Формирование нравственныз качеств воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

  • docx
  • 30.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование нравственных качеств воспитанников.docx

Анализ  контингента  воспитанников  социально-реабилитационного

центра  для  несовершеннолетних  «Гармония»  свидетельствует,  что  основная

категория  несовершеннолетних,  помещенных  в  данные  учреждения,  –  это

дети,  проживающие  в  неблагополучных  семьях  и  находящиеся  в  социально

опасном  положении  и  дети,    оказавшиеся  в  различных  трудных  жизненных

ситуациях.

Человеческая  душа,  особенно  в  юном    возрасте,    нуждается    в

нравственном  заполнении.  Она  как  природа  не  терпит  пустоты.  При  этом

очень важно, что, в конечном счете, займёт в ней главное место.

Приоритетным  направлением  в  своей  работе  много    лет    является

нравственное  воспитание.  Острота  и  злободневность  данной  направленности

не теряет актуальности.  

В  развитии  гармоничной,  свободной,  высоконравственной,  духовно

обогащенной  личности,  гражданственности  и  патриотизма  ведущая  роль

принадлежит  воспитателю.  Формирование  в  ребенке  сильной  личности

невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому

отношению  к  страданиям  и  испытаниям,  он  станет  сильной  личностью  в

полном смысле этого слова.  

Задача  педагогического  коллектива  состоит  в  помощи  воспитанникам

встать на  путь положительного развития, воспитании в них ответственности,

доброжелательности,  сдержанности,  терпимости.  Приоритетным

направлением  личностного  развития  является  индивидуализация

деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого

ребенка, выделение в нем хороших сторон и опираться на них в своей работе,

а  не  просто  на  возрастную  статистическую  норму.  Важная  задача  системы

социально-педагогической  поддержки  детства      восстановить

воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное

государственное  учреждение  не  сможет  заменить  ребенку  семью,  и  поэтому

 

 

следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном,

психологическом, педагогическом и других отношениях.

Для  развития  личности  ребенка,  формирования  культуры  поведения,

требуется соблюдение таких принципов как:

Системность

Работа  по  формированию  культуры  поведения  должна  проводиться

систематически.  Педагог  гибко  распределяет  содержание  в  течение  всего

процесса.  Целесообразно  проводить  во  второй  половине  дня  специально

организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности

детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утреннее время, так и

во  второй  половине дня.  Однако все  это не исключает работы  воспитателя с

детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно

возникающих  ситуаций  и  сложностей,  и  от  педагога  могут  потребоваться

дополнительные  объяснения,  ответы  на  вопросы,  организация  игровой

ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Опора на положительное

Воспитатель  обязан выявлять  положительное  в  ребенке  и,  опираясь  на

хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно

сориентированные  качества,  доводя  их  до  необходимого  уровня  и

гармонического  сочетания.  В  воспитательном  процессе  недопустима

конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил

и  позиций.  Только  сотрудничество.  Терпение  и  заинтересованное  участие

воспитателя  в  судьбе  воспитанника  дают  положительные  результаты.

Опытные  воспитатели  не  скупятся  на  комплименты,  щедро  авансируют

будущие  положительные  сдвиги.  Они  проектируют  хорошее  поведение,

внушают  уверенность  в  успешном  достижении  высоких  результатов,

оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

Гуманизация воспитательного процесса

Формирование нравственных качеств воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

 

Принцип  требует  гуманного  отношения  к  личности  воспитанника;

уважения  его  прав  и  свобод;  предъявления  воспитаннику  посильных  и

разумно  сформулированных  требований;  уважения  к  позиции  воспитанника

даже  тогда,  когда  он  отказывается  выполнять  предъявляемые  требования;

уважения  права  человека  быть  самим  собой;  доведения  до  сознания

воспитанника  конкретных  целей  его  воспитания;  ненасильственного

формирования  требуемых  качеств;  отказа  от  телесных  и  других  унижающих

честь  и  достоинство  личности  наказаний;  признания  права  личности  на

полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам

противоречат ее убеждениям.

Личностно-деятельный подход

Педагог  должен  постоянно  изучать  и  хорошо  знать  индивидуальные

особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих

воспитанников;  уметь  диагностировать  и  знать  реальный  уровень

сформированности  таких  важных  личностных  качеств,  как  образ  мышления,

мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни,

труду,  ценностные  ориентации,  жизненные  планы;  постоянно  привлекать

каждого  воспитанника  к  посильной  для  него  воспитательной  деятельности,

обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять и

устанавливать  причины,  которые  могут  помешать  достижению  цели,

максимально  опираться  на  собственную  активность  личности;  сочетать

воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов,

форм  самовоспитания;  развивать  самостоятельность,  инициативу,

самодеятельность  воспитанников,  не  столько  руководить,  сколько  умело

организовать  и  направлять  ведущую  к  успеху  деятельность.  Развивать

нравственные  идеалы,  нормы  и  правила  общечеловеческой  морали,  чувство

долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

Единство воспитательных воздействий

 

 

Все  лица,  причастные  к  воспитанию,  должны  действовать  сообща,

предъявлять  воспитанникам  согласованные  требования,  идти  рука  об  руку,

помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если  такое

единство  и  координация  усилий  не  достигается,  а  противодействует,  то  на

успех  рассчитывать  трудно.  Воспитанник  при  этом  испытывает  огромные

психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может

определить  и  выбрать  среди  авторитетных  для  него  влияний  правильные.

Надо сложить действие всех сил.

