ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Безопасное поведение в природе, безопасное общение с животными и растениями - это составляющее общей культуры безопасности, которые закладываются в дошкольном возрасте. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
В детстве дети знакомятся с большим количеством норм и правил, а также требований и предостережений, значимость которых еще осознают с трудом.
Главной задачей педагогов-дошкольников является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение, т.е. формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Благодаря особой организации различных видов детской деятельности, созданы условия для формирования осмысленного отношения к нормам безопасной жизни и их усвоению.
Формы моей работы с детьми в группе разнообразны: чтение и обсуждение литературы, публикаций в детских журналах, творческие конкурсы детских рисунков о природе, тематические альбомы («Азбука поведения в природе», «Наша красная книга»), плакаты (знаки и символы по охране природы), встречи с интересными людьми (экологом, лесником, специалистом по валеологии), просмотры видеофильмов, компьютерные презентации, игры драматизации, развлечения, оформление стендов.
В ходе работы я собрала и систематизировала дидактические игры, игры-разминки, пальчиковую гимнастику, карточки-задания, картотеку загадок, пословиц, поговорок.
Уникальные возможности работы в данном направлении предоставляет нам летний период. В ходе реализации долгосрочного проекта «Лето» мои воспитанники не только получили элементарные знания то растениях, животных, насекомых и культуре поведения в природе, но и смогли проявить свои творческие способности в продуктивных видах деятельности, научились находить выход из проблемных ситуаций, получили навыки организации совместной деятельности для решения конкретных задач; повысилась познавательная активность; дети проявляют большую самостоятельность.
Важным аспектом своей деятельности считаю работу с родителями. С целью выявления отношения родителей к вопросам безопасности детей в природе, его реального осуществления в семье, провела анкетирование родителей, что выявило низкий уровень педагогической грамотности по данной проблеме. Родители в основном опираются на личный опыт.
Большое внимание уделяю совместной деятельности детей и их родителей: проведение родительских собраний, викторин, «КВН», участие родителей в походах и экскурсиях с целью охраны безопасности жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой на участке детского сада; тематические выставки из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных газет, буклетов. Такая работа способствует не только повышению педагогической культуры родителей, но и способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Хорошие результаты детской деятельности показала заключительная диагностика (проблемные вопросы, задания в игровой форме, наблюдения за проявлениями в природе), помогла выявить достижения детей группы в и освоении экологической культуры и воспитанности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.