ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл
03.06.2023
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья о формировании ответственности у младших школьников
Статья.docx

1 слайд      

формирование ответственности у младших школьников

Лобанова И.Н.,

учитель начальных классов

 

2 слайд  

     Начать своё выступление хочу с притчи.

     «Однажды маленький мальчик потерялся в лесу. Он долго искал дорогу, но так и не смог выбраться из леса. И вдруг увидел старичка. Мальчик очень обрадовался и бросился к нему. «Я потерялся, - сказал он.- Мне очень страшно в этом лесу, я очень хочу есть. Пожалуйста, помоги мне». Старик посмотрел на малыша, покачал головой… и пошел дальше своей дорогой. Мальчик побежал за ним, повторяя: «Я хочу есть…» Но старик опять не предложил ему помощь… Через некоторое время мальчик стал наблюдать за тем, что делает старик – он собирал ягоды и срывал с дерева орехи. И мальчик стал повторять за ним. Старик хорошо знал, как выжить в глухом лесу, и мальчик многому научился у него. Он научился собирать ягоды, грибы и орехи, ловить рыбу, строить жилище. Он стал сам нести ответственность за себя. Мудрый старик научил его этому, вместо того, чтобы взять ответственность за ребенка на себя».

     Говорят, если ты хочешь помочь человеку, то предложи ему не рыбку, а удочку. Пусть он сам ее поймает. Вот так и поступил наш мудрый старичок.

     Как часто мы принимаем условия игры, по которым другие несут ответственность за нас. Все начинается с самого рождения, когда отец и мать отвечают за свое дитя. Дальше в школе учителя берут ответственность за наши знания, а когда начинаем работать, то считаем, что за все отвечает начальник, а мы только работаем на него. И так повторяется из поколения в поколение.

     Многие из нас вместо того, чтобы заботиться о себе, или другими словами нести ответственность за свое здоровье, за свои знания, за свою работу, за свое место в жизни, тратят свою жизнь на раздумья о том, что должны делать другие.

     Может быть, пора прервать этот порочный круг и позволить своим детям и близким самим нести полную ответственность за свою жизнь?

 

     В настоящее время утверждение А. де Сент-Экзюпери «Быть человеком – это значит ощущать свою ответственность» приобрело особую практическую и теоретическую значимость.

  3 слайд      

Что же такое ответственность? внимание на слайд

              Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого.

              Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.

              Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.

Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека.        

     Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного. 4 слайд

Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.

— Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, «порядок есть порядок». Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

     «Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Зоны ответственности     5 слайд

     Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни ребенка. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в нашей воспитательной позиции, но так или иначе — это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».

     Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители и учителя должны обратить пристальное внимание. Она начинает развиваться около 2,5-3 лет, когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота — под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?». Это постепенно развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными), которые могут быть.

     Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала…»? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, ребенку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются, чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к нему других людей.

     Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним.

     Ответственность за собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели.

     Ответственность за данное слово и принятое решение. В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И взрослые обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово». «Ты обещал, держи свое слово!» — такие фразы часто звучат из уст взрослых. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

     Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи. Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо.

     Внимательные родители и учителя поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. Мы можем помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка — значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

     Экологическая ответственность. К сожалению, об этом виде ответственности взрослые все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! На родительских собраниях обязательно надо поднимать эти проблемы. Обязательно обращать внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначать  важность бережного отношения к природе.

     Каждый родитель согласится, что рано или поздно ребенок должен взять ответственность за свою жизнь полностью в свои руки. Роль родителя перемещается в роль советчика, если удалось установить хорошие и теплые отношения с ребенком в период его роста и взросления. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

Условия воспитания ответственности: 6 слайд

— Самоуважение.

— Разумные ограничения.

— Продолжительность и постепенность.

— Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

— Учет особенностей характера.

— Учет личного опыта.

Уровни ответственности: 7 слайд

     Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Учитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате;

     Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Желательно, чтобы контроль и наставление проходило в спокойной и терпеливой манере.

     Третий уровень: выполняет задание самостоятельно. Если учитель хорошо выполнил условия первых двух уровней.

 

     Таким образом, приучение детей к ответственности происходит — как и все в воспитании, — в форме обмена между родителем, ребенком и учителем. Дети могут взять на себя ответственности ровно столько, сколько учитель и родители готовы отдать. Надо предоставлять определенную свободу действий детям без опаски и излишних ограничений. Это должно начинаться с самого раннего возраста. Среди множества аспектов ответственности особое значение имеют обязанности. Но об этом в следующий раз. Это отдельная тема разговора.


 

Лобанова И.Н., учитель начальных классов 2 слайд

Лобанова И.Н., учитель начальных классов 2 слайд

Может быть, пора прервать этот порочный круг и позволить своим детям и близким самим нести полную ответственность за свою жизнь?

Может быть, пора прервать этот порочный круг и позволить своим детям и близким самим нести полную ответственность за свою жизнь?

Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений

Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений

Это поведение, ответственное по отношению к близким людям

Это поведение, ответственное по отношению к близким людям

Обязательно обращать внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначать важность бережного отношения к природе

Обязательно обращать внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначать важность бережного отношения к природе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2023