ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Оценка 4.7
docx
09.12.2022
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности. Ключевые слова: финансовая грамотность, денежные средства, деньги, товарно-денежные отношения, игры, игровая деятельность. Ключевые слова: финансовая грамотность, игровая деятельность, деньги, товарноденежные отношения. Актуальность данной темы заключается в формировании важных привычек в финансовой сфере, начиная заниматься этим с раннего возраста, в будущем можно избежать многих ошибок. В ФГОС дошкольного образования зафиксированы развивающие задачи, решить которые можно с помощью изучения финансовой грамотности: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»

 Финансовая грамотность направлена на изучение основ финансовой культуры. Основа финансовой грамотностью заключается в бережном, рациональном и отношении в простых обменных операциях, в формировании здоровой оценки результатов любого труда (товары или деньги), верного представления у дошкольника о финансовом мире, которое в дальнейшем поможет стать успешным и самостоятельным человеком, который принимает взвешенные и грамотные решения в будущем. Важное место в развитии и воспитании дошкольника занимает развитие финансовой грамотности. Как известно, дети с рождения знакомятся с экономической составляющей в семье, а именно посещают с родителями магазины, кино, театры, парки, видят, как родители пользуются денежными средствами, как оплачивают счета в банке, знакомятся с рекламой. Все это формирует у ребенка первые представления о финансовой грамотности. Следовательно, сегодня в дошкольных образовательных учреждениях включаются в воспитательный процесс программы по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников. Развитие финансовой грамотности оказывает благоприятное воздействие на дошкольника. Во-первых, жизнь показывает в действительности, какая она есть, во-вторых, развивает экономическое мышление, коммуникабельность, грамотность и, наконец, в-третьих, развивает личность. Стоит подчеркнуть, что в дошкольном возрасте формируются вместе с финансовой грамотностью и желание к познанию, и образованию в течение всей жизни. Вследствие этого все занятия по программе экономического воспитания очень нужны дошкольникам. Такие программы создают мощную базу финансовой культуры, развивают нравственность, нестандартное мышление в сфере финансов [1]. Мир семейных и личных финансов позволяет дошкольнику максимально эффективно осваивать принятые в обществе нормы и правила поведения в интересах общества, семьи, человека, а также социокультурные ценности. Дозированное и постепенное погружение дошкольника в современный мир экономических отношений общества способствует развитию его потенциала в отношениях с миром взрослых, где финансовые отношения являются основой. В дошкольном детстве следует ограничиться набором базовых финансово-экономических понятий. Достигнуть этого можно с помощью игр в группе из трех-пяти дошколят, театрализованных постановок, а также развития речи с помощью небольших сказок и различных ситуационных задач. К принципам формирования финансовой грамотности можно отнести: • сотрудничество и содействие взрослых и детей, а также признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; • обогащение детского развития, полноценное проживание ребенком всех этапов детства; поддержка детской инициативы в различных видах деятельности; • образовательная деятельность должна быть построена на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ребенок самостоятельно выбирает содержание своего образования; • сотрудничество семьи с образовательной организацией; • приобщение детей к традициям общества, семьи, государства и социокультурным нормам. Следует отметить, что образовательная деятельность в дошкольной организации должна обеспечивать развитие мотивации, личности и охватывать все пять образовательных областей. Дети уже в дошкольном возрасте подсоединяются к экономической жизни семьи: встречаются с разнообразной рекламой, деньгами, совершают вместе с родителями покупки в магазине. В результате этого они овладевают основами экономических знаний. Детям старшего дошкольного возраста необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, и финансовая сфера не исключение. В дальнейшем это поможет им правильно планировать свои финансовые операции, распределять свой бюджет. Именно в этот период приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, формируется экономический базис в создании будущего экономического мышления. Финансовая грамотность - это умение человека распоряжаться своими доходами и расходами, принимать верное решение по распределению денежных средств, иначе говоря, умение не только тратить, но и сохранять и приумножать свои финансовые средства. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. А также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Конечно, ребёнок-дошкольник самостоятельно не освоит эту область, но с помощью педагога и родителей, путешествуя в этот новый удивительный и интересный мир, он получит доступные знания из области экономики, поймет, какое место она занимает в окружающем мире, где и когда человек встречается с ней. Совместная работа педагога и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Что же может стать содержанием экономического воспитания в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство (домашние занятия родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия), карманные деньги. Перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи, которые способствуют формированию у дошкольников финансовых представлений: - это создание условий для формирования азбучных экономических представлений; - развитие заинтересованности детей аспектами финансовой грамотности и применением этих знаний в жизни; - обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; Занятия по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность. Освоение дошкольником финансовых представлений эффективнее осуществляется при соблюдении принципа системности, комплексности, постепенности и регулярности в освоении, дифференцированности при выборе темпа работы. Большое значение для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни. Применение игровой деятельности самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. Потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого - умельцем. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности. В процессе дидактических игр «Хорошо - плохо», «Конфетки и монетки», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Кто что производит», «Можно - нельзя», «Где что можно купить» дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, приобретают новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в различных условиях, с разнообразными объектами, что увеличивает прочность и осмысленность формирования и закрепления экономических представлений. Игра-путешествие - это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» могут быть организованы наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату. Настольно - печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится - без урона для кошелька. Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности дошкольников. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников. Также дети знакомятся с людьми различных профессий, начинают бережнее относиться к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся сотрудничать друг с другом. Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности. Библиографический список: 1. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. Об утверждении Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2013 годы [Электронный ресурс]. URL https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-25092017-n2039-r/strategiia-povysheniia-finansovoigramotnosti-v/i/ (дата обращения 05.11.2022) 2. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.: ил. 3. Бичева И.Б., Степаненкова А.В. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 26-29. 4. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебнометодическое пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с. 5. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников). Калининград, 2013. 26 с. 6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002. 80 с. 7. Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений 8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 63. 9. Чекина, А. А. Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры / А. А. Чекина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6489/ (дата обращения: 04.11.2022)


 

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Мир семейных и личных финансов позволяет дошкольнику максимально эффективно осваивать принятые в обществе нормы и правила поведения в интересах общества, семьи, человека, а также социокультурные…

Мир семейных и личных финансов позволяет дошкольнику максимально эффективно осваивать принятые в обществе нормы и правила поведения в интересах общества, семьи, человека, а также социокультурные…

Конечно, ребёнок-дошкольник самостоятельно не освоит эту область, но с помощью педагога и родителей, путешествуя в этот новый удивительный и интересный мир, он получит доступные знания…

Конечно, ребёнок-дошкольник самостоятельно не освоит эту область, но с помощью педагога и родителей, путешествуя в этот новый удивительный и интересный мир, он получит доступные знания…

Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников

Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников

Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования

Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022