 Человеческая  душа,  особенно  в  юном    возрасте,    нуждается    в нравственном  заполнении.  Она  как  природа  не  терпит  пустоты.  При  этом очень важно, что, в конечном счете, займёт в ней главное место. Приоритетным  направлением  в  своей  работе  много    лет    является нравственное  воспитание.  Острота  и  злободневность  данной  направленности не теряет актуальности. 

В  развитии  гармоничной,  свободной,  высоконравственной,  духовно обогащенной  личности,  гражданственности  и  патриотизма  ведущая  роль принадлежит  воспитателю. 

Формирование  в  ребенке  сильной  личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению  к  страданиям  и  испытаниям,  он  станет  сильной  личностью  в полном смысле этого слова.  Задача  педагогического  коллектива  состоит  в  помощи  воспитанникам встать на  путь положительного развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности,  сдержанности,  терпимости.  Приоритетным направлением  личностного  развития  является  индивидуализация деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого ребенка, выделение в нем хороших сторон и опираться на них в своей работе, а  не  просто  на  возрастную  статистическую  норму. 

Важная  задача  системы социально-педагогической  поддержки  детства  –    восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное государственное  учреждение  не  сможет  заменить  ребенку  семью,  и  поэтому

 следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях. Для  развития  личности  ребенка,  формирования  культуры  поведения, требуется соблюдение таких принципов как: Системность Работа  по  формированию  культуры  поведения  должна  проводиться систематически.  Педагог  гибко  распределяет  содержание  в  течение  всего процесса.  Целесообразно  проводить  во  второй  половине  дня  специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утреннее время, так и во  второй  половине дня.  Однако все  это не исключает работы  воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих  ситуаций  и  сложностей,  и  от  педагога  могут  потребоваться дополнительные  объяснения,  ответы  на  вопросы,  организация  игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы. Опора на положительное

Воспитатель  обязан выявлять  положительное  в  ребенке  и,  опираясь  на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные  качества,  доводя  их  до  необходимого  уровня  и гармонического  сочетания.  В  воспитательном  процессе  недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и  позиций.

 Только  сотрудничество.  Терпение  и  заинтересованное  участие воспитателя  в  судьбе  воспитанника  дают  положительные  результаты. Опытные  воспитатели  не  скупятся  на  комплименты,  щедро  авансируют будущие  положительные  сдвиги.  Они  проектируют  хорошее  поведение, внушают  уверенность  в  успешном  достижении  высоких  результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

Гуманизация воспитательного процесса

 Принцип  требует  гуманного  отношения  к  личности  воспитанника; уважения  его  прав  и  свобод;  предъявления  воспитаннику  посильных  и разумно  сформулированных  требований;  уважения  к  позиции  воспитанника даже  тогда,  когда  он  отказывается  выполнять  предъявляемые  требования; уважения  права  человека  быть  самим  собой;  доведения  до  сознания воспитанника  конкретных  целей  его  воспитания;  ненасильственного формирования  требуемых  качеств;  отказа  от  телесных  и  других  унижающих честь  и  достоинство  личности  наказаний;  признания  права  личности  на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям. Личностно-деятельный подход Педагог  должен  постоянно  изучать  и  хорошо  знать  индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;  уметь  диагностировать  и  знать  реальный  уровень сформированности  таких  важных  личностных  качеств,  как  образ  мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду,  ценностные  ориентации,  жизненные  планы;  постоянно  привлекать каждого  воспитанника  к  посильной  для  него  воспитательной  деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять и устанавливать  причины,  которые  могут  помешать  достижению  цели, максимально  опираться  на  собственную  активность  личности;  сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм  самовоспитания;  развивать  самостоятельность,  инициативу, самодеятельность  воспитанников,  не  столько  руководить,  сколько  умело организовать  и  направлять  ведущую  к  успеху  деятельность.  Развивать нравственные  идеалы,  нормы  и  правила  общечеловеческой  морали,  чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др. Единство воспитательных воздействий

 Все  лица,  причастные  к  воспитанию,  должны  действовать  сообща, предъявлять  воспитанникам  согласованные  требования,  идти  рука  об  руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если  такое единство  и  координация  усилий  не  достигается,  а  противодействует,  то  на успех  рассчитывать  трудно.  Воспитанник  при  этом  испытывает  огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить  и  выбрать  среди  авторитетных  для  него  влияний  правильные. Надо сложить действие всех сил.  Таким образом, нравственное воспитание является основой всех  основ. В  зависимости  от  того,  что  мы  вложим  в  душу  ребенка  на  каждой  ступени жизни,  будет  зависеть,  что  возведет  ребенок  сам  в  дальнейшем,  как  будет строить  свои  отношения  с  окружающими.  Важно  не  только  сформировать моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, –  включить ребенка  в  различные виды  деятельности, где раскрываются  их  нравственные отношения.  Только  построив  отношения  с  детьми  на  основе  искренности  и доверия,  уважения  их  достоинства  можно  добиться  таких  результатов, которые  позволят  молодому  поколению  уверенно  войти  в  мир  взрослых, состоятся в нем

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех  основ.

В  зависимости  от  того,  что  мы  вложим  в  душу  ребенка  на  каждой  ступени

жизни,  будет  зависеть,  что  возведет  ребенок  сам  в  дальнейшем,  как  будет

строить  свои  отношения  с  окружающими.  Важно  не  только  сформировать

моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное,   включить

ребенка  в  различные виды  деятельности, где раскрываются  их  нравственные

отношения.  Только  построив  отношения  с  детьми  на  основе  искренности  и

доверия,  уважения  их  достоинства  можно  добиться  таких  результатов,

которые  позволят  молодому  поколению  уверенно  войти  в  мир  взрослых,

состоятся в нем