Формирование нравственных ценностей младших школьников при чтении и анализе произведений Агнии Барто в курсе «Литературное чтение» (авт. Л.А. Ефросинина)
Оценка 4.6

Формирование нравственных ценностей младших школьников при чтении и анализе произведений Агнии Барто в курсе «Литературное чтение» (авт. Л.А. Ефросинина)

Оценка 4.6
doc
11.03.2021
Формирование нравственных ценностей младших школьников  при чтении и анализе произведений Агнии Барто  в курсе «Литературное чтение» (авт. Л.А. Ефросинина)
А. Барто круглый стол.doc

Киндюхина Татьяна Николаевна

учитель начальных классов МБОУ Катынская СШ

Смоленского района Смоленской области

 

 

Формирование нравственных ценностей младших школьников  при чтении и анализе произведений Агнии Барто

в курсе «Литературное чтение» (авт. Л.А. Ефросинина)

 в рамках УМК «Начальная школа 21 века» под.ред. Н.Ф. Виноградовой

 

«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»

В. А. Сухомлинский

 

Эти слова выдающегося педагога подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.

Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения.

И по этой причине произведения А.Л. Барто обращают на себя внимание как те, в которых раскрывается проблема нравственного воспитания и как средство формирования нравственных качеств.

    В программе «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой обозначены ценностные ориентиры её содержания:

   «Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.)» [1].

        Впервые обучающиеся МБОУ Катынской СШ, начавшие изучать предмет литературное чтение по учебнику Л.А. Ефросининой встречаются с произведением А. Барто в 1 классе на уроке литературного чтения (раздел «Учимся уму-разуму», программная тема «Стихотворения для детей»)  - это стихотворение «Я  - лишний». В результате анализа, первоклассники приходят к пониманию того, что если хочешь получить что-то хорошее, нужно сначала потрудиться, приложить усилия, потратить время. Позже, в том же разделе, но в теме ««Стихотворения о детях» первоклассники читают юмористическое стихотворение А. Барто «В школу», которое очень близко им по переживаниям перед первым Днем Знаний, успокаивает их, показывая их страхи в комичной форме.

    Далее в программной теме «Произведения о животных» (раздел «О наших друзьях — животных») знакомятся со стихотворением А. Барто «Жук», при работе с которым дети узнают от учителя, что это стихотворение поэтесса посвятила девочке по имени Наташа, потому что вероятно эта девочка совершила похожий поступок в действительности. То есть увидела жука, который жалобно жужжал между стеклами и просился выпустить его, и отпустила жука, приоткрыв окно. Это очень красивый и добрый поступок, который показывает младшим школьникам с какой любовью следует относится ко всему живому, учит состраданию и милосердию.[2] В разделе «Читаем о родной природе», в программной теме «Произведения о природе» первоклассники читают и анализируют стихотворение А. Барто «Весенняя гроза», в ходе чего выражают свои чувства, описываю какое настроение автора почувствовали и делают вывод, что это стихотворение  отражает не только событие, но и душевное состояние человека.  [3]

    Во 2 классе  в разделе «О детях и для детей», в программной теме «Произведения о детях» дети знакомятся со стихотворением А. Барто «Катя». Анализируя его, ученики делают вывод, что девочку никто не принуждает присоединиться к работе, ждут до последнего, когда у нее проснется совесть, автор  подчеркивает, кто действительно трудился, тот и имеет право ждать урожая; знакомятся с огородничеством, узнают о том, как непросто дается урожай. Далее, в разделе «Весна, весна красная», в программной теме «Разножанровые произведения о природе» читают и анализируют стихотворение А. Барто «Апрель», что служит формированию у второклассников представления о ценности и уникальности природного мира, охране природы; продолжают учиться описывать свои чувства и чувства, передаваемые автором. В программной теме «Рассказы и стихотворения о  природе» работают со стихотворением А. Барто «Воробей», смысл которого показывает детям,  что любовь сильнее страха смерти, что только на любви держится и движется наша жизнь. Это чувство присуще не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Стихотворение А. Барто «Весна, весна на улице...» (программная тема «Стихотворения о природе») содействует воспитанию экологической культуры, любви к природе, формированию эмоционального отклика на чувства, передаваемые поэтом.[4]

    Основными содержательными линиями программы «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой являются:

1.     Развитие навыков чтения

2.     Развитие восприятия произведения

3.     Знакомство с литературоведческими понятиями

4.     Развитие речевых умений

5.      Развитие творческой деятельности

      Реализация данных содержательных линий программы идёт в частности и на основе произведений А. Барто.

      Развитие навыков чтения идёт от громко-речевой формы чтения стихотворений А. Барто вслух до чтения молча.

 Для развития восприятия произведения используются задания:

-       Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение детского поэта Агнии Львовны Барто? Расскажи;

-       Прочитай стихотворение. Какое настроение передаёт автор? Какое настроение стихотворение вызывает у тебя?;

-       Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение? Объясни;

-       Какой ты представляешь девочку? Можно ли её назвать наблюдательной? Объясни ответ;

-       Понравилось ли тебе стихотворение?;

-       Какой ты представляешь себе Катю? Расскажи;

-        Подумай и расскажи, почему ребята назвали Сергея -лишним?

 

Развитию речевых умений способствуют задания:

         - Прочитай стихотворение выразительно;

-       Подготовь выразительное чтение стихотворения «Катя» (пользуйся Памяткой 1);

-       Найди и прочитай описание жука;

-       Рассмотри иллюстрацию. Прочитай слова, которые подходят к иллюстрации;

-       Как автор говорит о городе, листве, грачах, приметах весны? Прочитай;

-       Как надо читать стихотворение — быстро, медленно, умеренно? Почему? Прочитай выразительно;

-       Рассмотри иллюстрацию. Какие слова к ней относятся? Прочитай.

-       Как ты думаешь, почему так названо это стихотворение?

-       Найди в учебной хрестоматии пословицу, которая подходит к этому стихотворению;

-       Прочитай пословицу. Подходит ли она к этому стихотворению?

  Развитие творческой деятельности на основе произведений А.Барто в данном курсе проходит на основе широко используемых практических действий учащихся при выполнении заданий к изучаемому стихотворению в рабочей тетради (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста); через изобразительную деятельность (рисование, раскрашивание, оформление обложек); игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры); различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, отзывов о книгах).

    Таким образом,  следуя основному принципу поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, которые легко запоминаются и легко читаются, а по интонациям очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются, автор курса «Литературное чтение» (учебника, рабочей тетради и учебной хрестоматии) Л.А. Ефросинина включила различные произведения А. Барто именно в круг чтения 1 и 2 класса. На их же основе, с помощью системы заданий и упражнений у обучающихся 1 и 2 классов идёт развитие навыков чтения, развитие восприятия произведения, развитие речевых умений, развитие творческой деятельности.

Список литературы:

1.     Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2019 г. - 224 с.

2.     Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2018.  - 144 c.

3.     Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2019.  - 160 c.

4.     Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / [авт.- сост. Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. - 4-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.: вкл

 

 

 


Киндюхина Татьяна Николаевна учитель начальных классов

Киндюхина Татьяна Николаевна учитель начальных классов

Далее в программной теме «Произведения о животных» (раздел «О наших друзьях — животных») знакомятся со стихотворением

Далее в программной теме «Произведения о животных» (раздел «О наших друзьях — животных») знакомятся со стихотворением

Для развития восприятия произведения используются задания: -

Для развития восприятия произведения используются задания: -

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2021