Формирование основ здорового питания у обучающихся с ОВЗ средствами программы «Разговор о здоровье и правильном питании» мастер-класс
Оценка 4.8

Формирование основ здорового питания у обучающихся с ОВЗ средствами программы «Разговор о здоровье и правильном питании» мастер-класс

Оценка 4.8
docx
17.11.2022
Формирование основ здорового питания  у обучающихся с ОВЗ средствами программы  «Разговор о здоровье и  правильном питании»  мастер-класс
мастер-класс ТЕТЕРИНА Здоровое питание.docx

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинская специальная школа-интернат №16»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование основ здорового питания

 у обучающихся с ОВЗ средствами программы

 «Разговор о здоровье и  правильном питании»

 

мастер-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила -  учитель  высшей  квалификационной  категории  Тетерина М.А.

 

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье, как известно,  зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания. Разговор о правильном питании ведется на страницах большого количества популярной и специальной литературы.

Правильное питание – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. 
Тема правильного питания близка и понятна многим. Все знают, что правильное питание ребёнка – важнейшее условие его нормального роста и развития, залог здоровья. Но вот что такое «Правильное питание» - об этом у разных людей бытует невероятное количество суждений, порой догматических и лженаучных. 

Правильное питание - это основа здоровья человека.

Пища – единственный источник, с которым учащийся получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи.

Родителям и учителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.

Актуальность проблемы сохранения здоровья очевидна: среда существования современного человека становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, изменяются привычки людей. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей была и будет приоритетной в деятельности любого школьного учреждения.

Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, о правильном питании, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Привычка к здоровому, рациональному питанию должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях.

Пропаганда рационального питания в школе и семье, личный пример учителей и родителей поможет создать здоровое поколение.

Совсем коротко расскажу о программе, которая будет очень полезной и интересной обучающимся с нарушениями развития интеллекта . Программа «Разговор о правильном питании» - новый и во многом уникальный образовательный курс, направленный на формирование у детей основ здорового образа жизни. Курс представляет интерес не только для детей и педагогов, но и для родителей.
 Курс «Разговор о правильном питании», составлен на основе образовательной программы разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких.

Цель программы: сформировать у школьников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье, осознание здоровья как главной человеческой ценности, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни.

Задачи программы:

Формировать у обучающихся представления о влиянии питания на здоровье.

Воспитывать культуру здоровья, гигиенические привычки и навыки культурного поведения.

Развивать навыки правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, выработка способности разделять продукты питания на более и менее полезные.

Программа «Разговор о правильном питании содержит 3 части (модуля):

1 часть «Разговор о правильном питании» предназначена для детей 6 – 8 лет, т. е. учеников 1 или 2 классов;

2 часть «Две недели в лагере здоровья» предназначена для детей 9-11 лет – учеников 3 или 4 классов.

3 часть «Формула правильного питания» предназначена для подростков 12-14 лет – учеников 5 или 6 классов.

Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Программа предусматривает различные формы организации занятий: беседы, игры, викторины, экскурсии, мини-проекты, а также работа в тетради. Детям предоставляется только тот объем информации, касающийся здорового питания, которым они реально могут воспользоваться в жизни и который имеет для них практическую значимость. Содержание всех тем представлено небольшим по объему текстом с красочными иллюстрациями и многочисленными практическими заданиями, выполняя которые ребенок самостоятельно закрепляет материал. Задания, предлагаемые в тетрадях, ориентированы на творческую работу. Большой интерес вызывает у детей чтение по ролям, разыгрывание сценок, отгадывание кроссвордов; раскрашивание, рисование, отгадывание загадок, использование наклеек при выполнении заданий, а также для оценивания своих поступков.

В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе – игра «Кафе»). «Мы идём в магазин».

Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).

Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье – это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки – игра «Угадай-ка»).

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).

Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п.

Успешной реализации программы «Разговор о правильном питании» и формированию осознанного отношения к здоровому питанию способствуют уроки окружающего мира; интегрированные уроки по предметам (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, СБО, изобразительная деятельность и т. д.); уроки здоровья.

Чтение и развитие речи.  Пословицы о хлебе.

Без печки холодно — без хлеба голодно.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Ешь пироги, а хлеб вперед береги.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Нет хлеба — нет обеда.

Хлеб — всему голова.

Все приедается, а хлеб — нет.

 Письмо и развитие речи

Упражнения с описанием рецептов приготовления блюд и заготовок, полезных продуктов.

СБО

Игра «Угадайка».

Учитель предлагает детям загадки о блюдах, входящих в состав обеда.

Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили. (Картофель)

Картошка, капуста, морковка, да лук...

До чего же хороши

Получились наши... (Щи)

Биология. История. География. Математика

Раскопки и летописи свидетельствуют о том, что люди умели делать сыр еще во времена фараонов. Самому старому из дошедших до нас рецептов — две тысячи лет.

Для изготовления 1 кг сыра требуется 10 литров молока.

90 г сыра обеспечивает организм человека дневной нормой

кальция, а молока для этого нужно 3 литра.

Макароны изобрели китайцы. В Европу их завез знаменитый венецианец Марко Поло. В Италии создан музей макаронного дела.

Интегрированный подход в процессе работы по программе «Разговор о правильном питании» позволяет учесть возрастные и физиологические особенности школьников с ОВЗ, которым свойственно поверхностное восприятие несущественных объектов окружающего мира. Использовать возможности каждого учебного предмета для развития и воспитания учащихся.

Виды интегрированных уроков.

 Уроки с измененными способами организации: урок-встреча с поварами «Все профессии важны».

 Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка «Как из зерна появилась булка».

 Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: выпуск живой газеты «Лесная аптека».

Уроки с игровой состязательной основой: блиц-турнир «Где прячутся витамины».

 Уроки-практикумы: «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной» «Что приготовить на завтрак».

Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала: урок-панорама «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».

Быстро, эффективно и увлекательно проверить усвоение изученного материала позволяет использование тестов и кроссвордов.

Программа предусматривает тесное взаимодействие с родителями. Для детей и родителей предусмотрены анкеты.

Программа «Разговор о правильном питании» представляет собой образовательную технологию, которая позволяет реально сформировать у детей с ОВЗ полезные навыки и привычки в области здорового питания и готовность выполнять их.

Освоившие программу «Разговор о правильном питании» младшие школьники в старших классах на уроках социально-бытовой ориентировки значительно лучше овладеют основными способами чтения рецептов, выбора полезных продуктов, составления индивидуального меню и приготовления пищи, что, в свою очередь, должно способствовать повышению уровня социальной адаптации выпускников.

Литература.

1.      Программа «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009),

2.      Методическое пособие «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2014

3.      Образовательная программа «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007)

4.      Образовательная программа «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009)

 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

wwwprav-pit.ru

https://infourok.ru/prezentaciya-krossvord-po-zdorovomu-pitaniyu

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/09/22/testy-po-programme-osnovy-zdorovogo-pitaniya-3-4-klassy

https://infourok.ru/sbornik-testov-po-programme-zdorovoe-pitanie-617344.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Цель программы: сформировать у школьников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье, осознание здоровья как главной человеческой ценности, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности…

Цель программы: сформировать у школьников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье, осознание здоровья как главной человеческой ценности, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности…

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях

Биология. История. География

Биология. История. География

Образовательная программа «Формула правильного питания» (М

Образовательная программа «Формула правильного питания» (М
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022