Киндюхина Татьяна Николаевна
учитель начальных классов МБОУ Катынская СШ
Смоленского района Смоленской области
Формирование нравственных ценностей младших школьников при чтении и анализе произведений Агнии Барто
в курсе «Литературное чтение» (авт. Л.А. Ефросинина)
в рамках УМК «Начальная школа 21 века» под.ред. Н.Ф. Виноградовой
«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»
В. А. Сухомлинский
Эти слова выдающегося педагога подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.
Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения.
И по этой причине произведения А.Л. Барто обращают на себя внимание как те, в которых раскрывается проблема нравственного воспитания и как средство формирования нравственных качеств.
В программе «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой обозначены ценностные ориентиры её содержания:
«Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.)» [1].
Впервые обучающиеся МБОУ Катынской СШ, начавшие изучать предмет литературное чтение по учебнику Л.А. Ефросининой встречаются с произведением А. Барто в 1 классе на уроке литературного чтения (раздел «Учимся уму-разуму», программная тема «Стихотворения для детей») - это стихотворение «Я - лишний». В результате анализа, первоклассники приходят к пониманию того, что если хочешь получить что-то хорошее, нужно сначала потрудиться, приложить усилия, потратить время. Позже, в том же разделе, но в теме ««Стихотворения о детях» первоклассники читают юмористическое стихотворение А. Барто «В школу», которое очень близко им по переживаниям перед первым Днем Знаний, успокаивает их, показывая их страхи в комичной форме.
Далее в программной теме «Произведения о животных» (раздел «О наших друзьях — животных») знакомятся со стихотворением А. Барто «Жук», при работе с которым дети узнают от учителя, что это стихотворение поэтесса посвятила девочке по имени Наташа, потому что вероятно эта девочка совершила похожий поступок в действительности. То есть увидела жука, который жалобно жужжал между стеклами и просился выпустить его, и отпустила жука, приоткрыв окно. Это очень красивый и добрый поступок, который показывает младшим школьникам с какой любовью следует относится ко всему живому, учит состраданию и милосердию.[2] В разделе «Читаем о родной природе», в программной теме «Произведения о природе» первоклассники читают и анализируют стихотворение А. Барто «Весенняя гроза», в ходе чего выражают свои чувства, описываю какое настроение автора почувствовали и делают вывод, что это стихотворение отражает не только событие, но и душевное состояние человека. [3]
Во 2 классе в разделе «О детях и для детей», в программной теме «Произведения о детях» дети знакомятся со стихотворением А. Барто «Катя». Анализируя его, ученики делают вывод, что девочку никто не принуждает присоединиться к работе, ждут до последнего, когда у нее проснется совесть, автор подчеркивает, кто действительно трудился, тот и имеет право ждать урожая; знакомятся с огородничеством, узнают о том, как непросто дается урожай. Далее, в разделе «Весна, весна красная», в программной теме «Разножанровые произведения о природе» читают и анализируют стихотворение А. Барто «Апрель», что служит формированию у второклассников представления о ценности и уникальности природного мира, охране природы; продолжают учиться описывать свои чувства и чувства, передаваемые автором. В программной теме «Рассказы и стихотворения о природе» работают со стихотворением А. Барто «Воробей», смысл которого показывает детям, что любовь сильнее страха смерти, что только на любви держится и движется наша жизнь. Это чувство присуще не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Стихотворение А. Барто «Весна, весна на улице...» (программная тема «Стихотворения о природе») содействует воспитанию экологической культуры, любви к природе, формированию эмоционального отклика на чувства, передаваемые поэтом.[4]
Основными содержательными линиями программы «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой являются:
1. Развитие навыков чтения
2. Развитие восприятия произведения
3. Знакомство с литературоведческими понятиями
4. Развитие речевых умений
5. Развитие творческой деятельности
Реализация данных содержательных линий программы идёт в частности и на основе произведений А. Барто.
Развитие навыков чтения идёт от громко-речевой формы чтения стихотворений А. Барто вслух до чтения молча.
Для развития восприятия произведения используются задания:
- Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение детского поэта Агнии Львовны Барто? Расскажи;
- Прочитай стихотворение. Какое настроение передаёт автор? Какое настроение стихотворение вызывает у тебя?;
- Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение? Объясни;
- Какой ты представляешь девочку? Можно ли её назвать наблюдательной? Объясни ответ;
- Понравилось ли тебе стихотворение?;
- Какой ты представляешь себе Катю? Расскажи;
- Подумай и расскажи, почему ребята назвали Сергея -лишним?
Развитию речевых умений способствуют задания:
- Прочитай стихотворение выразительно;
- Подготовь выразительное чтение стихотворения «Катя» (пользуйся Памяткой 1);
- Найди и прочитай описание жука;
- Рассмотри иллюстрацию. Прочитай слова, которые подходят к иллюстрации;
- Как автор говорит о городе, листве, грачах, приметах весны? Прочитай;
- Как надо читать стихотворение — быстро, медленно, умеренно? Почему? Прочитай выразительно;
- Рассмотри иллюстрацию. Какие слова к ней относятся? Прочитай.
- Как ты думаешь, почему так названо это стихотворение?
- Найди в учебной хрестоматии пословицу, которая подходит к этому стихотворению;
- Прочитай пословицу. Подходит ли она к этому стихотворению?
Развитие творческой деятельности на основе произведений А.Барто в данном курсе проходит на основе широко используемых практических действий учащихся при выполнении заданий к изучаемому стихотворению в рабочей тетради (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста); через изобразительную деятельность (рисование, раскрашивание, оформление обложек); игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры); различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, отзывов о книгах).
Таким образом, следуя основному принципу поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, которые легко запоминаются и легко читаются, а по интонациям очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются, автор курса «Литературное чтение» (учебника, рабочей тетради и учебной хрестоматии) Л.А. Ефросинина включила различные произведения А. Барто именно в круг чтения 1 и 2 класса. На их же основе, с помощью системы заданий и упражнений у обучающихся 1 и 2 классов идёт развитие навыков чтения, развитие восприятия произведения, развитие речевых умений, развитие творческой деятельности.
Список литературы:
1. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2019 г. - 224 с.
2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2018. - 144 c.
3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2019. - 160 c.
4. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / [авт.- сост. Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. - 4-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.: вкл
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.