Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинская специальная школа-интернат №16»
Формирование основ здорового питания
у обучающихся с ОВЗ средствами программы
«Разговор о здоровье и правильном питании»
мастер-класс
Подготовила - учитель высшей квалификационной категории Тетерина М.А.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
Здоровье, как известно, зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания. Разговор о правильном питании ведется на страницах большого количества популярной и специальной литературы.
Правильное питание –
важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни,
что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах
нового поколения.
Тема правильного питания близка и понятна многим. Все знают, что правильное питание
ребёнка – важнейшее условие его нормального роста и развития, залог здоровья.
Но вот что такое «Правильное питание» - об этом у разных людей бытует
невероятное количество суждений, порой догматических и лженаучных.
Правильное питание - это основа здоровья человека.
Пища – единственный источник, с которым учащийся получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи.
Родителям и учителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.
Актуальность проблемы сохранения здоровья очевидна: среда существования современного человека становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, изменяются привычки людей. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей была и будет приоритетной в деятельности любого школьного учреждения.
Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, о правильном питании, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Привычка к здоровому, рациональному питанию должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях.
Пропаганда рационального питания в школе и семье, личный пример учителей и родителей поможет создать здоровое поколение.
Совсем коротко расскажу о
программе, которая будет очень полезной и интересной обучающимся с нарушениями
развития интеллекта . Программа «Разговор о правильном питании» - новый и во
многом уникальный образовательный курс, направленный на формирование у детей
основ здорового образа жизни. Курс представляет интерес не только для детей и
педагогов, но и для родителей.
Курс «Разговор о правильном питании», составлен на основе образовательной
программы разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной
физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких.
Цель программы: сформировать у школьников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье, осознание здоровья как главной человеческой ценности, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни.
Задачи программы:
Формировать у обучающихся представления о влиянии питания на здоровье.
Воспитывать культуру здоровья, гигиенические привычки и навыки культурного поведения.
Развивать навыки правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, выработка способности разделять продукты питания на более и менее полезные.
Программа «Разговор о правильном питании содержит 3 части (модуля):
1 часть «Разговор о правильном питании» предназначена для детей 6 – 8 лет, т. е. учеников 1 или 2 классов;
2 часть «Две недели в лагере здоровья» предназначена для детей 9-11 лет – учеников 3 или 4 классов.
3 часть «Формула правильного питания» предназначена для подростков 12-14 лет – учеников 5 или 6 классов.
Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Программа предусматривает различные формы организации занятий: беседы, игры, викторины, экскурсии, мини-проекты, а также работа в тетради. Детям предоставляется только тот объем информации, касающийся здорового питания, которым они реально могут воспользоваться в жизни и который имеет для них практическую значимость. Содержание всех тем представлено небольшим по объему текстом с красочными иллюстрациями и многочисленными практическими заданиями, выполняя которые ребенок самостоятельно закрепляет материал. Задания, предлагаемые в тетрадях, ориентированы на творческую работу. Большой интерес вызывает у детей чтение по ролям, разыгрывание сценок, отгадывание кроссвордов; раскрашивание, рисование, отгадывание загадок, использование наклеек при выполнении заданий, а также для оценивания своих поступков.
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе – игра «Кафе»). «Мы идём в магазин».
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).
Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье – это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки – игра «Угадай-ка»).
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).
Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п.
Успешной реализации программы «Разговор о правильном питании» и формированию осознанного отношения к здоровому питанию способствуют уроки окружающего мира; интегрированные уроки по предметам (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, СБО, изобразительная деятельность и т. д.); уроки здоровья.
Чтение и развитие речи. Пословицы о хлебе.
Без печки холодно — без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба — нет обеда.
Хлеб — всему голова.
Все приедается, а хлеб — нет.
Письмо и развитие речи
Упражнения с описанием рецептов приготовления блюд и заготовок, полезных продуктов.
СБО
Игра «Угадайка».
Учитель предлагает детям загадки о блюдах, входящих в состав обеда.
Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили. (Картофель)
Картошка, капуста, морковка, да лук...
До чего же хороши
Получились наши... (Щи)
Биология. История. География. Математика
Раскопки и летописи свидетельствуют о том, что люди умели делать сыр еще во времена фараонов. Самому старому из дошедших до нас рецептов — две тысячи лет.
Для изготовления 1 кг сыра требуется 10 литров молока.
90 г сыра обеспечивает организм человека дневной нормой
кальция, а молока для этого нужно 3 литра.
Макароны изобрели китайцы. В Европу их завез знаменитый венецианец Марко Поло. В Италии создан музей макаронного дела.
Интегрированный подход в процессе работы по программе «Разговор о правильном питании» позволяет учесть возрастные и физиологические особенности школьников с ОВЗ, которым свойственно поверхностное восприятие несущественных объектов окружающего мира. Использовать возможности каждого учебного предмета для развития и воспитания учащихся.
Виды интегрированных уроков.
Уроки с измененными способами организации: урок-встреча с поварами «Все профессии важны».
Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка «Как из зерна появилась булка».
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: выпуск живой газеты «Лесная аптека».
Уроки с игровой состязательной основой: блиц-турнир «Где прячутся витамины».
Уроки-практикумы: «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной» «Что приготовить на завтрак».
Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала: урок-панорама «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».
Быстро, эффективно и увлекательно проверить усвоение изученного материала позволяет использование тестов и кроссвордов.
Программа предусматривает тесное взаимодействие с родителями. Для детей и родителей предусмотрены анкеты.
Программа «Разговор о правильном питании» представляет собой образовательную технологию, которая позволяет реально сформировать у детей с ОВЗ полезные навыки и привычки в области здорового питания и готовность выполнять их.
Освоившие программу «Разговор о правильном питании» младшие школьники в старших классах на уроках социально-бытовой ориентировки значительно лучше овладеют основными способами чтения рецептов, выбора полезных продуктов, составления индивидуального меню и приготовления пищи, что, в свою очередь, должно способствовать повышению уровня социальной адаптации выпускников.
Литература.
1. Программа «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009),
2. Методическое пособие «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2014
3. Образовательная программа «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007)
4. Образовательная программа «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009)
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
wwwprav-pit.ru
https://infourok.ru/prezentaciya-krossvord-po-zdorovomu-pitaniyu
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/09/22/testy-po-programme-osnovy-zdorovogo-pitaniya-3-4-klassy
https://infourok.ru/sbornik-testov-po-programme-zdorovoe-pitanie-617344.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.