Формирование патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности
В данной статье показана работа педагога с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию патриотических чувств через разные виды деятельности. Подобран комплекс игр по патриотическому воспитанию, проводились беседы, развлечения, досуги, проекты, которые помогут в решении проблем в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста. В результате моей работы у детей возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильное отношение к миру, стране, природе.
Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста является очень важным и актуальным в нашей стране. В последнее время резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей в воспитании патриотизма, поэтому особенно важно заложить основы патриотического воспитания именно в дошкольном возрасте. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Дошкольное детство является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как ребенок очень впечатлителен, и получаемые знания остаются у него надолго, а иногда и на всю жизнь. Это и необходимо использовать и в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к близким людям, родному дому, городу, стране. В чувстве патриотизма фокусируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие. Для педагога, работающего с детьми, вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать формированию патриотического воспитания, всегда важен и актуален.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, поставила перед собой следующие задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей Родине, городу, в котором он живет, семье, детскому саду;
2. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
3. Расширение представлений о своем городе;
4. Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
6. Знакомство с символами государства (гербом, флагом, гимном) и символами своего города;
7. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
8. Формирование толерантности и чувства уважения к другим народам, их традициям;
Данные задачи я реализовывала во всех видах деятельности: на занятиях, в играх труде, быту.
В группе был пополнен уголок по патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия», где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Была подготовлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию: «Военные профессии», «Собери флаг», «Найди флаг России» и т.д.
Были сделаны игры своими руками «Укрась национальным узором платье куклы», «Лото «Русские узоры», «Русские узоры» и т.д. Во время НОД, бесед, досугов использовались сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного приготовления. Широко использовались различные видеоролики на различные темы патриотического и нравственного характера.
В группе проходил проект: «Иркутск – город столичный», где дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей, становятся внимательными друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Итоговым мероприятием было посещение «Краеведческого музея».
В дошкольный период происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что в работе с семьей воспитателю важно опираться на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому, в работе по патриотическому воспитанию детей я использовала различные формы и методы работы с родителями:
- анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания, в котором родители отвечали на вопросы по патриотическому воспитанию;
- была организована совместная работа детей и родителей над составлением герба семьи, генеалогического древа семьи;
- был оформлен альбом «Наша дружная семья»;
- проводились различные тематические беседы, консультации, рекомендации по вопросам семейного воспитания;
В результате моей работы у детей возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильное отношение к миру, стране, природе. Появился интерес к истории, к художественной литературе, выросло количество участников, проводимых в детском саду и в группе, различных конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате моей работы по формированию патриотических чувств, дети будут располагать знаниями о городе, символике, природе и если им будут известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, и если они проявят интерес к приобретенным знаниям, то можно считать, что моя педагогическая задача выполнена.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.