Формирование нравственного и духовного здоровья, как профилактика девиантного поведения.
Сегодня общество нуждается в духовно нравственно здоровых личностях, которые умеют преобразовывать себя и Мир на принципах Добра, Взаимопонимания, Толерантности, Любви, Красоты.
Современное российское общество можно охарактеризовать, как общество риска. Научные исследования, о положении детского населения доказывают, что происходит кризис ценностных ориентиров, которые выражаются в резкой дифференциации детей, в их завышенной самооценки, склонности праздному время препровождению, в изменение отношения к труду.
Мы имеем дело с разными детьми, некоторые из них, по разным причинам, имеют низкий уровень нравственного и духовного воспитания. Их отличает совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Они не видят той черты, за которой может быть опасно для них, их здоровья, окружающим их людям. Это совершение преступлений, употребление ПАВ, участие в булинге. При этом они не испытывают сочувствия, им не присущи чувство вины и переживания. Они легко находят себе оправдание для окружающих, говоря о переходном возрасте, непонимании со стороны близких людей, легко сваливают ответственность за правонарушение на товарищей и т.д.
Количество подростков с девиантным поведением разной степени адаптации: от нарушений школьных правил до осуществления асоциальных противоправных действий, остается на прежнем высоком уровне
Для наглядности хочу продемонстрировать следующие данные.
На 1 марта в Заволжском районе города Ульяновска 47 подростков состоят на учете в ОПДН. Это те дети, которые совершили правонарушения разной степени тяжести.
112 учащихся состоят на внутришкольном учете, а значит, их поведение явно отклоняется от нормы, и 75 детей воспитываются в семьях, находящихся в социально опасном положении.
В нашей школе мы имеем 5 учетников в ОПДН и 5 состоят на внутришкольном учете.
Однако круг детей “группы риска” в нашей школе намного шире.
Особенное беспокойство вызывают 22 учащихся. Есть дети, которые также вызывают некоторое беспокойство, но их поведение и успеваемость легко корректируется при взаимодействие с родителями, учителями – предметниками, педагогом-психологом.
Таким образом около 12% учащихся требуют к себе особого внимания в части обучения и воспитания.
Планомерное Формирование нравственного и духовного здоровья безусловно улучшит положение нашего молодого общества.
Но это возможно только с тесным взаимодействием с семьёй.
Это проблема не новая. Еще Антон Семенович Макаренко в своём труде “Воспитание в семье и школе” говорил, что и семья и школа стараются свалить всю тяжесть воспитания на другого.
Он пишет: Я почти не слышал, чтобы родители говорили: "Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?" Я не слышал, чтобы педагог сказал: "Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?"
Обычно говорили так: "Мы – школа, а вы, родители, должны воспитывать детей, почему вы не воспитываете?" Родители ж говорят обратное: "Мы отдали детей в школу, пускай школа и воспитывает их, почему она не воспитывает?"
Получается так, что желания захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы. Наоборот, каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого.
Тем не менее, главный гарант духовно-нравственного здоровья человека - это семья. Ребёнок же – зеркало семьи. Ориентация ребенка на поведение родителей как на прообраз собственных действий - есть реализация воспитательного потенциала семейства. Влияние традиций семьи, уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей, религиозных убеждений определяет несомненное преимущество семейного воспитания перед любым иным.
Тут большая ответственность ложится на классных руководителей начальной школы. Необходимо ранее выявление семей, которым нужна помощь, консультация, всесторонняя помощь школьных специалистов.
Если сил школы не достаточно, что бы указать родителю, что он двигается в неправильном направлении в воспитании своего ребенка, следует обращаться в органы профилактики.
Работа с родителями должна обязательно включать в себя просветительские мероприятия, таким повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей) :
- Лекции, круглые столы, тематические классные часы: роль семьи в формировании духовно – нравственной личности ребенка, подростка; Воспитание своим примером; ошибки, которые мы допускаем в воспитании и т.д.
Нужно убедить родителей, что свободное время ребёнка это зона ответственности родителей. Необходимо выбрать вместе с ребенком кружок, секцию и отвести его туда за руку, пока это возможно в буквальном смысле. Занятость ребенка должна быть организована. Желание проявить себя, добиваться результатов мотивирует ребенка, формируют у него такие нравственные качества, как ответственность, трудолюбие, целеустремленность.
Занятость наших детей, состоящих на учете не организована, не смотря на всю работу классных руководителей по привлечению детей в школьные кружки. Родители откровенно признаются, что уже не в состоянии убедить своих детей заняться кружковой деятельностью.
Круг общения подростка – важный маркер форсированности его духовно нравственного здоровья. Родителям необходимо контролировать круг общения своего ребенка, интересоваться его увлечениями, принимать своевременные меры, если будут замечены ребята, диструктивно влияющих на их ребенка.
Одноклассники – коллектив, в котором ребенок проводит очень много времени. Педагог играет огромную роль в становление этого коллектива. Такие ценности, как дружба, взаимовыручка, сострадание закладываются в общение сверстников между собой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.