлечения внимания общественности к памяти великой войне, воспитанию искреннего чувства патриотизма, глубокого чувства к нелегкой судьбе детей во время войны, нынешним защитникам Родины был снят социальный видеоролик.
Прилагается видеоролик "Дети войны" на двух языках
Заключение.
Воспитательная работа даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.
Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-патриотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.
В результате систематической и целенаправленной работы были получены следующие результаты:
Участие класса в конкурсах и мероприятиях 2021-2022 уч.год:
№п/п |
Мероприятие |
Сколько детей участвовали |
Результаты |
4. |
Участие в школьном мероприятии посв. «Дню учителя» |
29 |
|
6. |
Выступление на улусном мероприятии, посвящённой ко дню защитников Отечества |
Мальчики |
|
8. |
Муниципальный конкурс чтецов, посвященный 100- летию ЯАССР |
2 |
1 место, Амбросьева Кюннэй |
9. |
Участие в забеге посв. «Всероссийскому Дню бега» |
28 |
|
11. |
Приветствие лучших спортсменов улуса |
18 |
|
25. |
Конкурс рисунков ПДД |
7 |
Чалбанова Дайаана 1 м |
26. |
Акция «Открытка солдату» |
12 |
|
27. |
Школьный конкурс рисунков «Отчизны верные сыны» |
20 |
|
28. |
Поздравление участников педагогической конференции |
18 |
|
30. |
Участие в улусном конкурсе «Уол о5о норуот кэскилэ» |
Петров Батыр |
|
34. |
Участие в школьной акции «Армейский чемодан» |
29 |
1 место |
35. |
Республиканский конкурс «Смотр песни строя» |
28 |
2 место |
41. |
Участие на концерте, посвященной Великой Победе |
28 |
|
47. |
Совместное мероприятие с библиотекой «Война…» |
26 |
|
48. |
Участие в заочных Международных, Всероссийских, республиканских конкурсах |
29 |
Диплом 1, 2ст, Гран - при |
|
Отчетный концерт выпускников «Уөрэх билии кэрэ эйгэтин тyhyлгэтэ» |
29 |
Благодарственное письмо МКУ "Управление культуры и духовного развития" МР " Сунтарский (район) улус" |
|
Участие в улусном мероприятии «Дойдубар, дьоммор, ситиьии кетелленен» |
28 |
Обладатель Гранта культуры |
Одним из эффективных форм патриотического воспитания младших школьников является театрализованное представление о событиях военных лет. Самой большой работой в своей воспитательной работе по нравственно – патриотическому воспитанию я считаю создание социальных роликов, посвященных Великой Отечественной войне.
https://youtu.be/OP1wXdhEln0
https://youtu.be/onu6lk1sN0A
Учащиеся начали пересматривать ценности; понятие Родины значительно расширилось.
Выпускники 4 класса узнали имена славных земляков нашей Республики, прославивших её.
Отмечается устойчивый интерес к истории своей Родины. Получены дополнительные знания по истории и культуре родного края. Развивается способность творчески мыслить и рассуждать, устанавливать связи между прошлым и современностью.
Вырабатывается навык рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность, личные качества, поведение и поступки.
Так, на вопрос: «Что волнует тебя, когда ты думаешь о себе?» мои ученики отвечали:
- не умею подружиться; не очень хорошо учусь; хочу быть умным; думаю, что всё у меня получится; хочу научиться работать на компьютере, это важно для взрослой жизни;
- хочу стать сильным, не болеть, так от меня будет больше пользы.
В 4 классе ответы более разнообразны:
на 1-м месте – жизнь, здоровье;
на 2-м месте - друзья, дружба;
на 3-м месте – нравственные качества, доброта, совесть, честность;
на 4-м месте – семья, родители;
на 5-м месте – Родина (около 42%).
На вопрос: «Если бы ты был волшебником, какие бы 3 желания выполнил бы?». Ответы детей разделила условно так:
а). Общественно-нравственные:
- сделать всех счастливыми;
- прекратить все войны;
- богатые делились бы с бедными;
- все страны дружат;
- - на Земле нет зла.
б). Для страны:
- чтобы люди дружили;
- берегли природу;
- зарплату больше;
- жить в мире;
- сделать Россию самой красивой и богатой;
- не было плохих людей
в). Для семьи:
- чтобы все были здоровы (около 50%);
- чтобы все были богатыми (около 30%);
- большую квартиру;
- чтобы всем было хорошо и так далее.
г) Для школы:
- класс был дружным;
- чтоб в классах был интернет;
- все хорошо учились;
- чтоб школа была красивой, каменной, двухэтажной.
Это ответы 4-классников.
Любому обществу далеко до совершенства, но в наших силах чуть-чуть приблизить его к идеалу, к осознанию того, что у гражданина есть, не только права, но и обязанности, которые он должен выполнять добровольно, от души как настоящий патриот отечества.
Патриотами люди не рождаются, любовь к Родине не передается с молоком матери, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в нашей Республике Якутия.
Список использованной литературы
1.Страницы большой жизни.Я.1999,Изд.ЯГУ
2. «Якутский Ушинский».Я.2000 Сахаполиграфиздат
3. Продолжение Учителя в учениках : [сборник статей] / Министерство образования Республики Саха (Якутия) ; [составитель Т. П. Самсонова ; редакционная коллегия: Т.
2. Воспитание школьников
– 2005. - №10; 2006. - №6, 10; 2007. - №5, 10
3. Классный руководитель – 2005. - №1
4. Бондаренко М.В. Гражданско–патриотическое воспитание в нашей школе.
// Начальная
школа. – 2002. - №4. – с.30 – 41.
5. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -2–е изд. – М., -1997.
-230 с.
6. Тихомирова А.Ф. Растить детей в любви к Отечеству.//Начальная школа. -2002.
-№4. – с.18 – 23.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.