Формирование орфографической компетенции у младших школьников.
Оценка 4.8

Формирование орфографической компетенции у младших школьников.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
22.04.2020
Формирование орфографической компетенции у младших школьников.
Формирование орфографической компетенции у младших школьников. Методические рекомендации из опыта работы.
Магда Е.А.фомирован. орфограф. компетенции у мл.шк..docx

Формирование орфографической копметенции у младших школьников.

 

Елена Александровна Магда

Учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное         

общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная   

школа № 13».

Город Обнинск

 

В  системе  предметов  общеобразовательной  школы  основное место занимает « Русский язык».Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты усвоения других школьных предметов.

Изучение курса   русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Программа курса направлена на решение познавательной и социокультурной целей.

Познавательная цель предполагает:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- открытие детям родного русского языка как предмета изучения;

- формирование представления о русском языке как целостной системе, о о единицах, её составляющих, - звуках речи, слове, предложении.

Социокультурная цель ориентирована на:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;

- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Проблема формирования орфографической компетенции в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать орфографическую грамотность – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда можно допустить ошибку. Существует множество приёмов, позволяющих развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, навыки звукобуквенного анализа.

Упражнения по выработке орфографических навыков по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определённой последовательности.

1.     Письмо с проговариванием ( в основе этого письма - проговаривание по слогам).

П.С.Тоцкий утверждал, что безграмотных людей не бывает, надо только знать, как научиться быть грамотным. Грамотность возникает при правильном проговаривании слов. Учащимся следует постоянно предлагать работу, предполагающую проговаривание слова вслух по слогам. Происходит запоминание правописания слов через моторику произношения. При проговаривании работает не только зрительный анализатор, но и слух, и речедвигательный  аппарат, то есть при такой работе задействованы все три вида памяти – зрительная, слуховая и речедвигательная. Учащийся видит слово, слышит и произносит именно так, как требуется его написать. Результатом письма с проговариванием является грамотное письмо. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У ребят вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к письму. Сначала образец проговаривания даёт учитель, потом дети диктуют себе хором, после хорового проговаривания – индивидуально. Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.

2. Списывание.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид работы предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль. Для списывания можно использовать тексты, относящиеся к урокам окружающего мира, литературного чтения, православной культуры, тем самым  проводить комплексную работу, осуществлять  межпредметную связь, закреплять ранее изученный материал.

3.Комментированное письмо.

Этот вид работы также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Чтобы разнообразить и усложнить этот вид работы, для списывания предлагаются тексты  на выбор учащихся по определённому требованию

( выбрать текст- описание, рассуждение, повествование; текст, в котором чаще всего встречается заданная орфограмма; текст, который относится к изучаемой теме по окружающему миру, чтению и т.п.)

4.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Сначала диктуются слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра « Эхо». Читается слово, дети проговаривают его по слогам хором, так, чтобы слышал учитель. Если кто-то скопировал неправильно, то слово проговаривается ещё раз, но уже одним учеником. И уже только потом слово записывается. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

К такой работе следует привлекать менее успешных учеников,- так как появляется возможность лишний раз похвалить за то, что у него хорошо получается : положительные эмоции – важный стимул. Сравнить ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими учащимися класса («Сегодня ты проговорил чётче, чем вчера. Молодец!»)

5.Творческие работы.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на логику изложения.

Самые лёгкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Умение диктовать  себе по слогам помогает учащимся избавиться от ошибок. Если же дети часто спрашивают, как написать то или иное слово, то это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Проверка такой работы обязательна.

Систематически проводимые указанные выше виды работ, способствуют формированию орфографической грамотности учащихся.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов достигает к концу курса начальной школы внушительной цифры более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. В основу формирования орфографической грамотности при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы :

- активизация умственной деятельности всех учащихся класса;

- обучающий характер учебной деятельности;

- регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Практика показывает, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов малоэффективна. Работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность. Это достигается с помощью специальных приёмов обучения.

1 приём. Запись слов по алфавиту.

Учащимся предлагается несколько словарных слов. Учащиеся должны записать их по алфавиту. Постепенно задание усложняется. Учащиеся записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв ( второй, третьей, последней).

2 приём. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Этот приём состоит в том, что учащиеся записывают слова по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов( 1 группа – с безударной гласной а;   2 группа – с безударной гласной о и т.д.)

3 приём. Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приёмов словарно-орфографической работы является подбор слов, близких или противоположных по смыслу. Особенно большие возможности для такой работы имеются при изучении частей речи. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.

4 приём. Составление предложений с данными словами.

Этот вид работы практикуется в начальной школе достаточно широко. Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи.

5 приём. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

При использовании этого приёма учащимся предлагается вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной. Менее успешным ученикам можно предложить слова для справок. Это позволит им выполнить задание одновременно со всеми, не потерять темп работы класса, а значит почувствовать свой « успех».

6 приём. Составление кроссворда.

Учащимся предлагается составить кроссворд по заданной теме, используя только слова с непроверяемыми орфограммами.( Огород. Зоопарк. Город. Путешествие и т.д.) Эту работу можно выполнять в паре или предложить для создания проекта. Такая работа способствует формированию коммуникативных навыков, развивает чувство ответственности друг за друга, учит не смешивать личные отношения и деловой подход. Работая в паре вырабатываются умения чётко формулировать свои мысли, следить за темпом своей работы, учитывать свои возможности для выполнения необходимого задания.

Опыт показывает, что планомерное применение названных приёмов даёт возможность значительно повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям. При использовании описанных выше приёмов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.


 

Литература.

 

1.Сборник рабочих программ « Школа России» 1- 4 классы. -М. Просвещение, 2011.-528 с.

 

2.П.С.Тоцкий Орфография без правил. - М.  Просвещение, 1991. – 144 с.

 

3.В.П.Канакина  Работа над трудными словами в начальных классах. –М.: Просвещение , 1991. – 112 с.

 

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3 изд. – М. : Просвещение, 2011. – 204 с.


 

Формирование орфографической копметенции у младших школьников

Формирование орфографической копметенции у младших школьников

Письмо с проговариванием ( в основе этого письма - проговаривание по слогам)

Письмо с проговариванием ( в основе этого письма - проговаривание по слогам)

И уже только потом слово записывается

И уже только потом слово записывается

Этот приём состоит в том, что учащиеся записывают слова по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов( 1 группа – с безударной…

Этот приём состоит в том, что учащиеся записывают слова по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов( 1 группа – с безударной…

Литература. 1.Сборник рабочих программ «

Литература. 1.Сборник рабочих программ «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020