Формирование положительной мотивации у обучающихся на уроках математики
Оценка 4.7

Формирование положительной мотивации у обучающихся на уроках математики

Оценка 4.7
docx
14.02.2022
Формирование положительной мотивации у обучающихся на уроках математики
Формирование положительной мотивации у обучающихся на уроках математики.docx

Формирование положительной мотивации у обучающихся на уроках математики

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К.Д.Ушинский

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Формирование и развитие положительной мотивации обучающихся – одна из главных задач педагога. Как известно, из учебных предметов наиболее трудным для восприятия умом школьников является математика. В большинстве своем дети находят данную учебную дисциплину скучной и трудной для обучения. И поэтому особенно важно, чтобы на уроках математики преподаватель смог в полной мере завладеть вниманием учеников и направить его на изучение материала, предусмотренного на данный урок.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность образовательной деятельности. Педагогическое взаимодействие с учеником становится эффективным только с учетом особенностей его мотивации. Правильное стимулирование мотивации к обучению у обучающихся является важным фактором эффективного обучения и воспитания.

Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

В образовательной деятельности существует ряд проблем, относящихся к традиционным. Мотивация относится к их числу. Одной из главных задач педагогов является вопрос в развитии личности обучающегося с помощью психолого-педагогических методик. Такие методики применяются для повышения у обучающихся положительной мотивации к обучению. Мотив обучающегося определяет активное участие в образовательной деятельности и понимание того, что обучение является личностно-значимым для него. Отсутствие мотивации к обучению ведет к неуспеваемости и интеллектуальной пассивности, что в дальнейшем может привести к отклонениям в поведении.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

 Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Практическая деятельность педагогов и различные исследования указывают на то, что успеха в учебе добиваются те, чья  мотивация сильнее и устойчивее. Также большую роль играют потребности в самореализации через включение в различные виды деятельности. В настоящее время проблема отсутствия мотивации к обучению крайне распространена.

Причина спада школьной мотивации:

1.                 У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2.                 Отношение ученика к учителю.

3.                 Отношение учителя к ученику.

4.                 У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5.                 Личная значимость предмета.

6.                 Умственное развитие ученика.

7.                 Продуктивность учебной деятельности.

8.                 Непонимание цели учения.

9.                 Страх перед школой.  

В настоящее время существует множество форм формирования и развития учебной мотивации к математике. Достигнуть этого можно с помощью:

                   обогащения содержания уроков математики историческими справками и материалами;

                   решения нестандартных задач;

                   решения задач различной степени сложности;

                   выделения изящества методов вычислений;

                   нешаблонного алгоритма построения уроков и использования элементов, придающих занятиям определенный характер;

                   применения современных технических инноваций и разных наглядных пособий;

                   использования интересных для учеников форм опроса на уроках (например, игровых);

                   использования методик внеурочной деятельности;

                   использования форм обратной связи (различные работы, тесты, математические диктанты, устные и письменные опросы);

                   разнообразия домашнего задания;

                   конкретного разъяснения о применении математики в жизни;

                   проведения математических конкурсов, викторин, олимпиад;

                   применения методик деятельности работ по группам (например, коллективное решение заданий в группах от 4 до 6 человек);

                   привлечение занимательной практической деятельности (приемы, опыты);

                   использования программы методов и тренингов, направленной на развитие учебной мотивации.

Одна из основных причин плохой успеваемости по математике – это слабый интерес многих обучающихся к этой дисциплине, или отсутствие интереса вовсе. Многие школьники считают математику скучной наукой. Интерес обучающихся к математике зависит от качества учебной работы на уроке. Применяя различные формы развития мотивации к математике, можно значительно повысить интерес к изучению предмета, а соответственно и успеваемость.

При решении ряда вопросов, касающихся проблемы математического образования в школе необходимо использовать интегрированные уроки, внеклассную работу, проектную и исследовательскую деятельность. Педагогу стоит уделять особенное внимание внеурочной деятельности по математике, в том числе математическим конкурса. Цель такой работы – привить интерес и любовь к математике, развить оригинальное мышление и возможность принимать нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях. Регулярная и систематическая внеурочная деятельность поддерживает у учеников интерес к математике. Для проведения внеклассной работы и уроков в начальной школе, с целью повышения познавательного интереса и учебной мотивации младших школьников к математике необходимо использовать дополнительную литературу. Рассмотренные формы развития мотивации, решение вопросов, стоящих перед педагогом и использование дополнительной литературы в своей деятельности, помогут эффективному формированию и развитию учебной мотивации в процессе обучения математике.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому одним из перспективных путей развития и повышения мотивации учения является применение нетрадиционных методов и форм организации урока, например, групповая работа и работа в паре.

В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения.

Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.

Приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

«Удивляй»

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

«Интеллектуальная разминка»

Начиная урок, учитель поднимает молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).

Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

                   активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);

                   развитие логического и критического мышления;

                   систематизация знаний и умений;

                   возможность выбора своей деятельности учащимися (составь «именную» задачу, из той области знаний, которая тебе понятна и знакома).

Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания. А чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность.

Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к умению ее решать.

«Сними информацию»

«Раскодируй»

«Прочитай геометрический рисунок»

«Прочитай график функции»

Варьируются задания, рисунки, схемы, но учащиеся знают, что необходимо увидеть знакомые фигуры, их элементы, символы, формулы. Установить логические связи между ними, выявить и изложить идею, заложенную («закодированную») в этом рисунке, графике, модели. Иногда выдвигается своя идея, не менее интересная.

Методическая ценность приема:

                   активное включение в работу всех учащихся;

                   свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);

                   обеспечивается системность знаний и умений;

                   обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);

                   развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

«Задай соседу вопрос»

Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.

Дальнейшая учебная деятельность является продолжением, развитием той мысли, которую я вкладываю в применяемые в начале урока приемы. Происходит осмысление значимости предстоящего изучения нового. Создается положительный настрой привлечением исторического материала, загадочного жизненного примера (почему пятиконечная звезда так часто встречается в символах; почему канализационные люки круглые, а не квадратные; почему гвозди изготавливают то круглые, то трехгранные и т.д.).

Появился вопрос, значит, его надо разрешить, отсюда появляется необходимость детального изучения материала по данному вопросу. А если этот материал добыт учащимися самостоятельно, в ходе какого – либо исследования, то он вдвойне ценен. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер (учащиеся самостоятельно решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем):

«Объединяй по общему признаку»

«Найди ошибку»

«Найди лишнее и аргументируй»

«Найди недостающий факт для достоверности» и др.

Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика.

Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно подобранной последовательной серией подцелей с ясными для достижения учащимися критериями. При этом оценка деятельности учащихся должна быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами.

Ответственность учеников за учебу, достижения в ней – мечта каждого учителя. Одну такую тактику обучения, ведущую к передаче ответственности, для детей, имеющих трудности в обучении описал М.Раттер .

Она состоит из нескольких этапов, следуя которым, учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть возникшее у него отрицательное отношение к учебе и добиться того чтобы ребенок успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.

1. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету и предоставить возможность поверить в собственные силы и способствовать достичь успеха. М.Реттер советует использовать не только личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости. Для того чтобы у ребенка возникла вера в собственные силы, учителю придется ввести для него иную систему оценивания результатов.

2. Учитель должен оценить, что известно, что неизвестно ученику по его предмету с тем, чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводиться с помощью специальных тестовых заданий.

3. Программа обучения таких учеников должна быть разбита на серию мелких шагов. Такое поэтапное обучение и позволит ребенку самому следить за собственным прогрессом, то есть облегчить задачу и педагогу, и ребенку.

4. Программу следует сконструировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха. Как правило, дети имеющие трудности обладают длительным опытом неуспеха и разочарования в собственных возможностях и поэтому первостепенное значение приобретает момент осознания ими того, что они могут успешно учиться.

5. Учитель и ученик должен работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определить зоны трудностей.

6. Должна быть установлена система поощрений за успех и выполнения заданий. Это не обязательно должны быть стандартные оценки, которые долгое время будут невысокими. Самое важное при этом перенести акцент в оценках с неуспеха на успех.

Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации учащихся, для правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности препятствует возникновению “психологического барьера”, обеспечивает управление социально-психологическим процессом в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь. Кроме того, необходимо развитие таких характеристик, как умение управлять дыханием, тембром голоса, темпом речи, правильная дикция. Роль учителя имеет свои функции: обеспечение полноценной передачи знаний; обеспечение эффективной учебной деятельности школьников; обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.

Роль педагога призвана обеспечить:

                   положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности

                   полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе обучения

                   рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся


 

Формирование положительной мотивации у обучающихся на уроках математики «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями

Формирование положительной мотивации у обучающихся на уроках математики «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями

В образовательной деятельности существует ряд проблем, относящихся к традиционным

В образовательной деятельности существует ряд проблем, относящихся к традиционным

Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности

Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности

В настоящее время существует множество форм формирования и развития учебной мотивации к математике

В настоящее время существует множество форм формирования и развития учебной мотивации к математике

Интерес обучающихся к математике зависит от качества учебной работы на уроке

Интерес обучающихся к математике зависит от качества учебной работы на уроке

В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т

В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т

Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос

Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос

Задай соседу вопрос» Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке

Задай соседу вопрос» Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке

Любая деятельность должна быть оценена

Любая деятельность должна быть оценена

Программа обучения таких учеников должна быть разбита на серию мелких шагов

Программа обучения таких учеников должна быть разбита на серию мелких шагов

Роль педагога призвана обеспечить: ‒ положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности ‒ полноценное восприятие, осознание,…

Роль педагога призвана обеспечить: ‒ положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности ‒ полноценное восприятие, осознание,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022